РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Держаева Елена Анатольевна
Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное – научить ребенка читать, писать, считать до поступления в школу. Но это еще не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, пишущий, считающий ребенок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у ребенка недостаточно развиты такие психические процессы, как внимание, мышление, восприятие, память. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. У детей с общим недоразвитием речи нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. А это в свою очередь не может не отразиться на развитии внимания, памяти и мышления. Нарушение внимания проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Например, это происходит в случаях, когда предложено показать на листке только квадраты; хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда; собрать в коробочку все предметы из дерева и т.д. Еще труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога. Длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности. Характерно, что нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит названия шести-семи подарков на день рождения. Чем четырех-пяти спрятанных на занятии игрушек. Характерологические особенности детей с общим недоразвитием речи заметны любому педагогу. Отклонение от нормы у таких малышей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающих сверстников утомляются. Отвлекаются, начинают вертеться. Разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на все вопросы не отвечают или отвечают невпопад. Задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища. В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, а иные, наоборот – вялость, апатию. Педагоги должны достаточно грамотно искать индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы коррекционная работа принесла положительную динамику. Подавляющее большинство ошибок в школе дети допускают при элементарном списывании готового текста. Причем интересно, что в тех местах, ради которого составлено какое – ни будь упражнение (например, вставить пропущенную букву или расставить знаки препинания), ошибки встречаются реже, чем в словах, которые надо просто скопировать из книжки в тетрадь. У ребят с неустойчивым вниманием, кроме того, часто встречаются пропуск букв и слогов не только при написании, но и при прочтении текста. Такие дети могут считывать выше или нижерасположенные строчки или вообще терять строку при чтении, от чего, конечно, теряется скорость чтения. Отсутствие внимания у ребенка, его рассеянность приводят в лучшем случае к недоразумению, в худшем – к снижению успеваемости в школе. На основе неуспеваемости могут развиваться агрессивность, недисциплинированность и ряд других личностных и поведенческих нарушений, которые в свою очередь в подростковом возрасте проявляются широким спектром нарушений, вплоть до серьезного криминала. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать концентрацию внимания во всех видах деятельности. Так как внимание является необходимым условием успешности учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе, то мы, реализуя программу Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», пришли к выводу о необходимости разработки системы по развитию и коррекции внимания дошкольников. Эта система основывается на результатах диагностического психолого-логопедического обследования. Установив диагноз, разрабатывается стратегия коррекционного воздействия, учитывающая физиологические механизмы, виды и свойства внимания. Комплексность системы достигается за счет связи логопедического воздействия с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями. Для этого разработаны схемы взаимодействия специалистов коррекционного сопровождения, определены зоны их компетентности. Например, на музыкальных занятиях используются игры на развитие слухового и моторно-двигательного внимания. Преподаватель изодеятельности больше уделяет времени развитию сенсорного и слухового внимания. Физинструктор и инструктор ЛФК развивают моторно-двигательное и зрительное внимание. Логопед работает над развитием слухового и зрительного произвольного и непроизвольного внимания. При этом решаются следующие задачи: в средней группе начинается работа по развитию концентрации и объема внимания; в старшей группе добавляется задача развития скорости реакции; в подготовительной группе – развитие способности к распределению и переключению внимания. Все виды заданий и упражнений распределяются по трем периодам обучения и затрагивают учебную, совместную деятельность с взрослыми и самостоятельную деятельность дошкольников. Определяются типы занятий, на которых используются те или иные упражнения и форма их проведения (организационный момент, динамическая пауза, часть занятия, решающая две параллельные задачи: развитие речи и внимания, развитие математических представлений и внимания и пр.). Перспективный план составляется по следующему типу (пример плана старшей логопедической группы – второй период обучения) Вид внимания Задачи Коррекционные игры и упражнения Использование на занятиях Произвольное, сенсорное, слуховое, моторно - двигательное Развивать способность к концентрации внимания, развивать объем и скорость реакции 1. “Найди отличия” 2. “Расставь точки” 3. “Будь внимателен” 4. “Что появилось, чего не стало?” 