Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «У солнышка в гостях»)
план-конспект занятия по логопедии на тему

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zan.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах и фразовой речи                                                            (по мотивам сказки «У солнышка в гостях»)

Задачи: Активизировать биологически активные зоны, развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление; закреплять навык дифференциации звуков [с],[ш] в слогах, словах и фразах, навык чтения слогов,  воспитывать аккуратность.

Оборудование: мольберт, картинки для мольберта: солнышко, туча, цыплята, улитка, сорока, заяц утка, еж, раздаточный материал: шишки (природный материал), стеклянные камни, дидактическая игра «Найди звук».

Ход занятия

I.Организационный момент.

                                                  - Отгадай загадку:

Огненное блюдце

По небу катается.

Утром на востоке

                                                       Поднимается

 Вечером на западе

                                За горизонт опускается. (Солнышко.)

II. Основная часть.

- Однажды большая тучка занавесила небо, закрыла солнышко, и оно перестало освещать землю. (На мольберте: туча закрыла солнце.) Что делать? Кто разбудит солнышко? Решили идти цыплята. (На мольберте: туча закрыла солнце, цыплята.)

Звуковая разминка «Листья»

Листья осенние тихо кружатся,

     Листья нам под ноги тихо ложатся

   И под ногами шуршат, шелестят,

                            Будто опять закружиться хотят.

- Как шелестят листья? (Ш-ш-ш.)

- Какой звук мы будем стараться правильно произносить? (ш.)

- Что ты знаешь про этот звук? (Согласный, твердый, глухой.)

Будем помнить, что при произнесении звука [ш] кончик языка поднят к верхним зубам, губы вытянуты, а выдыхаемая воздушная струя – теплая.

Идут цыплята. Сделаем с ними зарядку.

Цыплята встретили улитку.

Пальчиковая гимнастика «Улитка»

Кто так медленно ползет,

            (Одна ладошка нарывает другую.)

                                    Дом свой на себе несет?

                 («Улитка медленно ползет по столу.)

                                   Проползет еще немножко,

        (Указательный и средний пальцы

      высовываются из-под ладошки.)

                                  Высунет и спрячет рожки.

                                  По листу, по ветке гибкой

                       («Улитка» ползет с высунутыми рожками.)

                                  Медленно ползет …улитка!

(На мольберте: туча закрыла солнце, цыплята, улитка.)

- Спросили цыплята у утки, как им к солнышку пройти, а она говорит: «Спросите лучше у сороки. Она везде летает, может и знает».

   Идут все вместе дальше. Видят, сидит на пеньке сорока. (На мольберте: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока.) Натаскала она много шишек и не может их разложить. Поможем ей.                      

Развитие фонематического слуха, памяти.

                           Автоматизация звука [ш] в слогах.

- Если услышишь в слове звук [ш], бери шишку и складывай в коробку.

Слова: усы, уши, ужи, нож, мышь, жук, каска, шутка.

- Сидит сорока на дереве и что-то произносит. Слушай,  повторяй и пирамидку собирай.

Шта –што – шту – шты                    ашт – ошт – ушт – ышт

Шка – щко – шку – шкы                  ашк – ошк – ушк – ишк

- Сорока нас благодарит за помощь и дарит эту картинку для игры.

Автоматизация звука [ш] в словах

Дидактическая игра «Улица Шипелочки»

- На картинке живут слова со звуком [ш]. Рассели эти слова в домики. Слова со звуком [ш] в начале слова посели в домик в начале улицы,  [ш] в середине слова – в домик в середине улицы, с [ш] в конце слова – в домик в конце улицы. Назови все слова, скажи, где в слове ты слышишь звук [ш]. Проведи от слов стрелочки к нужным домикам.

Словарь: шапка, машина, карандаш, душ, шуба, малыш, лошадь, кошка.

  -  Идут дальше цыплята. Видят, зайка грустный сидит, лапка у него болит. Пожалели они зайку и рассказали ему историю про другого зайчика.

Массаж биологически активных зон «Зайчик»

(для предотвращения простудных заболеваний)

Тили-тили-тили-бом!

Сбил сосну зайчишка лбом!

(Приставить ладони козырьком ко лбу

и энергично разводить их в стороны

и сводить вместе.)

Жалко нам зайчишку.

Носит зайка шишку.

