Методическая разработка логопедического занятия автоматизация звука «Ш» по теме: «Транспорт»
методическая разработка по логопедии на тему

Иванова Анна Вячеслававна

Занятие поможет детям старшего дошкольного возраста в игровой форме автоматизировать звук "Ш"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 общеразвивающего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Конспект

логопедического занятия автоматизация звука «Ш»

по теме: «Транспорт»

(с использованием современных образовательных технологий: информационно-компьютерные, игровые, здоровьесберегающие)

Составитель:

Иванова Анна Вячеславовна

Учитель-логопед

Санкт-Петербург

2016

Цель: создание условий для закрепления правильного произношения звука [Ш].

Задачи:

Коррекционно - обучающие:

  • Развивать умение выделять на слух звук «ш» из слов, давать его характеристику;
  • Закрепить умение определять место звука «ш» в словах;
  • Совершенствовать навык фонематического синтеза;
  • Активизировать, уточнять и обогащать словарный запас по теме: «Транспорт»;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать внимание, память, мышление;
  •  развивать умения работать с дидактическим материалом

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навык работы в группе;
  • создать эмоционально комфортные условия для детей;

Возраст детей: 6-7 лет.

Материалы и оборудование: экран для просмотра презентаций, штриховка «Автомобиль» (раздаточный материал), звуковые домики, раскраски с буквой «Ш» на каждого ребенка, презентация, мольберт.


Учитель-логопед

Дети

  1. Организационный момент:

Слайд № 2

Здравствуйте ребята.

Какой сегодня чудесный день и у меня хорошее настроение.

А у вас?

А когда у человека хорошее настроение, что он делает….улыбается. Предлагаю вам улыбнуться друг дугу. А теперь посмотрите на свои ладошки, приложите их к щекам. Какие они? Передайте тепло своих ладоней друг другу, пожмите руки.

Упражнение «Передай тепло»

  1. Работа над фонетическими представлениями.

Ребята, посмотрите вокруг, в нашей группе что-то изменилось?

Слайд № 3

(на интерактивной доске знак вопроса)

Узнаем, о чём он нас спрашивает?

Отгадаем загадку?

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
Молодцы, отгадали.

А что вы еще видите на экране ?

Слайд № 4

(на экране изображения машины, шины, шоссе, шасси самолета)

Давайте вместе со мной произнесём эти слова…. (логопед выделяет голосом звук «Ш»).

Какой звук встречается в названии каждой из них?

Правильно, это звук «Ш».

Какой буквой обозначается звук «Ш»?

Слайд № 5

Логопед предлагает одному ребёнку из разрезных букв алфавита найти букву «ША». Закрепляют её на мольберте.

    3.Уточнение артикуляции звука

Ребята, на что похожа буква «ША»?

Напомните, пожалуйста, ещё раз, какой звук обозначает буква «ША»?

Давайте вместе произнесем этот звук.

А этот звук согласный или гласный?

Как мы моет это проверить?

Давайте повторим, как правильно произносить звук «Ш».

Далее проговаривается артикуляционная характеристика звука: при произнесении звука «Ш» губы округлены и выдвинуты вперёд, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а язык «чашечкой». Воздух идёт по середине языка, и он теплый. Горлышко не дрожит.

А теперь будем правильно произносить звук «Ш» в словах.

  1. Логоритмическая распевка

Слайд № 6

Мчатся машины с машинами,

Шелестят машины шинами.

Остановилась машина,

Зашипели тихо шины: ш-ш-ш-ш-ш.

Понравилась вам распевка. Продолжаем дальше играть.

4.  Физкультминутка.

Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со звуком ш-ш-ш)

В бензобак нальем бензин (имитация движения)

И поедем в магазин («поездить» по комнате)

5. Развитие фонематического слуха

Игра «Внимательные ушки»

Слайд № 7

Я буду произносить слова, а вы хлопайте, когда услышите в слове звук «Ш»

Слова: шофер, гараж, шланг, шум, мотоцикл, колесо, капот, руль, машина, кузов.