5. “Алфавит” 6. “Числа” 7. “Найди и вычеркни” 8. “Соблюдай правила” 9. “Выполни движения” 10. “Исправь ошибки” 11. “Найди и закрась” 12. “Разноцветные цепочки” 13. “Замри” 14. “Найди ошибки” Н/п игры “Запоминай-ка”, “Детское домино”, “Лото”, “Для умников и умниц”, “Найди букву”, “Подбери узор” логопедическое, развитие речи логопедическое самостоятельная деятельность, ФИЗО логопедическое логопедическое логопедическое логопедическое самостоятельная деятельность, ФИЗО ФИЗО логопедическое ИЗО ИЗО ФИЗО логопедическое самостоятельная деятельность В работе по развитию внимания немаловажная роль отводится родителям. Многие из них начинают заниматься подготовкой детей к школе чуть ли не с трех лет. Водят детей на дополнительные занятия, где малыши выводят в тетрадках палочки и крючочки. К школе, конечно, готовиться надо, с этим спорить трудно – неподготовленному ребенку очень тяжело будет учиться в первом классе. Но ведь можно организовать процесс обучения и развития ребенка в увлекательной, захватывающей игре. Поэтому одной из задач становится обучение родителей играм, которые позволяют эффективно развивать внимание дошкольников. Игры должны быть разными и, не в последнюю очередь словесными, вербальными, развивающими внимание и тренирующими память. Лучший помощник здесь – игры традиционные, к сожалению, почти забытые в естественных (то есть собранных спонтанно, а не под руководством воспитателя) детских игровых коллективах. Поэтому важно познакомить родителей с видами игр и упражнений для развития сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания. А также с правилами проведения таких игр: • Эффективной является эмоционально приятная деятельность, поэтому игры должны проходить в эмоционально комфортных для ребенка условиях (он должен чувствовать поддержку взрослого, его интерес к происходящему, принимать различные виды поощрений за положительный результат) • Проводить занятия нужно систематически не более 2-3 раз в неделю • Усложнять задания постепенно: от простого к сложному, от знакомых видов заданий к новым Не стоит забывать о том, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются различные нервно - психические нарушения, поэтому они в первую очередь нуждаются в бережном отношении к здоровью, соблюдению режима дня и отдыха. Конечно, не у каждого ребенка отдельная комната, где он может спокойно заниматься своими делами. Но добиться, чтобы ребенок в определенное время питался, ложился спать и вставал, в состоянии каждый родитель. В режиме дня следует предусмотреть часы для выполнения домашних заданий, игр, просмотра телевизионных передач и т.д. Ребенка следует приучить к строго определенному режиму дня, который поможет ему быть более сосредоточенным, работоспособным, внимательным. Таким образом, основной целью педагогов ДОУ при взаимодействии с семьями является вовлечение их в образовательный процесс. Родителей необходимо информировать обо всех результатах обследования ребенка, обсуждать с ними, не отклоняясь, конечно, от норм профессиональной этики, индивидуальные особенности и проблемы детей; обучать приемам взаимодействия. Для этого нами были разработаны рекомендации родителям по развитию внимания у детей, авторские пособия, позволяющие проводить эту работу на высоком мотивационном уровне воспитанников. Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что организация работы с воспитанниками с общим недоразвитием речи по разработанной нами системе, которая основана на принципе постепенной и последовательной подаче материала, системе, которая предусматривает определенную структуру, форму, организацию логопедических и общеобразовательных занятий, способствует более эффективному развитию и коррекции внимания, а в конечном итоге успешному школьному обучению. Библиография: 1. Катаева В.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения.- М..,1993. 2. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей.-Яр., 1996. 3. Егоров Т.Г. Психология. М.,1978. 4. Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада.- М.,1984.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derzhaeva_razvitie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников.

