Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии на тему

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Каждый ребёнок должен научиться в дошкольном возрасте содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связность речи – это связность мыслей. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку:

  1. словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно);
  2. формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно  используя грамматические формы рода, числа и падежа);
  3. воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, чёткой и выразительной).

Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее отстаивать своё мнение.

Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

Произвольно выстраивая своё высказывание, ребёнок должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

Особое внимание в младшем дошкольном возрасте уделяется развитию навыков разговорной речи. К каждому инициативному высказыванию ребенка надо относиться бережно, поддерживать его. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку, показать что-то или кого-то на картинке), затем отвечать на вопросы взрослого, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть конкретными и понятными для ребенка («Какие игрушки ты любишь? Расскажи про эту игрушку. Кто нарисован на этой картинке?»).

Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.

Дети 5-7 лет овладевают основными типами монологической речи — пересказом и рассказом.

Пересказ.

Пересказывать легче, чем рассказывать. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать четкость и последовательность развертывания действия, занимательность содержания, доступность и его объем. Этим требованиям соответствуют, например, народные сказки, небольшие рассказы К. Д. Ушинского, Л. П. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки.

Чтобы ребёнок смог пересказать небольшой текст нужно сначала прочитать рассказ, затем побеседовать, задавая вопросы по содержанию, потом снова прочитать весь текст и только потом пересказывать.

С детьми 3-4 лет наиболее эффективным приемом обучения пересказу является такой, когда ребёнок включается в повторный рассказ взрослого, повторяя одно - два слова или целое предложение.

Взрослый:  Жили-были дед…

Ребёнок:     И баба.

Взрослый:  Была у них...

      Ребёнок:     Курочка - ряба.

Постепенно дети подходят к пересказу по вопросам. Вопросы направлены на установление последовательности событий, называние действующих лиц.

—Кого встретил колобок?

—Лисичку.

—Какую песенку спел лисичке колобок?

Если ребенок запомнил начало сказки, то он рассказывает ее самостоятельно. В случае затруднений в процессе  пересказа включается взрослый. На этой ступени вопросы можно задавать лишь в отдельных случаях. Лучше пользоваться напоминанием самого текста, тогда детям легче воспроизводить содержание сказки.

После пересказа коротких народных сказок можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов с несложным сюжетом. Образцом таких рассказов являются лаконичные рассказы Л.Н.Толстого.

Рассматривание иллюстраций лучше проводить до или после чтения, при этом ребёнку говорят: «Я тебе покажу картинки, а потом почитаю о том, что на них нарисовано» — или: «Я тебе прочитала, а теперь покажу картинки». Показ сопровождается указаниями, вопросами.

Для пересказа рекомендуются, например, следующие произведения: «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух», «Колобок»— русские народные сказки, «Почему кот умывается после еды?»— литовская народная сказка; рассказы для маленьких детей Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского—«Бишка», «Вместе тесно, врозь скучно» и т.п.

Главное в обучении пересказу — помочь ребёнку понять смысл произведения, его логические связи. Этому помогает предварительная беседа, которая проводится после первого чтения. По художественному произведению могут быть заданы две группы вопросов: 1) помогающие осмыслению произведения, 2) помогающие вспомнить последовательность событий, логику сюжета.

Широко используется совместный пересказ взрослого и ребенка. Взрослый напоминает фразу, подсказывает забытое слово. Это обеспечивает плавность пересказа, предупреждает разрывы произведения на отдельные куски или фразы.

При пересказе сказок необходимо обращать внимание детей на интонационную выразительность передачи диалога персонажей, например: «Как лиса уговаривает петушка выглянуть в окошко?» — «Ласково, хитро»; «Как собачка ответила?» — «Она рассердилась, обиделась».

Ребёнок 6-7 лет должен уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Детям предлагаются более сложные, длинные произведения.

Рассказывание по картине.

Виды рассказывания:

1) составление описательного рассказа по предметной картине;

2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;

3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;

5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

Ребёнок 3 лет ограничивается перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объяснятся малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.

Необходимо учить ребёнка рассматривать картинку, замечать в ней самое главное, отвечать на вопросы взрослого и составлять небольшой  рассказ.

