Семинар-практикум «Недостатки произношения гласных звуков и звуков раннего онтогенеза. Приёмы постановки в практической деятельности»
методическая разработка по логопедии на тему

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СОВЕТСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ В РАМКАХ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕГО СЕМИНАРА ЛОГОПЕДОВ СОВЕТСКОГО РАЙОНА

"НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И ЗВУКОВ РАННЕГО ОНТОГЕНЕЗА.

ПРИЁМЫ ПОСТАНОВКИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

Подготовила и провела: Адаменко В.П.

21.02.2017г

г. Советский

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как  гласные - А,О,У,Ы,Э и простых согласных Д, Т, Н, Ф, В и др.(т.е.звуков раннего онтогенеза).

Усвоение звуковой стороны речи    (по А.Н.Гвоздеву)

а) звуки «раннего онтогенеза» (онтогенез—значит индивидуальное развитие организма ребенка): гласные [а], [о], [у], [и]; согласные [м], [б], [г], [к], [дь], [ть] [пь],[ль),(хь] [сь];(1год, 8 мес), [д], [н], [т] (1г10мес-2 года), [с], [п], [в] (2 г – 2г. 8.мес)
б) звуки «среднего онтогенеза»: гласный [ы]; дифференциация по мягкости и твердости усвоенных согласных; [л']; озвончение всех согласных; 
в) звуки «позднего онтогенеза»: [р], [ш], [ж], [щ] (которые требуют поднятия передней части языка), [л], [ц].

 Характеристика согласных звуков раннего онтогенеза
[Б], [бь],(звонкие), [п],[пь] (глухие) – ротовые, шумные, смычные, губно - губные

[Д],[дь],(звонкие),[т],[ть], (глухие) - ротовые, шумные, смычные, язычно - зубные

[Г],[к] (язычно – задненёбные), [гь],[кь] (язычно – средненёбные) - ротовые, шумные, смычные.

[В],[вь] (звонкие),[ф],[фь] (глухие) – ротовые, шумовые, щелевые, губно – зубные

[М],[мь](губно – губные),[н],[нь] (язычно – зубные) – носовые, соноры, смычно – проходные,

Приведенное деление звуков речи одновременно содержит указание и на возраст ребенка, когда ему становятся доступными определенные артикуляции. В соответствии с указанным делением намечаются звуковые упражнения для детей разных возрастов.

Артикулляция - (от лат. articulo — членораздельно произношу) — совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. А. регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. Для правильной А. каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестезического (речедвигательного) контроля за правильностью произношения, осуществляемого по механизму обратной связи. 

АРТИКУЛЯЦИЯ-это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит  чёткое произнесение звуков.  Постановке правильной речи предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата.

Этапы постановки звуков

Цель этого этапа—добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.

Различают три основных способа постановки звука.

Первый способ — по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука Ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагают произнести звук И (педагог контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом), затем сблизить зубы и пустить по языку «ветерок» так, чтобы получился свист. В результате ставится звук С.

Второй способ — с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами, для выработки вибрации кончика языка воспитатель может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) или туго набитую ваткой длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук С, воспитатель плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук Ш.

Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.

Нормальная артикуляция гласных звуков
Артикуляция звука а.
 Губы свободно раздвинуты. Расстояние между верхними и нижними резцами — приблизительно с большой палец ребенка, поставленный ребром. Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов.
Артикуляция звука о. Губы слегка округло выдвинуты вперед. Расстояние между резцами меньше, чем при а (ширина указательного пальца ребенка). Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята.
Артикуляция звука у. Губы значительно выдвинуты вперед, образуют небольшое овальное отверстие. Расстояние между зубами небольшое. Язык еще более, чем при о, оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята.
Артикуляция звука э. Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны. Вертикальное расстояние между зубами несколько меньше, чем при а. Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх.
Артикуляция звука и. Губы раскрыты в форме легкой улыбки и прижаты к зубам. Расстояние между резцами маленькое. Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель; кончик языка упирается в нижние резцы.
Артикуляция звука ы. Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами почти такое же, как при и. Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Мягкое нёбо при произношении всех гласных поднято.

Недостатки произношения гласных звуков.

Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки. Звук И иногда произносится почти как э или е (эгла — игла, пела — пила); звук Ы уподобляется звуку и. Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь — пить, бел — бил, пил — пел, села — сила, дитя — дети, тени — тина.
Для слуховой дифференцировки ы — и: был — бил, пил — пыль, Дима — дым, выл — вил, лыжи — лижи, мыло — мила, мышка — миска, пила — пыль.
Встречается неточное произношение губного гласного О. При правильной артикуляции звука о губы принимают овальную форму. При неточном произношении о губы несколько растянуты и форма рта близка к форме, характерной для артикуляции а. Для исправления указанного недостатка в произношении гласного о, произнесите вслух несколько раз звукосочетание ао и внимательно следите (с помощью зеркала) за артикуляцией губ. Некоторым будет полезно «протянуть» звук о: ооо, удерживая рот в овальном положении, чтобы зафиксировать правильную артикуляцию губ.

Неточное произношение звука У. Для исправления указанного недостатка в произношении гласного У, попросите ребёнка вытянуть вперёд губы произносить звук У, затем пальцами смыкать и размыкать губы. Либо делать в более быстром темпе упражнение «балалайка» пальчиками по губам. Звук можно сразу ввести в слова: утка, Умка, бумага, Буратино и т.д.

Коррекция гласных звуков.При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука –А–. Затем переходим к звукам –Э–О–У–И. Они легко произносятся по подражанию. Основная задача при их постановке – устранение назального оттенка, продвижение языка к нижним зубам.

Вначале все звуки отрабатываются в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, например:

А АА ААА АААА

Э ЭЭ ЭЭЭ ЭЭЭЭ

О ОО ООО ОООО

У УУ УУУ УУУУ

И ИИ ИИИ ИИИИ

Ы ЫЫ ЫЫЫ ЫЫЫЫ

Когда изолированно гласные звуки будут отработаны, переходим к слитному произнесению сочетаний из двух гласных звуков, затем из трех.

АЭ---ЭА АО---ОА АИ---ИА

УА---ЭА ОА---АИ ИУ---ОИ

АОЭ---ЭАО ОУИ---ИОУ ЭИО---УИО

АИУ---АЭИ ЭОА---ОУИ ЭИО---ЭОА

Сочетания произносятся то низким голосом (имитация голоса волка), то высоким голосом (имитация голоса зайца), то средним голосом (имитация голоса ежика). Дети охотно подражают голосам животных. Такие игры развивают умения координировать высоту голоса.

После овладения произнесением гласных звуков без носового оттенка, формирование речевого дыхания и слуха, активизации небной занавески переходим к следующему этапу работы, основной задачей которого является коррекция согласных звуков. Работа начинается с анализа артикуляции и новых ощущений, испытываемых при правильном произнесении фонемы. Введение новых навыков начинается с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит в позиции между двумя гласными звуками. Специфическим является порядок постановки звуков. Первым отрабатывается звук –Ф-.

Способы постановки переднеязычных твёрдых звуков раннего онтогенеза Т,Д

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА ПО ПОДРАЖАНИЮ

  • Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы "Как стучат колеса поезда? - т-т-т" (Фомичева)
  • Попросить ребенка произносить ПА-ПА-ПА-Па-ПА, положив кончик языка между губами. Далее в момент произнесения па-па-па-па, губы отодвигают (либо ребенок улыбается, обнажая верхние и нижние зубы перед зеркалом, либо взрослый помогает отодвинуть губы большим и указательным пальцем. В момент раздвигания губ мы услышим та-та-та-та.
  • Попросить ребенка произносить ба-ба-ба-ба, положив кончик языка между губами. Далее губы отодвигают. В момент прикусывания - слышится да-да-да.

Способы постановки щелевых твёрдых звуков раннего онтогенеза [в],[ф]

Артикуляция звука Ф: верхние зубки прикасаются к нижней губе. Воздух выходит из-за рта сквозь сближенные верхние зубы с нижней губой. Голосовые связки не участвуют в произношении этого звука.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА ПО ПОДРАЖАНИЮ

  • Попросить ребенка подуть через губы, сложенные в трубочку. И прижать при этом нижнюю губу к верхним резцам. Получится звук ф
  • Способ имитации. - ф-ф-ф - ежик пыхтит.
  • "Ветерок" сдувают при этой же артикуляции бумажки, кусочки ватки со стола, задувают горящую свечу.