Часто взрослые считают, что самое главное – научить ребенка читать, писать, считать до поступления в школу. Но это еще не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, пишущий, считающий ребенок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя,  испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у ребенка недостаточно развиты такие психические процессы, как внимание, мышление, восприятие, память. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

У детей  с  общим недоразвитием речи нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. А это в свою очередь не может не отразиться на развитии  внимания, памяти и мышления.

Нарушение внимания проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Например, это происходит в случаях, когда предложено показать на листке только квадраты; хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда; собрать в коробочку все предметы из дерева и т.д.

Еще труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога. Длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.

Характерно, что нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном  уровне

происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовать и оно сохраняется  в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит названия шести-семи подарков на день рождения. Чем четырех-пяти спрятанных на занятии игрушек.

Характерологические особенности детей с общим недоразвитием речи заметны любому педагогу. Отклонение от нормы у таких малышей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающих сверстников утомляются. Отвлекаются, начинают вертеться. Разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на все вопросы не отвечают или отвечают невпопад. Задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, а иные, наоборот – вялость, апатию. Педагоги должны достаточно грамотно искать индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы коррекционная работа принесла положительную динамику.

Подавляющее большинство ошибок в школе дети допускают при элементарном списывании готового текста. Причем интересно, что в тех местах, ради которого составлено какое – ни будь упражнение (например, вставить пропущенную букву или расставить знаки препинания), ошибки встречаются реже, чем в словах, которые надо просто скопировать из книжки в тетрадь.

 У ребят с неустойчивым вниманием, кроме того, часто встречаются пропуск букв и слогов не только при написании, но и при прочтении текста. Такие дети могут считывать выше или нижерасположенные строчки или вообще терять строку при чтении, от чего, конечно, теряется скорость чтения.

Отсутствие внимания у ребенка, его рассеянность приводят в лучшем случае к недоразумению, в худшем – к снижению успеваемости в школе. На основе неуспеваемости могут развиваться агрессивность, недисциплинированность и ряд других личностных и поведенческих нарушений, которые в свою очередь в подростковом возрасте проявляются широким спектром нарушений, вплоть до серьезного криминала.

Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать концентрацию  внимания во всех видах деятельности.

 Так как внимание является необходимым условием успешности учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе, то мы, реализуя программу Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.  «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»,  пришли к выводу о необходимости разработки системы по развитию и коррекции внимания  дошкольников. Эта система основывается на результатах диагностического психолого-логопедического обследования. Установив диагноз,  разрабатывается стратегия коррекционного воздействия, учитывающая физиологические механизмы, виды  и свойства внимания.

Комплексность системы достигается за счет связи логопедического воздействия  с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями. Для этого разработаны схемы взаимодействия специалистов коррекционного сопровождения, определены зоны их компетентности.

Например, на музыкальных занятиях используются игры на развитие слухового и моторно-двигательного внимания.  Преподаватель изодеятельности больше уделяет времени развитию сенсорного и слухового внимания. Физинструктор и инструктор ЛФК развивают моторно-двигательное и зрительное внимание. Логопед работает над развитием слухового и зрительного произвольного и непроизвольного внимания. При этом решаются следующие задачи: в средней группе начинается работа по развитию концентрации и объема внимания; в старшей группе добавляется задача развития скорости реакции; в подготовительной группе – развитие способности к распределению и переключению внимания.

Все виды заданий и упражнений распределяются по трем периодам обучения и затрагивают учебную, совместную деятельность с взрослыми и самостоятельную деятельность дошкольников. Определяются  типы занятий, на которых используются те или иные упражнения и форма их проведения (организационный момент, динамическая пауза, часть занятия, решающая две параллельные задачи: развитие речи и внимания, развитие математических представлений и внимания и пр.).

Перспективный план составляется по следующему типу (пример плана старшей логопедической группы – второй период обучения)

Вид внимания

Задачи

Коррекционные игры и упражнения

Использование на занятиях

Произвольное, сенсорное, слуховое, моторно - двигательное

Развивать способность к  концентрации внимания, развивать объем и скорость реакции

  1. “Найди отличия”

  1. “Расставь точки”
  2. “Будь внимателен”

  1. “Что появилось, чего не стало?”
  2. “Алфавит”
  3. “Числа”
  4. “Найди и вычеркни”
  5. “Соблюдай правила”