Вот примерные вопросы по картине «Кошка с котятами»: кто нарисован на картине? Что делает рыжий котенок? Какая кошка-мама? Что она делает? После беседы взрослый сам рассказывает по этой картине.

Ребёнок учится рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов.

Можно загадать загадку о домашнем животном, например: «Мягонькие лапки, а в лапках царапки» — после картины «Кошка с котятами». Можно спеть с ребёнком  знакомую ему песенку о кошечке, собачке, курочке.

С малышом особенно важно использовать разнообразные игровые приемы, например, такие: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке». С помощью взрослого ребёнок с удовольствием по картине рассказывает пришедшей к нему в гости кукле, кошке. Можно также предложить выбрать объект описания («Выбери себе щенка и расскажи о нем» — по картине «Собака со щенятами»).

Можно рассматривание картины связать с показом игрушки («Такой же котенок, петушок; похожий щенок, цыпленок»).

Затем можно перейти к рассказыванию по образцу. «Расскажи, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит мама. Вот пример рассказа взрослого по картине «Кошка с котятами»: «Эта картина про кошку с котятами. Лежит кошка на коврике и смотрит за своими котятами. Три котенка у кошки. Рыженький котенок играет с клубком ниток, серый котенок лакает из блюдца, а третий, пестренький котенок свернулся клубочком и спит около своей мамы».

Когда ребёнок научится составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью взрослого ребёнок  составляет связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

Можно составить и совместный рассказ по картине. Взрослый придумывает, что происходило с героями раньше, ребёнок излагает события, изображенные на картине, затем взрослый придумывает последующие действия, поступки и приключения героев. Это развивает связную речь, закрепляет навыки свободного владения словом.

Рассказывание по игрушке

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий— рассматривание и описание игрушек.

Описывать игрушку можно в игре «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Что ты нашел?». Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантиком, красная и зеленая пирамидки в т. д.). Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.

Сначала игрушку надо рассмотреть. Взрослый обращает внимание ребёнка на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал), следит за правильным использованием слов при их определении.

Малыши не дают законченного рассказа, а высказываются отдельными фразами, поэтому с помощью вопросов взрослый объединяет отрывочные детские фразы, слова, реплики в связный рассказ. Взрослый сам составляет рассказ по игрушке.

 Можно предложить план: «Расскажи, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, из какого материала сделана и как с ней можно играть».

Широко используются игры с игрушками: «Магазин игрушек», «Почтальон принес посылку», составление загадок об игрушках, предметах.

Рассказы детей из опыта.

Этот вид рассказывания имеет большие значение в развитии связной речи. Ребёнок 4-5 лет учится  четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.

Основа этого вида рассказывания — содержательная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник. Частые наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, отрывков из художественных произведений, дидактические игры на описание, обогащение детской речи образными словами и выражениями — необходимые условия и предпосылки развития у детей умения рассказывать о случаях из своей жизни.

Предлагаются конкретные, близкие дошкольникам темы о недавно пережитых ярких событиях: «Наш праздник», «Как мы готовили подарки маме», «Как мы ходила на речку». Могут быть предложены темы: «Кто работает на кухне», «Наш дворник дядя Вася», «Машины на нашей улице», «Кто построил этот дом», «Как шьют одежду», «Кто потрудился, чтобы мы письмо получили», «Где работает моя мама, мой папа», «Как мы побывали в библиотеке», «Что мы видели в цирке (зоопарке)» и др.

Обучение рассказыванию приучает детей к более продолжительному разговору на близкую дня них тему и подводит к творческому рассказыванию.

Усложняются темы рассказов о природе. Наряду с сюжетными рассказами («Как мы растили цветы», «Наш огород», «Как мы кормили кролика», «Как дети зимой играют») предлагаются темы для составления описательных рассказов: «Наш участок зимой и летом», «Что мы видели в лесу (на реке)».

Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» «Кто интереснее придумает сказку» и т. д.

Самый сложный вид рассказывания — это придумывание рассказа или сказки па самостоятельно выбранную тему.  

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это явится хорошим толчком для развития детского творчества.

Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.

        

Учитель – логопед: Винокурова О.А

(Использовался материал из книги «Развитие речи детей дошкольного возраста» Ф.А.Сохина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...