Стимуляция развития речи детей младшего возраста
рабочая программа по логопедии (младшая группа) на тему

Романова Ирина Леонидовна

     Тематический доклад по методике стимуляции развития речи детей младшего возраста. Материал содержит общие рекомендации и базовые правила помогающие воспитателям правильно и своевременно организовать мероприятия стимулирующие речевое развитие, мышление, развивающие артикуляцию и расширяющие словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stimulyatsiya_razvitiya_rechi_detey_mladshego_vozrasta.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 91 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

 

Доклад на тему

«Стимуляция развития речи детей раннего возраста»

Подготовила:

Романова И.Л группа №4

младший возраст

2017   УЧЕБНЫЙ ГОД

Основные цели и задачи:

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

  • Развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

  • Художественная литература – воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Развивающая речевая среда должна способствовать развитию речи как средства общения:

- Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми:

«Загляни в раздевалку и расскажи мне кто пришел»

«Узнай у мамы и расскажи мне…»

«Предупреди маму...»

«Что ты сказал маме?»

«Что он тебе ответил?»

- Добиваться того, чтоб к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

- Предлагать для самостоятельного рассмотрения картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям о предметах, а так же об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках эмоциональное состояние людей и животных (радуется, грустит и т.д.)

Формирование словаря

- На основе расширения ориентировки детей в своем ближайшем окружении развивать понимание речи и активировать словарь

-  Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения

- Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру:

«Принеси Машеньке тарелочке для ягод»

«Возьми красный карандаш»

«Спой песенку маленькому зайчику»

-  Называть местоположение предметов:

«Кубик на верхней полочке, высоко»

«Стоять рядом»

- Имитировать действия людей и движения животных:

«Покажи, как поливают из леечки»

«Походи как медвежонок»

Обогащать словарь детей

- существительными обозначающими названия игрушек; предметов личной гигиены (полотенце, расческа, носовой платок); одежды, обуви, посуды, мебели; спальных принадлежностей (одеяло, подушка, пижама); транспортных средств (машина, автобус); овощей, фруктов; домашних животных и их детенышей (котенок, щенок).

- глаголами обозначающими трудовое действие (стирать, лечить); действие, характеризующее взаимоотношения людей (помочь, пожалеть); их эмоциональное состояние (плакать, смеяться).

- прилагательными обозначающими цвет, величину, вкус (красный, сладкий, большой, холодный);

- наречиями (близко, далеко, высоко, темно)

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной деятельности детей.

Звуковая культура речи

- Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных согласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных); в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и не сложных фраз (из двух слов)

- Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

- Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса «Киска - брысь!», «Кто пришел?» «Кто стучит?».

Грамматический строй речи

- Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, за, под)

- Упражнять в использовании некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных форм состоящих из двух-четырех слов («Кисонька-мурысонька, куда пошла?»)

Связанная речь

- Помогать детям отвечать на простейшие вопросы «Что?», «Кто?», «Что делает?»

- Помогать отвечать на более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?»)

- Поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказать об изображенном на картинке, о новой игрушке, о событиях из личного опыта.

- Во время игр инсценировок учить детей повторять несложные фразы, помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок

- Учить детей слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Основные факторы развития речи детей раннего возраста

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее воздействием меняется характер восприятия ребенка.

Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он  по-своему воспринимает окружающие явления.

Ребенок, который овладел речью, осознает, прежде всего, значение предметов. Под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип.

Перестраиваются под влиянием речи и процессы памяти. Под влиянием речи изменяется характер деятельности ребенка. Сначала, играя, он воспроизводит действия, непосредственно разученные с взрослыми. Затем, с усложнением формирующихся нервных процессов получаемых от окружающей среды, действия ребенка усложняются. Таким образом, уже виденное им становится содержанием игры.

На третьем году жизни, при правильном развитии можно обнаружить игры нового характера. Прежде чем начать играть, ребенок берет на себя роль, выражая ее словесно. Дети не просто отображают увиденное ими, но их действия подчиняются заранее поставленной цели, оформленной в словах. Такая игра способствует развитию воображения, творчества, активизирует закрепление постепенно увеличивающегося опыта ребенка.

Но переход на ролевую игру возможен лишь с использованием речи. Возникнув в результате общения ребенка с родителями, речь становится средством общения, т.е. начинает выполнять свою основную, главную функцию. Через слово происходит  формирование различных взаимоотношений маленького человека с окружающими.

С развитием речи у ребенка вырабатывается послушание, умение выполнять просьбы взрослых, способность считаться с интересами других детей. С развитием понимания и самостоятельной речи ребенка, все окружающее становится для него более осмысленным. Это развивает человеческое мышление.

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс. Возникающая способность ребенка к общению свидетельствует о новой функции коры головного мозга – деятельности второй сигнальной системы.

Для своевременного и полноценного развития речи в условиях детских учреждений необходимо уесть следующие факторы:

- Обогащение словесного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением

- Установление частого эмоционально – положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимного общения воспитателя с детьми и детей между собой

- Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой деятельности.

Сочетание слов с непосредственным восприятием остается на всем протяжении первых трех лет ведущим для развития речи. Употребляемые взрослым слова должны опираться на имеющийся чувственный опыт ребенка.  Большое значение имеет совместное с взрослыми рассматривание предметов, наблюдение за явлениями природы, действиями окружающих.

