Зима-время года
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

wolobuewa.iwanowna

Зима  встречается  с  детьми ,  она  с  ними  играет. Дети  отгадывают  загадки  о  зиме,  составляют  предложения ,  рисуют  карнику  зимы.  Дарят  картинке  Зиме,  прощяютс  с  ней  и  уходят  в  царство  зимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zima_-_vremya_goda.docx24.25 КБ
Файл tema_zima_-_vremya_goda.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР – детский   сад №5 «Солнышко

Конспект   занятия   по   развитию   речи.

в   подготовительной   группе   детей   ОНР.

«Зима – время  года»

 Задачи

Образовательные:

  Активизация и   актуализация   словаря   по  теме,  совершенствование грамматического строя   речи (образование  уменьшительно  – ласкательных форм  существительных , однокоренных    слов,  употребление  простых и  сложных  предлогов.

Коррекционные:

Развитие  связной речи, общих  речевых  навыков,  зрительного и  звукового  внимания и  восприятия, тонкой  и  общей  моторики,  творческого  воображения,  подражательности.

Речевые:

Расширение ,  активизация  и   актуализация   по  теме,  совершенствование  монологической  и  диалогической  речи  детей.

Оздоровительные:

Приобщение   детей к   здоровому   образу   жизни.

Воспитательные:  

Воспитание   навыков     сотрудничества ,   взаимодействия,   активности,  самостоятельности,  любви,  и  бережного  отношения  к природе.

Предварительная   работа.

Проведение   бесед   на   тему «Зима», «В   лесу    зимой » .    Чтение   художественной     литературы  ,  чтение    стихотворений,   загадывание   загадок,  подбор  пословиц,  поговорок  о  зиме.

Оборудование:   макеты   деревьев  ,  сани,  зимующие  птицы  в  гнезде ,  ворона, ласточка,  сундучок,  волшебная  палочка,  костюм  зимы,  мальчика,  лошадей,  карандаши,  листочки  для  рисования.

                      Организационный момент.

Дети ,  сегодня группа   превратилась   в   зимнюю     поляну .   Давайте мы сегодня   поговорим   о   зиме.

  В группу вбегает Зима и три месяца (в форме лошадей).

   Ребенок :-  Тройка, тройка  прилетела

                        Скакуны   в  той тройке   белы

                         А в санях сидит царица

                          Белокоса    ,белолица

                           Как махнула рукавом

                           Все    покрыла   серебром.

Ребенок: -Вы- волшебница Зима

                      Вы одеваете в снега

                        Все кочки и пенечки

                         Скамейки и стога

                          Одели рукавички

                           На   веточки  берез

                             Чтоб выдержать могли они мороз.

Зима: -  Я - великая волшебница Зима. Могу раскрыть вам волшебную тайну природы. И если вы согласитесь побывать в моем королевстве, мои кони унесут вас далеко-далеко.

 Логопед :-  Дети, вы хотите побывать в царстве Зимы?

Дети: - Хотим!

Зима : - Ну  ,  тогда садитесь в мои волшебные сани.

Дети     садятся     за   стульчики  (  вокруг  оформления   виде   саней).

Логопед: -  А   чтобы  было  весело  ехать, мы с вами  споем веселую песню.

Дети  поют  песню   « Три  белых  коня».

 Вот мы и приехали в царство зимы. Давайте сейчас придумаем много слов   красивых о зиме, какая она?

  Дети: - Холодная, морозная, снежная, красивая, метельная, прекрасная, удивительная…

  Логопед: - А  с  зимой живут  три брата. Давайте назовем этих братьев.

  Дети: -Декабрь,   январь , февраль.

  Логопед: - А что вы знаете о месяце декабре? Слайд №1

  Дети: - Декабрь начинает зиму.

Декабрь помогает зиме остудить землю.

Его верные друзья мороз и ветер.

Зима одевает  поля,  леса ,  степи в пуховые одеяла.

Зима дарит снежные   шубы   деревьям.

Дни короткие, ночи длинные в декабре.