(Кулачками проводить по крыльям носа

от переносицы к щекам.)

Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс.

(Раздвинуть указательный и средний

пальцы, остальные сжать в кулак,

массировать точки. Находящиеся перед и за ухом.)

- Илья, а ты не хочешь развеселить зайчика? Тогда давай поиграем в игру «Эхо», которая очень нравится зайчику.

- Тебе необходимо найти короткие слова, которые спрятались внутри длинных слов. Картинки тебе в этом помогут. (Логопед произносит длинные слова, внутри которых спрятались короткие слова – названия картинок разложены на столе: обЛОЖКА, хлоПУШКА, гарМОШКА, подМЫШКА. Услышав слово, ребенок ставит указательный палец на соответствующую картинку и, изображая эхо, повторяет их названия столько раз, сколько написано на картинке.)

- Цыплята спросили, не знает ли зайка, как пройти к солнышку. «Нет, может утка знает?» - ответил заяц.

Прослушай стихотворение.

Автоматизация звука [ш] в фразах.

Прослушивание стихотворения. Беседа по прочитанному

Выводок

Не дыши, охотник!

Собака, не шурши!

Уточка с утятами

Плывет сквозь камыши.

До чего ж пугливые!

До чего ж счастливые!

Не стреляй, охотник!

Собака не спеши.

      В.Берестов

- К кому мы обращаемся в этом стихотворении? (К охотнику, к собаке.) Что мы просим их не делать? (Не дышать, не стрелять, не спешить, не шуршать.) Почему? (Потому что утка и утята плывут сквозь камыши.)

На мольберте: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка.

- Друзья спросили у уточки, не знает ли она, как попасть к солнышку. Уточка сказала, что не знает. Ей и самой без солнышка грустно. Может, ежик знает, он очень мудрый.

                                      Физкультминутка

 

                                           По сухой лесной дорожке –

(Стоять, слегка согнувшись,

                                         руки согнуты в локтях

                перед грудью, кисти рук опущены вниз.)

                                        Топ-топ-топ – топочут ножки.

                                        Ходит, бродит вдоль дорожек

  (Ноги слегка согнуты в коленях,

делают мелкие частые шажки.)

                                       Весь в иголках серый ежик.

                                       Ищет ягодки, грибочки

                                       Для сыночка и для дочки.

         («Собирать ягодки» - кончики пальцев

                                        соединяются, срывают ягодки.)

                                       Если подкрадется волк –

                                       Превратится еж в клубок.

                                      (Сворачивается клубком,

                                       сидя на корточках.)

                                      Ощетинит еж иголки –

                          (Показать ладони с растопыренными пальцами.)

                                       Не достанется он волку.

                                       Еж не тронет никого,

                   (Встать и продолжать «топать по дорожке».)

                                       Но и ты не тронь его!

- Ежик знает одно стихотворение, которое поможет прогнать тучу и разбудить солнышко. Давай его разучим, а вместе с нами и его друзья.

Прослушивание и отраженное проговаривание

стихотворения «Солнышко, свети!»

Солнышко, солнышко,

                                              Золотое донышко!

    Солнце, солнышко – гори!

     Солнце, солнышко – свети!

                                              Солнышко, солнышко

                                              Золотое донышко!

                                              Ты по кругу иди,

                                             Не сбивайся с пути!

III. Заключительная часть.

- Вот и выглянуло солнышко из-за тучи! (На мольберте: солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, ежик.) Все очень обрадовались! Сегодня, когда мы помогали цыплятам и их друзьям искать солнышко, какой звук ты старался правильно произносить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)

 Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы  сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям,...

«Мастер – класс» интегрированной НОД по дифференциации звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи с использованием ИКТ. На тему: «В гости к Смешарикам»

В ходе проведения НОД созданы все необходимые условия для формирования и развития:- фонематического восприятия и представлений;- закрепление навыка правильного звукопроизношения;- навыков различения з...

Сценарий образовательной деятельности "Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи

Научить дифференцировать звуки [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи....

Занятие по логопедии «Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)»

Автоматизация звука /ш/ в слогах, словах и фразовой речи по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь"...

Конспект занятия по развитию речи. По мотивам сказки «У солнышка в гостях» (с использованием пальчиковых игр)

Конспект занятия по развитию речи.По мотивам сказки«У солнышка в гостях»(с использованием пальчиковых игр)...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...