 Отрабатывается звук –Ф-от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот, например:

А-----Ф-----; Э------Ф------; О-----Ф-----; У-----Ф-----; И------Ф----- (черта показывает длительность звучания).

АФ----АФА; ЭФ----ЭФЭ; ОФ----ОФО; УФ----УФУ; ИФ----ИФИ.

Звук –Ф – в твердых слогах: АФ-ФА-----АФА-ОФА-УФА; ОФ-ФО-----АФО-ОФО-УФО;

ЭФ-ФЭ-----АФЭ-ОФЭ-УФЭ; УФ-ФУ-----АФУ-ОФУ-УФУ; ЫФ-ФЫ-----АФЫ-ОФЫ-УФЫ.

Звук –Ф– в мягких слогах:ИФ-ФИ-----АФИ-ОФИ-УФИ; ЕФ-ФЕ-----АФЕ-ОФЕ-УФЕ;

ЮФ-ФЮ-----АФЮ-ОФЮ-УФЮ; ЯФ-ФЯ-----АФЯ-ОФЯ-УФЯ.

После того, как ребенок научился правильно произносить звуки в слогах, словах переходим к этапу работы, основной задачей которого является автоматизация новых навыков звукопроизношения и введение их в спонтанную речь.

Артикуляция звука В  аналогична - но с включением голоса: верхние зубы прикасаются к нижней губе.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА ПО ПОДРАЖАНИЮ

  • Продувание через сближенные губы издают гудящий звук (на губах кончиками пальцев можно почувствовать вибрацию). Затем произносится такое губное Вв слогах с гласными: ВА, ВО, ВУ.
  • После этого - правильная артикуляция звука - сближаются верхние зубы с нижней губой и упражнение проводится аналогично.
  • Взрослый держит пальцы ребенка на своей гортани. Ребенок улавливает дрожание гортани, т.е. голосовых связок, а также ребенок касаясь рукой своей гортани, пытается произносить заданный звук, чтобы гортань дрожала. В момент исчезновения голоса, полезно слегка пальцами потряхивать гортань.
  • Во время произнесения звука УУУУУУУУУ - прижать нижнюю губу к верхним зубам. 

Сначала звук вводится в наиболее употребляемые в быту слова, например: В-ваза, вата.

Способы постановки  сонорных звуков М Мь Н Нь

Артикуляция звука М. Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА ПО ПОДРАЖАНИЮ

  • Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.

Артикуляция звукаМь.См. звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

 Артикуляция звука  Н. Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука. Кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости.

Постановка звука СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА ПО ПОДРАЖАНИЮ

  • Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой к его собственному. При этом нужно показать ребенку положение языка.

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Н] НА БАЗЕ ЗВУКА [М]

  • Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению звука Н в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.

Звук Нь

 Артикуляция звука Смзвук Н. Разница в том, что при произнесении звука НЬ кончик языка опущен за нижние резцы.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА ПО ПОДРАЖАНИЮ

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА  ОТ  ЗВУКА [Н]

  • В момент произнесения звука Н логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.

Постановка звуков [к] ([г]) и [х]

Когда у ребенка нарушено произношение всех твердых заднеязычных звуков, сначала поставьте ему произношение звука [х], затем [к], после этого [г]. Если у вас возникнут трудности с постановкой звука [х], поставьте ребенку сначала звук [к], а затем, опираясь на правильное произношение этого звука, — звук [х]. Прежде всего попытайтесь вызвать произношение звуков [х] и [к] по подражанию первым способом.

Постановка звука [х]

