Взаимодействие педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста: рекомендации учителя-логопеда
консультация

Морозова Юлия Николаевна

В данной консультации освещена модель по активизации развития речи дошкольников в условиях ДОУ. Выделены основные направления взаимодействия педагогов ДОУ в работе над развитием речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekabr2023.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста: рекомендации учителя-логопеда

Подготовила учитель-логопед Морозова Ю.Н.

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно — психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Самую многочисленную группу — до 70 % от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Деятельность педагогов ДОО направлена на развитие когнитивных, познавательных процессов, напрямую связанных с речью.

Работа по активизации процесса развития речи представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля. Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Тесная взаимосвязь педагогов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

В работе по активизации словаря большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя — логопеда и воспитателя. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию.

Модель работы по активизации развития речи представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольной образовательной организации как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника. Содержание работы по активизации развития речи строится с учётом ведущих линий речевого развития — фонетики, лексики, грамматики, связной речи и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития дошкольника с ОНР.

Система работы по активизации развития речи предусматривает индивидуальные, фронтальные НОД, а также самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно-речевой среде.

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей работы по активизации развития речи. Их деятельность направлена на развитие когнитивных, познавательных процессов, напрямую связанных с речью.

Выделение основных направлений взаимодействия помогает более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса.

Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи. Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОО позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности. Четко сформулировать объективное заключение. Наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий педагогов позволяет эффективно активизировать процесс развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции, развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. Занятия воспитателя по заданию логопеда (они проводятся ежедневно во вторую половину дня). Задания для повторения и закрепления материала по изучаемой лексической теме, отработанного с детьми логопедом, например, по совершенствованию навыков грамматического строя речи. Материал, сложный для усвоения детьми: подбор однокоренных слов; подбор глаголов; образование прилагательных; составление описательных рассказов по схеме и т. п. Индивидуальная работа с детьми по автоматизации и дифференциации звуков, а также задания по всем разделам программы, с теми детьми, которым наиболее трудно дается усвоение нового материала. При необходимости работа с ними. Игры и упражнения на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики (пальчиковая гимнастика, игры на развитие координации движения с речью). Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации основных её компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм.

Взаимодействие всех специалистов ДОО дает возможность наметить коррекционную работу в разных жизненных ситуациях.

Учитель-логопед осуществляет: Обследование воспитанников ДОО и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную, в содержание других видов деятельности, а также в режимные моменты.

Педагог-психолог включает следующие направления: коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющих отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмике совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма, просодическая сторона речи

Медицинский работник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы ребёнка с ОНР в соответствии со средневозрастными критериями.

 Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций и специальные коррекционно-развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно-временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве. Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико-грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.

Вся работа специалистов направлена на активизацию процесса развития речи, согласованность действий специалистов различного профиля в условиях дошкольной образовательной организации позволяет эффективнее влиять на процесс развития речи.

Взаимодействие всех заинтересованных в работе по активизации процесса развития речи положительно сказывается на качестве работы.