  1. “Выполни движения”
  2. “Исправь ошибки”
  3. “Найди и закрась”
  4. “Разноцветные цепочки”
  5. “Замри”
  6. “Найди ошибки”

Н/п игры “Запоминай-ка”, “Детское домино”, “Лото”, “Для умников и умниц”, “Найди букву”, “Подбери узор”

логопедическое, развитие речи

логопедическое

самостоятельная  деятельность, ФИЗО

логопедическое

логопедическое

логопедическое

логопедическое

самостоятельная деятельность, ФИЗО

ФИЗО

логопедическое

ИЗО

ИЗО

ФИЗО

логопедическое

самостоятельная деятельность

В работе по развитию внимания немаловажная роль отводится родителям. Многие из них начинают  заниматься подготовкой детей к школе чуть ли не с трех лет. Водят детей на дополнительные занятия, где малыши выводят в тетрадках палочки и крючочки. К школе, конечно, готовиться надо, с этим спорить трудно – неподготовленному ребенку очень тяжело будет учиться в первом классе. Но ведь можно организовать процесс обучения и развития ребенка в увлекательной, захватывающей игре. Поэтому одной из задач становится обучение родителей играм, которые позволяют эффективно развивать внимание дошкольников.

Игры должны быть разными и, не в последнюю очередь словесными, вербальными, развивающими внимание и тренирующими память. Лучший помощник здесь – игры традиционные, к сожалению, почти забытые в естественных (то есть собранных спонтанно, а не под руководством воспитателя) детских игровых коллективах. Поэтому важно познакомить родителей с видами игр и упражнений для развития сенсорного, слухового,  моторно-двигательного внимания.  А также с правилами проведения таких игр:        

  • Эффективной является эмоционально приятная деятельность, поэтому игры должны проходить в эмоционально комфортных для ребенка условиях (он должен чувствовать поддержку взрослого, его интерес к происходящему, принимать различные виды поощрений за положительный результат)
  • Проводить занятия нужно систематически не более 2-3 раз в неделю
  • Усложнять задания постепенно: от простого к сложному, от знакомых видов заданий к новым

Не стоит забывать о том, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются различные нервно - психические нарушения, поэтому они в первую очередь  нуждаются в бережном отношении к здоровью,   соблюдению режима дня и отдыха. Конечно, не у каждого ребенка отдельная комната, где он может спокойно заниматься своими делами. Но добиться, чтобы ребенок в определенное время питался, ложился спать и вставал, в состоянии каждый родитель. В режиме дня следует предусмотреть часы для выполнения домашних заданий, игр, просмотра телевизионных передач и т.д. Ребенка следует приучить к строго определенному режиму дня, который поможет ему быть более сосредоточенным, работоспособным, внимательным.

Таким образом, основной целью педагогов ДОУ при взаимодействии с семьями является вовлечение их в образовательный процесс. Родителей необходимо информировать обо всех результатах обследования ребенка, обсуждать с ними, не отклоняясь, конечно, от норм профессиональной этики, индивидуальные особенности и проблемы детей; обучать приемам взаимодействия. Для этого нами были разработаны рекомендации родителям по развитию внимания у детей, авторские пособия, позволяющие проводить эту работу на высоком мотивационном уровне воспитанников.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что организация работы с воспитанниками с общим недоразвитием речи по разработанной нами системе,  которая основана на принципе постепенной и последовательной подаче материала, системе, которая предусматривает определенную структуру, форму, организацию логопедических и общеобразовательных занятий, способствует более эффективному развитию и  коррекции  внимания, а в конечном итоге успешному школьному обучению.  

Библиография:

1. Катаева В.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения.-

М..,1993.

2. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей.-Яр., 1996.

3. Егоров Т.Г. Психология. М.,1978.

4. Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада.-        

    М.,1984.

 


                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема подготовки детей к овладению грамоты в старшем дошкольной возрасте является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике....

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Данная статья посвящена характеристике связной речи и ее особенностям у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.  В статье представлены теоретические аспекты формиров...

"Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "

quot;Развитие  мелкой моторики  как основы речевого развития  старших дошкольников с общим недоразвитием  речи через графомоторные упражнения "...