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА ПО ПОДРАЖАНИЮ

  • Этот способ можно использовать, когда ребенок либо вообще не выговаривает звук [х] (вместо него может слышаться выдох), либо заменяет его на звук [ф]. Во время работы над звуком следите, чтобы ребенок не открывал широко рот, именно из-за этого чаще всего нарушается произношение заднеязычных звуков (задняя часть спинки языка не дотягивается до нёба). Зубы должны быть в форме правильного прикуса. При нарушенном прикусе рот должен быть максимально прикрыт.
  • Ребенок должен имитировать смех. Делать это нужно после выдоха (плечи должны быть опущены), «смеяться» нужно негромко и низким голосом. Вы должны очень эмоционально (для того чтобы ребенок не догадался, что вы на самом деле произносите звук [х]) произносить слоги [ха — ха — ха] (звук [а] должен звучать, как нечто среднее между [а] и [э]).
  • Пусть ребенок «смеется», подставив ко рту ладонь и «попадая» в нее своими «смешками» (струя воздуха должна ощущаться горячей). Вначале вам не следует произносить звук [х] слишком отчетливо (особенно, если ребенок заменяет его на [ф]), пусть произнесение этих слогов больше напоминает смех.
  • В дальнейшем вы предлагаете ребенку «смеяться» более «внятно», «с нажимом» (он может «похохотать» «насмешливо», даже «издевательски»), «смешки» должны быть короткими и четко «попадать» в ладонь. Вы более внятно произносите звук [х].
  • После этого под видом смеха ребенок должен повторять за вами слоги [хо — хо — хо], затем — слоги с другими гласными. Когда ребенок начнет безошибочно произносить звук, сообщи ему, какой звук он на самом деле выговаривает.

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [X] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [К]

Вы только даете ребенку инструкции, не используя при этом собственного произношения.

  • Пусть ребенок, не отрывая языка от нёба, длительно и внятно произнесет звук [к].Получится звукосочетание [кх — х — х]. Укажите ребенку на то, что вслед за [к] слышится другой звук, именно тот, который вам нужен. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и будет «дуть» в нее следующим после [к] звуком.
  • Дальше нужно произносить звукосочетание (фактически слог [кх — х — ха] (используя соответствующую картинку), в середине должен быть длительно звучащий [х], звук [а] на конце должен произноситься кратко и отрывисто — это придаст звуку [х] большую внятность.
  • Затем ребенок должен произносить слоги [кх — х — ха — ха -ха] (скажите ему, чтобы он повторял только второй после [к] звук).
  • Сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.
  • В дальнейшем следует произносить слоги [ха — ха — ха] и слоги с остальными гласными звуками. Это можно делать по подражанию.

 СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [X] ОТ ПРАВИЛЬНОГО МЯГКОГО [X']

Чтобы отвлечь внимание ребенка, скажите, что вы с ним учитесь «смеяться».

  • Вслед за вами ребенок должен «хихикать», тщательно и утрированно произнося слоги (хи – хи – хи). Произносить нужно тихо и отрывисто иначе упор пойдет на гласный звук и характерно звучание согласного частично утратится. Ребенок должен чувствовать, как воздушная струя «верещит» у него в горле. Можно подставить ко рту ладонь, чтобы чувствовать на ней выдох.
  • Дальше, произнося эти слоги, нужно открыть рот шире, примерно на ширину пальца. В этом положении ребенок должен «хихикать» вслед за вами следующим образом: [хи — ха — хи — ха] (поскольку рот приоткрыт, вместо [хи] будет выходить почти [хы]). Если в слоге [ха] будет слышаться полноценный твердый звук [х], переходите к слогам с гласными [э, о, у, ы]. Все выполняется по подражанию.
  • Если звук [х] будет сохранять некоторую мягкость (слог [ха] будет звучать близко к [х'я]), нужно произносить слоги [хи — хи — ха — ха — ха] следующим образом. При произнесении слогов [ха — ха — ха] ребенок должен постепенно все шире и шире открывать рот, пока не послышится полноценный звук [х]. Слоги со звуком [х'] нужно произносить, максимально утрируя характерное звучание этого звука. Ребенок выполняет упражнение вслед за вами. Напоминайте ему, чтобы он не отрывал язык от того места в горле, где он произносит свой «хихикающий» звук.
  • Слоги с другими гласными нужно также произносить, пошире открывая рот.
  • В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

Постановка звука [к]

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА ПО ПОДРАЖАНИЮ

  • Ребенок должен «покашливать» вслед за вами. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.
  • Большим и указательным пальцами руки можно несколько сдавить ему шею в области горла сразу под подбородком. Это сделает звук [к] при «покашливании» более отчетливым.
  • После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом — «по-кашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха.
  • Если получится правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ка — ка — ка]»
  • В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [К] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [X]

  • Обратите внимание ребенка на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], корень его языка прикасается к нёбу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.
  • Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].
  • В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (см. способ I).
  • После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.
  • Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [К] НА ВДОХЕ

  • Ребенок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка].
  • Еще это можно сравнить с беззвучной (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий по звучанию к звуку [к].
  • В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала навдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее» или «всхрапнул внутрь — теперь наружу»). Для того чтобы избежать появления раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом (чтобы не разбудить своим храпом кого-нибудь спящего рядом).
  • Когда слог [ка] на выдохе ребенок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно.
  • Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.

СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [К] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Очень просто можно поставить звук [к], воспользовавшись шпателем или заменяющим его предметом. Предмет должен быть плоским и достаточно широким, иначе язык ребенка будет уворачиваться от вашего инструмента.

  • Пусть ребенок произносит слоги: [та — та — та]. В это время вы, нажимая на кончик его языка, постепенно и осторожно проталкиваете его в глубь рта. В это время ребенок должен, не прекращая, произносить слоги.
  • По мере продвижения языка в глубь рта звук будет меняться. Вначале послышится нечеткий мягкий звук [т'], затем нечеткий мягкий звук [к']. В какой то момент вы услышите, что ребенок произносит слоги [ка — ка — ка].
  • Перед выполнением упражнения расскажите ребенку, что вы собираетесь делать. Предупредите его, чтобы он не мешал вам отодвигать его язык в глубь рта, и что звук, который он будет произносить, от этого постепенно будет меняться. Пусть не мешает ему изменяться. Предложите ему вместе посмотреть, какой в итоге получится звук.
  • Когда послышится правильный звук [к], еще какое-то время при-держивайте язык ребенка шпателем. Сообщите ему, что именно этот звук вы и хотели услышать.
  • Как-нибудь назовите его (например, скажите, что он напоминает покашливание).
  • Осторожно уберите шпатель, пусть ребенок сам продолжает произносить слоги.
  • Предложите ребенку произносить слоги [ка — ка — ка] самостоятельно («Теперь сам говори слоги с тем «покашливающим» звуком, который мы только что научились выговаривать»). Скорее всего, вам придется еще не один раз шпателем помогать ребенку находить место произнесения звука, пока он его не запомнит.
  • Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.
  • В дальнейшем пусть ребенок произносит слоги с другими гласными (он может повторять их за вами).

Постановка звуков [к] ([г]) и [х] при аномалиях строения речевых органов.

 Если у вашего ребенка нарушена подвижность речевых органов, сначала поставьте ему звук [к] четвертым способом, а после этого звук [х] вторым способом.

Недостатки произношения звука к
1. Вместо К слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.
Исправление: ставить звук заново.
2. К заменяется звуком Х.
Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.
Исправление: а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при к и плавной струей при х;

б) если это не поможет, ставить заново механическим способом.
3. Вместо К твердого слышится мягкое (кет место «кот»).
Причина: язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для ке, ки, где звук К смягчается под влиянием следующих гласных.
Исправление: показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого К. Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги).
4. Слышится глубокое, горловое К, свойственное некоторым восточным языкам.
Причина: язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.
Исправление: ставить звук заново, исходя из слога та и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого К (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука).
5. После звука К в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук Э (ы). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков п и т.
Исправление: а) проверить произношение звуков п и т, если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком п или т (ап-ак, ат-ак). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука К она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту).
6. Вместо К получается Г.
Причина: в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука К соответствует аналогичному дефекту произношения звуков п и т.
Исправление: а) проверить произношение звуков п и т, если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками п и т (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани).
Временно преувеличить силу выдоха после взрыва.
7. Произношение К, особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков п и т, одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки.
Исправление: а) проверить произношение звуков п и т и исправить его (если необходимо); б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п — т — к; an — ат —ак).
Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.
Упражнения

Если у ребенка нарушено произношение всех твердых заднеязычных звуков, сначала поставьте ему произношение звука/Х/, затем /К/, после этого /Г/. Если у ребенка получился раньше звук /Х/, приступаю к постановке звука /К/, а затем, опираясь на правильное произношение этого звука, к постановке звуков /Х/.

Приложение 1

При тотальном оглушении

О. В. Правдина рекомендует начинать работу с щелевых звуков: с наиболее простого по артикуляции (в). В качестве базового звука берем (ф). Первый способ озвончения — это включение в работу голосовых связок. Протяжно произносим (ф), а затем, не прерывая выдоха, включаем голос и переходим на звук (в). При этом обращаем внимание не только на различие в звучании этих звуков (ф—в), но и на ощущение вибрации голосовых связок, ощущаемых при тактильном контроле.