6. Работа над фонетическим позиционным анализом.

Ребята, придумайте слова, где звук может находиться в начале, в середине и в конце слова. Вы знаете, что звук может находиться начале, середине, конце, слова.

Возьмите звуковые домики и фишки.  Какого цвета фишки нам нужны и почему?

Предлагаю вам найти место звука «Ш» в этих словах.

Слайд № 8, 9, 10, 11

Перед вами на экране первое слово «машина», найдите правильную схему.

( 1 квадратик-начало слова, 2- середина, 3 конец). Если мы выполнили задание правильно, то схема увеличится в размере, а неправильные схемы улетят с экрана

Выполняют задание аналогично со словами: шляпа, сушка, камыш.

7. Упражнение на развитие графо-моторных навыков «Штриховка автомобиля».

Слайд № 12

Ребята, посмотрите какие у меня машины?

Предлагаю вам побыть водителями машины, каждой своей (логопед раздаёт раздаточный материал). А как они будут выглядеть, вы изобразите сами. Для этого нужно выполнить штриховку. Покажите друг другу, что получилось.

«Ш» – такая шалунишка,
На забор похожа слишком,
Укрепили только вот,
Тот забор наоборот.

Итог: ребята, с каким звуком мы сегодня играли?

В каких словах мы его встречали?

Сколько хороших слов с этим звуком мы услышали! Давайте ещё раз его произнесем.

Молодцы, вы хорошо правились со всеми заданиями. И я хочу вам предложить дома вместе с родителями оживить букву «ША». Нарисовать картинку, в названии которой она будет.

Слайд № 13

До свидания!

Мягкие, теплые.

Дети трут ладонь об ладонь и передают своё тепло другому.

Да, появился знак вопроса.

(Машина)

Звук «Ш»

Буква «ША»

Расческу, забор….

Шшшш…

Согласный

Этот звук нельзя «пропеть», при произношении воздух встречает преграду.

Повторяют артикуляционную характеристику звука.

Повторяют

Хлопают, услышав слова: шланг, шум, шофер, машина.

Синего цвета, потому что звук «Ш» твёрдый согласный.

Дети по очереди подходят к экрану и выбирают правильную схему, а остальные дети на свих рабочих местах выполняют это же задание в звуковых домиках

Дети заштриховывают «Автомобиль»

Со звуком «Ш»

В словах: шум, шина, шофёр, машина, шоссе, шасси.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга Презентация к конспекту логопедического занятия автоматизация звука «Ш» по теме «Транспорт» Разработана самостоятельно учителем-логопедом Ивановой А.В. Санкт-Петербург 2016

Слайд 5

Ш

Слайд 6

Мчатся машины с машинами, Шелестят машины шинами. Остановилась машина, Зашипели тихо шины: ш-ш-ш-ш-ш .

Слайд 7

Игра «Внимательные ушки»

Слайд 8

МАШИНА

Слайд 9

ШЛЯПА

Слайд 10

СУШКА

Слайд 11

КАМЫШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе по теме: "Автоматизация, дифференциация звуков Р и Рь"

Закрепление навыка правильного    произношения и различения звуков  Р и   Рь  в   слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и стихах; развитие фон...

Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе по теме " Животные жарких стран"

Методическая разработка плана занятия в подготовительной группе для детей с ОНР " Животное из жарких стран"...

Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе по теме «Путешествие в осенний лес»

Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе по теме «Путешествие в осенний лес»...

Методическая разработка логопедического занятия «Поиск сокровищ». Закрепление и автоматизация звука «Р» .

          Данная образовательная коррекционная деятельность разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр на...

Методическая разработка конспект занятия "Автоматизация звука [ш]"

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в словах для воспитанников подготовительной группы детей с ЗПР, с использованием ТСО....

Методическая разработка - индивидуальное занятие. Автоматизация звука [р].

Конспект индивидуального занятия с воспитанником по коррекции звукопроизношения.Тема: «Автоматизация звука [р] в словах, предложениях и чистоговорках».Цель: автоматизировать звук [р] в сло...