  Логопед: - А что мы   вместе   расскажем о декабре?

  Физкультурная   минутка:

В   декабре ,  в  декабре  все  деревья в  серебре,

Снег    в   окошке   , на   крылечке,

Солнце в небе голубом,

В нашем доме топят печки,

 Кверху дым идет столбом.   (  Дети    выполняют   движения  руками согласно произнесенным словам логопеда).

  Логопед:  - Молодцы!   А что вы знаете о втором месяце зимы? Слайд №2

  Дети: Январь –   всей    зимы государь.

Январь открывает календарь.

В январе ласково светит солнышко, сообщая о том, что день прибавился, но тепла еще долго не будет.

В январе начинается    холодный период зимы.

В январе наш любимый праздник -  Новый год.

Утром под   елку    Дед  Мороз приносит  подарки.

Мы любим январь за то, что можно покататься на санках, лыжах, коньках.

  Логопед: - Правильно дети.

  В  январе ,  в январе много снегу на дворе.

  В  январе наш любимый   праздник   -  Новый  год.

  Утром под елку Дед Мороз приносит подарки.

  Мы  любим  январь за то, что  можно  покататься на санках, лыжах, коньках.

  Логопед: -Правильно, дети.

В январе, в январе много снегу на дворе.

А  давайте мы  образуем  новые   слова  со  словом  снег.

   Дети:- Снеговик, снегурочка, снежный, Белоснежка, Снежок, снеговой.

  Логопед: - Хорошо, а   умеете  ли   вы  отгадывать  загадки о   зиме.

  Дети   :- Умеем!

Слайд №3.

  Логопед загадывает загадки.

Дел  у  меня  не мало-

Я    белым  одеялом

Всю землю одеваю

В лед    реки   превращаю,

Белю дома, поля

Зовут меня…. (Зима).

Меня   не   растили

Из снега слепили

Вместо носа ловко

Вставили морковку

Глаза -  угольки

Ручки -  сучки

  Холодная  ,  большая

Кто я   такая?      (Снежная баба)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою

Но солнце ее напечет-

Заплачет она  и  умрет .      (Сосулька)

Все лето стояли

Зимы ожидали

Дождались поры

Помчались   с   горы.     (Санки).

С неба падают зимой

И  кружатся  над   землей

Мягкие пушистые пушинки

Милые ……..(Снежинки).

Какой это мастер на стенки нанес

И листья, и  травы, и  заросли  роз.         (Мороз)

Мчусь, как пуля, я вперед

Лишь поскрипывает лед

Да мелькают огоньки

Кто несет меня …….. (Коньки)

  Логопед: -Вы    знаете   очень    много   загадок,  а  теперь  давайте составим веселую картинку зимних забав.

Дети  составляют  предложения  по  картинкам , ставят их на доску.

  Логопед: - Дети,  а  какая у вас любимая   игра в садике на площадке.

  Дети: - Снежки.

  Логопед: - А   давайте  с   вами  с  играем  в   эту  игру.

Физкультурная    минутка  :  дети   имитируют игру  в  снежки со  словами.

Мы в снежки играем смело,

Ах, какое это дело,

Нам в снежки играть не лень,

Мы  б  играли  целый день.

Хлоп,   хлоп  не  зевай ,

А в меня скорей бросай.

Пусть мороз морозит нас

Мы согреемся сейчас.

Ножками затопаем,

Ручками захлопали.

  В это время в группу   влетает   ребенок   переодетый в костюм вороны

Кар, кар, вы тут играете

В королевстве безобразия творятся.

Птицы замерзают.

  Логопед: - Дети, что это ворона так   каркает    давайте и посмотрим.

Дети подходят к кормушке.

  Логопе д:-  Каких  птиц вы видите в кормушке?

Дети   рассказывают  о   птицах : снегире,  синичке,  сороке ,  дятле.

  Логопед :  -А какие это птицы?

Ребенок: - Зимующие птицы.

  Ребенок  :- Ой  , посмотрите , а вот еще дна птичка замерзает- это ласточка.

