Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «У солнышка в гостях»)
план-конспект занятия по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «У солнышка в гостях»)
Задачи: Активизировать биологически активные зоны, развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление; закреплять навык дифференциации звуков [с],[ш] в слогах, словах и фразах, навык чтения слогов, воспитывать аккуратность.
Оборудование: мольберт, картинки для мольберта: солнышко, туча, цыплята, улитка, сорока, заяц утка, еж, раздаточный материал: шишки (природный материал), стеклянные камни, дидактическая игра «Найди звук».
Ход занятия
I.Организационный момент.
- Отгадай загадку:
Огненное блюдце
По небу катается.
Утром на востоке
Поднимается
Вечером на западе
За горизонт опускается. (Солнышко.)
II. Основная часть.
- Однажды большая тучка занавесила небо, закрыла солнышко, и оно перестало освещать землю. (На мольберте: туча закрыла солнце.) Что делать? Кто разбудит солнышко? Решили идти цыплята. (На мольберте: туча закрыла солнце, цыплята.)
Звуковая разминка «Листья»
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
- Как шелестят листья? (Ш-ш-ш.)
- Какой звук мы будем стараться правильно произносить? (ш.)
- Что ты знаешь про этот звук? (Согласный, твердый, глухой.)
Будем помнить, что при произнесении звука [ш] кончик языка поднят к верхним зубам, губы вытянуты, а выдыхаемая воздушная струя – теплая.
Идут цыплята. Сделаем с ними зарядку.
Цыплята встретили улитку.
Пальчиковая гимнастика «Улитка»
Кто так медленно ползет,
(Одна ладошка нарывает другую.)
Дом свой на себе несет?
(«Улитка медленно ползет по столу.)
Проползет еще немножко,
(Указательный и средний пальцы
высовываются из-под ладошки.)
Высунет и спрячет рожки.
По листу, по ветке гибкой
(«Улитка» ползет с высунутыми рожками.)
Медленно ползет …улитка!
(На мольберте: туча закрыла солнце, цыплята, улитка.)
- Спросили цыплята у утки, как им к солнышку пройти, а она говорит: «Спросите лучше у сороки. Она везде летает, может и знает».
Идут все вместе дальше. Видят, сидит на пеньке сорока. (На мольберте: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока.) Натаскала она много шишек и не может их разложить. Поможем ей.
Развитие фонематического слуха, памяти.
Автоматизация звука [ш] в слогах.
- Если услышишь в слове звук [ш], бери шишку и складывай в коробку.
Слова: усы, уши, ужи, нож, мышь, жук, каска, шутка.
- Сидит сорока на дереве и что-то произносит. Слушай, повторяй и пирамидку собирай.
Шта –што – шту – шты ашт – ошт – ушт – ышт
Шка – щко – шку – шкы ашк – ошк – ушк – ишк
- Сорока нас благодарит за помощь и дарит эту картинку для игры.
Автоматизация звука [ш] в словах
Дидактическая игра «Улица Шипелочки»
- На картинке живут слова со звуком [ш]. Рассели эти слова в домики. Слова со звуком [ш] в начале слова посели в домик в начале улицы, [ш] в середине слова – в домик в середине улицы, с [ш] в конце слова – в домик в конце улицы. Назови все слова, скажи, где в слове ты слышишь звук [ш]. Проведи от слов стрелочки к нужным домикам.
Словарь: шапка, машина, карандаш, душ, шуба, малыш, лошадь, кошка.
- Идут дальше цыплята. Видят, зайка грустный сидит, лапка у него болит. Пожалели они зайку и рассказали ему историю про другого зайчика.
Массаж биологически активных зон «Зайчик»
(для предотвращения простудных заболеваний)
Тили-тили-тили-бом!
Сбил сосну зайчишка лбом!
(Приставить ладони козырьком ко лбу
и энергично разводить их в стороны
и сводить вместе.)
Жалко нам зайчишку.
Носит зайка шишку.