Одна из основных ошибок, отрицательно влияющих на развитие речи детей раннего возраста – шаблонная речь, которой часто пользуются воспитатели. Ребенок слышит изо дня в день в определенной ситуации повторяемые выражения. Формирование стереотипных словесных сочетаний очень обедняет словарь и не способствует образованию обобщенного значения каждого слова.

Задержка в образовании обобщенного значения слов ведет к тому, что всякое непривычное, новое сочетание даже хорошо знакомых в отдельности слов, либо оказывается непонятным ребенку, либо понятое им не выполняет своей функции  т.е. не служит сигналом к действию.

Одним из условий, стимулирующих речь, является сила ориентировочной реакции. Понимание слова устанавливается быстрее при наличии сильной заинтересованности детей, сосредоточении на показываемом предмете. Поэтому следует внимательно наблюдать за поведением ребенка и более часто использовать именно те предметы и действия с ними, которые вызывают больший интерес, а тем самым и большую речевую активность.

Успех в формировании речи заключается не только в количестве понимаемых и употребляемых слов, но и в расширяющемся значении этих слов для поведения ребенка, для развития всей его познавательной деятельности.

Второй фактор – общение ребенка с взрослыми.

Здесь необходимо выполнение двух обязательных условий:

- Обеспечить частое общение воспитателя с каждым ребенком;

- Воспитать у детей потребность в общении с взрослыми.

Далеко не каждое общение развивает речь. В период раннего детства наибольшего эффекта достигает индивидуальное общение с ребенком, в его процессе легче сосредоточить внимание маленького человека. Содержание речи можно приспособить к уровню развития и индивидуальным особенностям каждого малыша.

Индивидуально адресованная речь привлекает большее внимание ребенка, повышает эмоциональное значение слова и способствует его активной речевой реакции. Поэтому даже при проведении групповых игр и образовательной деятельности по возможности чаще обращаться к каждому ребенку по отдельности.

В некоторых случаях эта особенность совершенно игнорируется. От педагога исходят в основном групповые обращения: «Дети, давайте собирать игрушки!»

Малыши не реагируют на подобные призывы, так как не понимают что под словом «Дети» подразумевается каждый из них.

Существенную роль играет так же общение воспитателя с ребенком во время таких жизненно важных процессов как кормление, укладывание спать, одевание. Частая повторяемость этих процессов, разнообразие и обилие предметов с которыми дети сталкиваются в это время, все это создает благоприятную основу для развития речи (третий фактор).

Однако и этого недостаточно. Среди мероприятий в детском саду большое значение приобретает специальная образовательная деятельность, которая при правильном и систематическом проведении способствует развитию всех сторон речи. В разные возрастные периоды речь развивается неравномерно, это зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Только при своевременном и полноценном для каждого возрастного периода уровне формирования всех сторон речи можно достичь оптимального результата к трем годам.

Большое влияние на развитие речи оказывает общение детей между собой, особенно старших с младшими, возникающее уже в  пределах раннего детства. Такое взаимное общение начинает положительно влиять на развитие речи детей раннего возраста с того периода, когда они умеют сравнительно хорошо воспроизводить слышимые звуки.

На третьем году жизни детей шире знакомят с окружающей жизнью – с элементарными признаками и назначениями предметов. Во время еды, умывания, одевания и других режимных процессов воспитатель говорит с ребенком, показывает качества и признаки предметов.

Необходимо избегать в разговоре с детьми употребления однообразных, ежедневно повторяющихся фраз и выражений. Одни и те же мысли по-разному высказанные взрослыми не только обогащают словарь ребенка, но и расширяют, углубляют его представление об окружающем мире.

Дети овладевают умением узнавать действия на рисунке и воспроизводить их, начинают понимать рассказы о событиях знакомых им по прошлому опыту (без показа предметов, игрушек, картин).

В период раннего возраста у ребенка значительно возрастает словарь общеупотребительных слов и возникшее в конце второго года жизни словотворчество. Однако процесс восприятия речи еще далек от совершенства. Бедность впечатлений, отставание в развитии понимания могут служить причиной несовершенного различия слов, сходно звучащих. Облегчают овладение правильным произношением игры со звукоподражанием. В обычной жизни, в беседах с ребенком, в образовательной деятельности его поправляют и просят повторить слово правильно.

Третий год жизни – период быстрого совершенствования грамматического строя. К концу этого периода речь детей по форме значительно приближается к повседневной речи взрослых. В разговоре с ребенком взрослый должен учитывать уровень его речи. Речь взрослого должна быть более совершенной, разнообразной по построению предложений, богатой по словарю, выразительной по интонации.

ЛИТЕРАТУРА:

    Пособия для воспитателей детского сада

  1. «Воспитание и развитие детей раннего возраста»

Ред. В.В. Гербова, И.М. Козакова, Г.М. Лялина

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Ред. Н.Е. Варакса, Т.Е. Комарова, М.А. Васильева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста.

Дидактические игры и упражнения  на тему "Овощи"...

«Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с предметным окружением»

В раннем возрасте с детьми необходимо очень много разговаривать о том, что наблюдаем вокруг себя, знакомить детей с происходящими процессами в повседневной жизни. Чем больше мы обращаем детское вниман...

Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе

Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе...

Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...