А ласточка перелетная птица.

  Логопед: - Ребята,  птичка  заболела  и   не  смогла   улететь  с  другими птицами. Давайте мы ее заберем с собой в группу, будем кормить, весной ее выпустим на волю. Дети кладут ласточку в рукавичку и садятся на стульчики.

  Логопед: -  Дети  ,  а какой  сейчас месяц?

 Дети: -Февраль месяц.

Логопед: - А, что   мы   знаем   об   этом   месяце?

Дети :  Февраль  последний   месяц  зимы.

Февраль-  месяц   лютый   спрашивает   как обутый.

В феврале    зима    дарит    солнышку   рукавички.

В   феврале   тает   снег.

Логопед: - Правильно   дети,   именно ,  в   феврале  ласково   пригревает  солнышко,  тает  снег  на  крышах   и  проводах,  образуя  сосульки.

,

Дети :  скользкие ,  гладкие,  мокрые,  холодные,  прозрачные.

Логопед :  а  какие  они   по  цвету?

Дети :  блестящие,   прозрачные,  хрустальные.

Логопед :  правильно,  вот  они  какие   красивые  .  Я   держу    льдинку   в   теплой   руке,  что  с  ней  происходит?

Дети:   льдинки  в   руке  тают.

Логопед : вот    так  и  в  природе  происходи т:  бегут  ручьи,  природа  оживает А  какие   важные  события  происходят  в  жизни  животных,  птиц.

Дети:   у  медведя  появляются  медвежата,  у  клестов   клесты.

Логопед :  дети,  что-  то  ворона  загрустила.

Ворона : я  всю  зиму  летела,  о   зиме  все  ворковала,  а  теперь  не  знаю  как  о  зиме  рассказать.

Логопед : стала  ты  совсем  стара,  забыла  все  зимние  слова.

Дети : давайте  напомним  вороне  зимние  слова,  которые  мы  с  вами  запомнили

Дети :   снег,  мороз,  лед,  снежинка,  метель,  вьюга,  сосулька  ,     снеговик.  

Логопед :  дети,  как  вы  хорошо    рассказали  о  зиме.  Я     вижу      вам   нравится    это    время   года.  Вот    она    красавица -  русская   зима.    Дети      и   взрослые   любят  это  время  года за ее  волшебную  красоту,  яркие  сверкающие     краски.     подольше   ее   образ   оставался   в  вашей   памяти,  постарайтесь  нарисовать ее  яркую,  сверкающую,  суровую,  затаившуюся  перед  снежной  бурей,  можно  нарисовать  веселую  картинку  зимних  забав.  А  эти  картинке  мы  отдадим  Зиме.

Дети    рисуют   картинку   зимы. А   теперь   нам     надо   расставаться.   Спасибо    тебе   Зима   за    гостеприимство      ,  радость ,  которую    т ы  нам  предоставила. А   мы   теперь   отправимся    в   царство   весны,   узнаем  все  о  цветах  об  их  красоте  и  величии.

Зима : ну что ж  прощайте,   отправляйтесь  к  весне ,  но  такого  богатства  вы  у  нее  не  найдете

Зима   убегает.

Логопед :  зима нас  оставила,  а  как же  мы  попадем обратно .В  это  время  выходит  мальчик  переодетый  в  волшебника.

Я   не   волшебник  ,  я  только  учусь.

Но   дружба   помогает   делать   всякие   чудеса.

Я   наблюдал   за    вами ,  вы  мне  очень  понравились.

Зима    добрая ,  не    обижайтесь  на  нее,  просто    хотела  вас  оставить  у  себя.  А   когда     вы   отказались   она    расстроилась    и    попросила  передать вам  этот  сундучок  с  подарками.  Дети    достают   из   сундучка   конфеты.

Потом   дети   закрывают   глаза,   а  волшебник   каждого   ребенка касается  волшебной  палочкой  .

Логопед :  говорит : «Раз,  два, три, смотри».

Дети   открывают   глаза.

