Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «У солнышка в гостях»)
план-конспект занятия по логопедии на тему

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zan.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах и фразовой речи                                                            (по мотивам сказки «У солнышка в гостях»)

Задачи: Активизировать биологически активные зоны, развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление; закреплять навык дифференциации звуков [с],[ш] в слогах, словах и фразах, навык чтения слогов,  воспитывать аккуратность.

Оборудование: мольберт, картинки для мольберта: солнышко, туча, цыплята, улитка, сорока, заяц утка, еж, раздаточный материал: шишки (природный материал), стеклянные камни, дидактическая игра «Найди звук».

Ход занятия

I.Организационный момент.

                                                  - Отгадай загадку:

Огненное блюдце

По небу катается.

Утром на востоке

                                                       Поднимается

 Вечером на западе

                                За горизонт опускается. (Солнышко.)

II. Основная часть.

- Однажды большая тучка занавесила небо, закрыла солнышко, и оно перестало освещать землю. (На мольберте: туча закрыла солнце.) Что делать? Кто разбудит солнышко? Решили идти цыплята. (На мольберте: туча закрыла солнце, цыплята.)

Звуковая разминка «Листья»

Листья осенние тихо кружатся,

     Листья нам под ноги тихо ложатся

   И под ногами шуршат, шелестят,

                            Будто опять закружиться хотят.

- Как шелестят листья? (Ш-ш-ш.)

- Какой звук мы будем стараться правильно произносить? (ш.)

- Что ты знаешь про этот звук? (Согласный, твердый, глухой.)

Будем помнить, что при произнесении звука [ш] кончик языка поднят к верхним зубам, губы вытянуты, а выдыхаемая воздушная струя – теплая.

Идут цыплята. Сделаем с ними зарядку.

Цыплята встретили улитку.

Пальчиковая гимнастика «Улитка»

Кто так медленно ползет,

            (Одна ладошка нарывает другую.)

                                    Дом свой на себе несет?

                 («Улитка медленно ползет по столу.)

                                   Проползет еще немножко,

        (Указательный и средний пальцы

      высовываются из-под ладошки.)

                                  Высунет и спрячет рожки.

                                  По листу, по ветке гибкой

                       («Улитка» ползет с высунутыми рожками.)

                                  Медленно ползет …улитка!

(На мольберте: туча закрыла солнце, цыплята, улитка.)

- Спросили цыплята у утки, как им к солнышку пройти, а она говорит: «Спросите лучше у сороки. Она везде летает, может и знает».

   Идут все вместе дальше. Видят, сидит на пеньке сорока. (На мольберте: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока.) Натаскала она много шишек и не может их разложить. Поможем ей.                      

Развитие фонематического слуха, памяти.

                           Автоматизация звука [ш] в слогах.

- Если услышишь в слове звук [ш], бери шишку и складывай в коробку.

Слова: усы, уши, ужи, нож, мышь, жук, каска, шутка.

- Сидит сорока на дереве и что-то произносит. Слушай,  повторяй и пирамидку собирай.

Шта –што – шту – шты                    ашт – ошт – ушт – ышт

Шка – щко – шку – шкы                  ашк – ошк – ушк – ишк

- Сорока нас благодарит за помощь и дарит эту картинку для игры.

Автоматизация звука [ш] в словах

Дидактическая игра «Улица Шипелочки»

- На картинке живут слова со звуком [ш]. Рассели эти слова в домики. Слова со звуком [ш] в начале слова посели в домик в начале улицы,  [ш] в середине слова – в домик в середине улицы, с [ш] в конце слова – в домик в конце улицы. Назови все слова, скажи, где в слове ты слышишь звук [ш]. Проведи от слов стрелочки к нужным домикам.

Словарь: шапка, машина, карандаш, душ, шуба, малыш, лошадь, кошка.

  -  Идут дальше цыплята. Видят, зайка грустный сидит, лапка у него болит. Пожалели они зайку и рассказали ему историю про другого зайчика.

Массаж биологически активных зон «Зайчик»

(для предотвращения простудных заболеваний)

Тили-тили-тили-бом!

Сбил сосну зайчишка лбом!

(Приставить ладони козырьком ко лбу

и энергично разводить их в стороны

и сводить вместе.)

Жалко нам зайчишку.

Носит зайка шишку.