(Кулачками проводить по крыльям носа
от переносицы к щекам.)
Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс.
(Раздвинуть указательный и средний
пальцы, остальные сжать в кулак,
массировать точки. Находящиеся перед и за ухом.)
- Илья, а ты не хочешь развеселить зайчика? Тогда давай поиграем в игру «Эхо», которая очень нравится зайчику.
- Тебе необходимо найти короткие слова, которые спрятались внутри длинных слов. Картинки тебе в этом помогут. (Логопед произносит длинные слова, внутри которых спрятались короткие слова – названия картинок разложены на столе: обЛОЖКА, хлоПУШКА, гарМОШКА, подМЫШКА. Услышав слово, ребенок ставит указательный палец на соответствующую картинку и, изображая эхо, повторяет их названия столько раз, сколько написано на картинке.)
- Цыплята спросили, не знает ли зайка, как пройти к солнышку. «Нет, может утка знает?» - ответил заяц.
Прослушай стихотворение.
Автоматизация звука [ш] в фразах.
Прослушивание стихотворения. Беседа по прочитанному
Выводок
Не дыши, охотник!
Собака, не шурши!
Уточка с утятами
Плывет сквозь камыши.
До чего ж пугливые!
До чего ж счастливые!
Не стреляй, охотник!
Собака не спеши.
В.Берестов
- К кому мы обращаемся в этом стихотворении? (К охотнику, к собаке.) Что мы просим их не делать? (Не дышать, не стрелять, не спешить, не шуршать.) Почему? (Потому что утка и утята плывут сквозь камыши.)
На мольберте: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка.
- Друзья спросили у уточки, не знает ли она, как попасть к солнышку. Уточка сказала, что не знает. Ей и самой без солнышка грустно. Может, ежик знает, он очень мудрый.
Физкультминутка
По сухой лесной дорожке –
(Стоять, слегка согнувшись,
руки согнуты в локтях
перед грудью, кисти рук опущены вниз.)
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
(Ноги слегка согнуты в коленях,
делают мелкие частые шажки.)
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
(«Собирать ягодки» - кончики пальцев
соединяются, срывают ягодки.)
Если подкрадется волк –
Превратится еж в клубок.
(Сворачивается клубком,
сидя на корточках.)
Ощетинит еж иголки –
(Показать ладони с растопыренными пальцами.)
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
(Встать и продолжать «топать по дорожке».)
Но и ты не тронь его!
- Ежик знает одно стихотворение, которое поможет прогнать тучу и разбудить солнышко. Давай его разучим, а вместе с нами и его друзья.
Прослушивание и отраженное проговаривание
стихотворения «Солнышко, свети!»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко!
Солнце, солнышко – гори!
Солнце, солнышко – свети!
Солнышко, солнышко
Золотое донышко!
Ты по кругу иди,
Не сбивайся с пути!
III. Заключительная часть.
- Вот и выглянуло солнышко из-за тучи! (На мольберте: солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, ежик.) Все очень обрадовались! Сегодня, когда мы помогали цыплятам и их друзьям искать солнышко, какой звук ты старался правильно произносить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/28/picture-90738-1687935073.jpg)
Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)
Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-276256-1377792068.jpg)
«Мастер – класс» интегрированной НОД по дифференциации звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи с использованием ИКТ. На тему: «В гости к Смешарикам»
В ходе проведения НОД созданы все необходимые условия для формирования и развития:- фонематического восприятия и представлений;- закрепление навыка правильного звукопроизношения;- навыков различения з...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/08/picture-424114-1531057620.jpg)
Сценарий образовательной деятельности "Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи
Научить дифференцировать звуки [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/17/picture-437235-1621235631.jpg)
Занятие по логопедии «Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)»
Автоматизация звука /ш/ в слогах, словах и фразовой речи по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь"...
Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи ( по мотивам сказки С. Михалкова "Три поросенка")
Конспект занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-536918-1603186783.jpg)
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/13/picture-994941-1515851075.jpg)
Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»).
Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)....