Логопед: вот   мы   с   вами   оказались   опять   на    нашей   поляне.  А    теперь   давайте     отправимся   в   царство    весны .  Дети    уходят   из   группы.  А     наше   занятие   подошло   к   концу.  До свидания.

 

                   

 

                         



Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР – детский   сад №5 «Солнышко

Конспект   занятия   по   развитию   речи.

в   подготовительной   группе   детей   ОНР.

«Зима – время  года»

 Задачи

Образовательные:

  Активизация и   актуализация   словаря   по  теме,  совершенствование грамматического строя   речи (образование  уменьшительно  – ласкательных форм  существительных , однокоренных    слов,  употребление  простых и  сложных  предлогов.

Коррекционные:

Развитие  связной речи, общих  речевых  навыков,  зрительного и  звукового  внимания и  восприятия, тонкой  и  общей  моторики,  творческого  воображения,  подражательности.

Речевые:

Расширение ,  активизация  и   актуализация   по  теме,  совершенствование  монологической  и  диалогической  речи  детей.

Оздоровительные:

Приобщение   детей к   здоровому   образу   жизни.

Воспитательные:  

Воспитание   навыков     сотрудничества ,   взаимодействия,   активности,  самостоятельности,  любви,  и  бережного  отношения  к природе.

Предварительная   работа.

Проведение   бесед   на   тему «Зима», «В   лесу    зимой » .    Чтение   художественной     литературы  ,  чтение    стихотворений,   загадывание   загадок,  подбор  пословиц,  поговорок  о  зиме.

Оборудование:   макеты   деревьев  ,  сани,  зимующие  птицы  в  гнезде ,  ворона, ласточка,  сундучок,  волшебная  палочка,  костюм  зимы,  мальчика,  лошадей,  карандаши,  листочки  для  рисования.

                      Организационный момент.

Дети ,  сегодня группа   превратилась   в   зимнюю     поляну .   Давайте мы сегодня   поговорим   о   зиме.

  В группу вбегает Зима и три месяца (в форме лошадей).

   Ребенок :-  Тройка, тройка  прилетела

                        Скакуны   в  той тройке   белы

                         А в санях сидит царица

                          Белокоса    ,белолица

                           Как махнула рукавом

                           Все    покрыла   серебром.

Ребенок: -Вы- волшебница Зима

                      Вы одеваете в снега

                        Все кочки и пенечки

                         Скамейки и стога

                          Одели рукавички

                           На   веточки  берез

                             Чтоб выдержать могли они мороз.

Зима: -  Я - великая волшебница Зима. Могу раскрыть вам волшебную тайну природы. И если вы согласитесь побывать в моем королевстве, мои кони унесут вас далеко-далеко.

 Логопед :-  Дети, вы хотите побывать в царстве Зимы?

Дети: - Хотим!

Зима : - Ну  ,  тогда садитесь в мои волшебные сани.

Дети     садятся     за   стульчики  (  вокруг  оформления   виде   саней).

Логопед: -  А   чтобы  было  весело  ехать, мы с вами  споем веселую песню.

Дети  поют  песню   « Три  белых  коня».

 Вот мы и приехали в царство зимы. Давайте сейчас придумаем много слов   красивых о зиме, какая она?

  Дети: - Холодная, морозная, снежная, красивая, метельная, прекрасная, удивительная…

  Логопед: - А  с  зимой живут  три брата. Давайте назовем этих братьев.

  Дети: -Декабрь,   январь , февраль.

  Логопед: - А что вы знаете о месяце декабре? Слайд №1

  Дети: - Декабрь начинает зиму.

Декабрь помогает зиме остудить землю.

Его верные друзья мороз и ветер.

Зима одевает  поля,  леса ,  степи в пуховые одеяла.

Зима дарит снежные   шубы   деревьям.

Дни короткие, ночи длинные в декабре.

  Логопед: - А что мы   вместе   расскажем о декабре?