(Кулачками проводить по крыльям носа

от переносицы к щекам.)

Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс.

(Раздвинуть указательный и средний

пальцы, остальные сжать в кулак,

массировать точки. Находящиеся перед и за ухом.)

- Илья, а ты не хочешь развеселить зайчика? Тогда давай поиграем в игру «Эхо», которая очень нравится зайчику.

- Тебе необходимо найти короткие слова, которые спрятались внутри длинных слов. Картинки тебе в этом помогут. (Логопед произносит длинные слова, внутри которых спрятались короткие слова – названия картинок разложены на столе: обЛОЖКА, хлоПУШКА, гарМОШКА, подМЫШКА. Услышав слово, ребенок ставит указательный палец на соответствующую картинку и, изображая эхо, повторяет их названия столько раз, сколько написано на картинке.)

- Цыплята спросили, не знает ли зайка, как пройти к солнышку. «Нет, может утка знает?» - ответил заяц.

Прослушай стихотворение.

Автоматизация звука [ш] в фразах.

Прослушивание стихотворения. Беседа по прочитанному

Выводок

Не дыши, охотник!

Собака, не шурши!

Уточка с утятами

Плывет сквозь камыши.

До чего ж пугливые!

До чего ж счастливые!

Не стреляй, охотник!

Собака не спеши.

      В.Берестов

- К кому мы обращаемся в этом стихотворении? (К охотнику, к собаке.) Что мы просим их не делать? (Не дышать, не стрелять, не спешить, не шуршать.) Почему? (Потому что утка и утята плывут сквозь камыши.)

На мольберте: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка.

- Друзья спросили у уточки, не знает ли она, как попасть к солнышку. Уточка сказала, что не знает. Ей и самой без солнышка грустно. Может, ежик знает, он очень мудрый.

                                      Физкультминутка

 

                                           По сухой лесной дорожке –

(Стоять, слегка согнувшись,

                                         руки согнуты в локтях

                перед грудью, кисти рук опущены вниз.)

                                        Топ-топ-топ – топочут ножки.

                                        Ходит, бродит вдоль дорожек

  (Ноги слегка согнуты в коленях,

делают мелкие частые шажки.)

                                       Весь в иголках серый ежик.

                                       Ищет ягодки, грибочки

                                       Для сыночка и для дочки.

         («Собирать ягодки» - кончики пальцев

                                        соединяются, срывают ягодки.)

                                       Если подкрадется волк –

                                       Превратится еж в клубок.

                                      (Сворачивается клубком,

                                       сидя на корточках.)

                                      Ощетинит еж иголки –

                          (Показать ладони с растопыренными пальцами.)

                                       Не достанется он волку.

                                       Еж не тронет никого,

                   (Встать и продолжать «топать по дорожке».)

                                       Но и ты не тронь его!

- Ежик знает одно стихотворение, которое поможет прогнать тучу и разбудить солнышко. Давай его разучим, а вместе с нами и его друзья.

Прослушивание и отраженное проговаривание

стихотворения «Солнышко, свети!»

Солнышко, солнышко,

                                              Золотое донышко!

    Солнце, солнышко – гори!

     Солнце, солнышко – свети!

                                              Солнышко, солнышко

                                              Золотое донышко!

                                              Ты по кругу иди,

                                             Не сбивайся с пути!

III. Заключительная часть.

- Вот и выглянуло солнышко из-за тучи! (На мольберте: солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, ежик.) Все очень обрадовались! Сегодня, когда мы помогали цыплятам и их друзьям искать солнышко, какой звук ты старался правильно произносить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер – класс» интегрированной НОД по дифференциации звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи с использованием ИКТ. На тему: «В гости к Смешарикам»

В ходе проведения НОД созданы все необходимые условия для формирования и развития:- фонематического восприятия и представлений;- закрепление навыка правильного звукопроизношения;- навыков различения з...

Сценарий образовательной деятельности "Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи

Научить дифференцировать звуки [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи....

Занятие по логопедии «Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)»

Автоматизация звука /ш/ в слогах, словах и фразовой речи по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь"...

Конспект занятия по развитию речи. По мотивам сказки «У солнышка в гостях» (с использованием пальчиковых игр)

Конспект занятия по развитию речи.По мотивам сказки«У солнышка в гостях»(с использованием пальчиковых игр)...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»).

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)....