  Физкультурная   минутка:

В   декабре ,  в  декабре  все  деревья в  серебре,

Снег    в   окошке   , на   крылечке,

Солнце в небе голубом,

В нашем доме топят печки,

 Кверху дым идет столбом.   (  Дети    выполняют   движения  руками согласно произнесенным словам логопеда).

  Логопед:  - Молодцы!   А что вы знаете о втором месяце зимы? Слайд №2

  Дети: Январь –   всей    зимы государь.

Январь открывает календарь.

В январе ласково светит солнышко, сообщая о том, что день прибавился, но тепла еще долго не будет.

В январе начинается    холодный период зимы.

В январе наш любимый праздник -  Новый год.

Утром под   елку    Дед  Мороз приносит  подарки.

Мы любим январь за то, что можно покататься на санках, лыжах, коньках.

  Логопед: - Правильно дети.

  В  январе ,  в январе много снегу на дворе.

  В  январе наш любимый   праздник   -  Новый  год.

  Утром под елку Дед Мороз приносит подарки.

  Мы  любим  январь за то, что  можно  покататься на санках, лыжах, коньках.

  Логопед: -Правильно, дети.

В январе, в январе много снегу на дворе.

А  давайте мы  образуем  новые   слова  со  словом  снег.

   Дети:- Снеговик, снегурочка, снежный, Белоснежка, Снежок, снеговой.

  Логопед: - Хорошо, а   умеете  ли   вы  отгадывать  загадки о   зиме.

  Дети   :- Умеем!

Слайд №3.

  Логопед загадывает загадки.

Дел  у  меня  не мало-

Я    белым  одеялом

Всю землю одеваю

В лед    реки   превращаю,

Белю дома, поля

Зовут меня…. (Зима).

Меня   не   растили

Из снега слепили

Вместо носа ловко

Вставили морковку

Глаза -  угольки

Ручки -  сучки

  Холодная  ,  большая

Кто я   такая?      (Снежная баба)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою

Но солнце ее напечет-

Заплачет она  и  умрет .      (Сосулька)

Все лето стояли

Зимы ожидали

Дождались поры

Помчались   с   горы.     (Санки).

С неба падают зимой

И  кружатся  над   землей

Мягкие пушистые пушинки

Милые ……..(Снежинки).

Какой это мастер на стенки нанес

И листья, и  травы, и  заросли  роз.         (Мороз)

Мчусь, как пуля, я вперед

Лишь поскрипывает лед

Да мелькают огоньки

Кто несет меня …….. (Коньки)

  Логопед: -Вы    знаете   очень    много   загадок,  а  теперь  давайте составим веселую картинку зимних забав.

Дети  составляют  предложения  по  картинкам , ставят их на доску.

  Логопед: - Дети,  а  какая у вас любимая   игра в садике на площадке.

  Дети: - Снежки.

  Логопед: - А   давайте  с   вами  с  играем  в   эту  игру.

Физкультурная    минутка  :  дети   имитируют игру  в  снежки со  словами.

Мы в снежки играем смело,

Ах, какое это дело,

Нам в снежки играть не лень,

Мы  б  играли  целый день.

Хлоп,   хлоп  не  зевай ,

А в меня скорей бросай.

Пусть мороз морозит нас

Мы согреемся сейчас.

Ножками затопаем,

Ручками захлопали.

  В это время в группу   влетает   ребенок   переодетый в костюм вороны

Кар, кар, вы тут играете

В королевстве безобразия творятся.

Птицы замерзают.

  Логопед: - Дети, что это ворона так   каркает    давайте и посмотрим.

Дети подходят к кормушке.

  Логопе д:-  Каких  птиц вы видите в кормушке?

Дети   рассказывают  о   птицах : снегире,  синичке,  сороке ,  дятле.

  Логопед :  -А какие это птицы?

Ребенок: - Зимующие птицы.

  Ребенок  :- Ой  , посмотрите , а вот еще дна птичка замерзает- это ласточка.

А ласточка перелетная птица.

  Логопед: - Ребята,  птичка  заболела  и   не  смогла   улететь  с  другими птицами. Давайте мы ее заберем с собой в группу, будем кормить, весной ее выпустим на волю. Дети кладут ласточку в рукавичку и садятся на стульчики.

  Логопед: -  Дети  ,  а какой  сейчас месяц?

 Дети: -Февраль месяц.

Логопед: - А, что   мы   знаем   об   этом   месяце?

Дети :  Февраль  последний   месяц  зимы.

Февраль-  месяц   лютый   спрашивает   как обутый.

В феврале    зима    дарит    солнышку   рукавички.

В   феврале   тает   снег.

Логопед: - Правильно   дети,   именно ,  в   феврале  ласково   пригревает  солнышко,  тает  снег  на  крышах   и  проводах,  образуя  сосульки.

,

Дети :  скользкие ,  гладкие,  мокрые,  холодные,  прозрачные.

Логопед :  а  какие  они   по  цвету?

Дети :  блестящие,   прозрачные,  хрустальные.

Логопед :  правильно,  вот  они  какие   красивые  .  Я   держу    льдинку   в   теплой   руке,  что  с  ней  происходит?

Дети:   льдинки  в   руке  тают.

Логопед : вот    так  и  в  природе  происходи т:  бегут  ручьи,  природа  оживает А  какие   важные  события  происходят  в  жизни  животных,  птиц.

Дети:   у  медведя  появляются  медвежата,  у  клестов   клесты.

Логопед :  дети,  что-  то  ворона  загрустила.

Ворона : я  всю  зиму  летела,  о   зиме  все  ворковала,  а  теперь  не  знаю  как  о  зиме  рассказать.

Логопед : стала  ты  совсем  стара,  забыла  все  зимние  слова.

Дети : давайте  напомним  вороне  зимние  слова,  которые  мы  с  вами  запомнили

Дети :   снег,  мороз,  лед,  снежинка,  метель,  вьюга,  сосулька  ,     снеговик.  

Логопед :  дети,  как  вы  хорошо    рассказали  о  зиме.  Я     вижу      вам   нравится    это    время   года.  Вот    она    красавица -  русская   зима.    Дети      и   взрослые   любят  это  время  года за ее  волшебную  красоту,  яркие  сверкающие     краски.     подольше   ее   образ   оставался   в  вашей   памяти,  постарайтесь  нарисовать ее  яркую,  сверкающую,  суровую,  затаившуюся  перед  снежной  бурей,  можно  нарисовать  веселую  картинку  зимних  забав.  А  эти  картинке  мы  отдадим  Зиме.

Дети    рисуют   картинку   зимы. А   теперь   нам     надо   расставаться.   Спасибо    тебе   Зима   за    гостеприимство      ,  радость ,  которую    т ы  нам  предоставила. А   мы   теперь   отправимся    в   царство   весны,   узнаем  все  о  цветах  об  их  красоте  и  величии.

Зима : ну что ж  прощайте,   отправляйтесь  к  весне ,  но  такого  богатства  вы  у  нее  не  найдете

Зима   убегает.

Логопед :  зима нас  оставила,  а  как же  мы  попадем обратно .В  это  время  выходит  мальчик  переодетый  в  волшебника.

Я   не   волшебник  ,  я  только  учусь.

Но   дружба   помогает   делать   всякие   чудеса.

Я   наблюдал   за    вами ,  вы  мне  очень  понравились.

Зима    добрая ,  не    обижайтесь  на  нее,  просто    хотела  вас  оставить  у  себя.  А   когда     вы   отказались   она    расстроилась    и    попросила  передать вам  этот  сундучок  с  подарками.  Дети    достают   из   сундучка   конфеты.

Потом   дети   закрывают   глаза,   а  волшебник   каждого   ребенка касается  волшебной  палочкой  .

Логопед :  говорит : «Раз,  два, три, смотри».

Дети   открывают   глаза.

Логопед: вот   мы   с   вами   оказались   опять   на    нашей   поляне.  А    теперь   давайте     отправимся   в   царство    весны .  Дети    уходят   из   группы.  А     наше   занятие   подошло   к   концу.  До свидания.