Значительно большие трудности при коррекции вызывают смычные согласные: (б, д, г), потому что предварительное озвончение звуков (п, т, к) не всегда обеспечивает озвончение взрывных теми же приемами. Поэтому целесообразнее всего эту работу начинать с фонемы (б). Ребенку предлагаем подуть сквозь сближенные, но не сжатые губы и одновременно включаем голос. В результате получаем длительное двугубое (в). В это время логопед прикладывает свой указательный палец в горизонтальном положении к нижней губе ребенка и, производя легкие движения вверх-вниз, вызывает смыкание и размыкание губ. Получается звучание звука (ббб), затем движения несколько замедляются, в результате слышен изолированный звук (б). Важно научить ребенка самостоятельно получать звук при помощи пальца, что дает ему возможность упражняться в произношении дома. Механическая помощь постепенно исключается

Озвончение звука (г) — самый трудный момент в коррекции дефекта оглушения.

Вначале делается попытка включить звонкий согласный после сопоставления слогов гака.Иногда к цели приводит повторение ряда слогов: га-га-га... произносимых в быстром темпе, «по инерции», произнося слог га вслед за рядом слогов со звуком (д) да-да-да-га. Если попытка с опорой на слухо-зрительнос подражание не приводит к цели, то подключаем тактильно-вибрационный контроль. Для этого необходимо приложить ладонь к гортани логопеда и обратить внимание на вибрацию голосовых связок при звуке (г). Сопоставляя слоги гака, указываем на соответствующие буквенные обозначения, после чего возможен положительный результат

Звук (д) ставим, сопоставляя слоги тада, соотнося их на соответствующие буквам обозначения, после чего побуждаем ребенка самостоятельно по подражанию произнести сначала слоги та, затемда. Иногда к цели приводит быстрое произнесение вслед за логопедом ряда слогов: да-да-да-да... К положительному результату может привести прием, связанный с предпосыланием слогу ряда слогов с уже освоенным ранее звуком (б): ба-ба-ба-да. От межгубного (б) ребенку предлагаем произнести слоги со звуком ба-ба-ба...

Это упражнение неоднократно повторяем при межгубном положении языка. Получается межгубное(б), которое отрабатываем в слогах с различными гласными. Такой звук является временным аналогом.

Затем переходим к нормальному звуку. Для этого достаточно, в момент произнесения, пальцами приподнять у ребенка верхнюю губу, язык автоматически прижимается к верхним зубам, и получается межзубное (д), которое в дальнейшем, при сжатых зубах, легко превратить в нормальное, зазубное. Самый неустойчивый из трех (д, б, г) взрывных звуков — звук (д). Ученые подчеркивают, что позиция для всех вышеназванных согласных — положение перед гласными (у) и(и), что важно учитывать при подборе упражнений (Ф. Ф. Pay и Н. Ф. Слезина, 1981).

Таким образом, звуки (б, д, г) сходны между собой: по участию голоса в артикуляции (они произносятся при сомкнутых и вибрирующих голосовых складках, то есть они звонкие); по способу артикуляции (все они взрывные); по отсутствию палатализации (произносятся без дополнительного подъема языка, они твердые).

Отличаются эти звуки друг от друга местом артикуляции: смычка образуется двумя губами (б); языком и верхними резцами (3); языком и небом (г).

Сходство звуков (б, з, г) обусловливает и однотипность дефекта: оглушение, полузвонкость, звонкий взрывной (г) звучит как фрикативный согласный (южнорусское (г)); г = х.

Приложение 2

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ПРИЁМЫ ПОСТАНОВКИ  ЗВУКОВ

Бывает так: можно долго биться над постановкой какого-нибудь звука, и ничего не будет получаться, но оказывается достаточным сказать ребенку, чтобы он перестал «выпучивать» глаза, и он моментально произнесет звук правильно. Это происходит оттого, что когда ребенок опускает глаза (в другом случае — это могут быть поднятые вверх плечи и т. п.), в этот момент он автоматически, незаметно для самого себя расслабляет и мышцы языка (или губ). А поскольку артикуляция звука была уже правильная, и произнести этот звук мешали только напряженные речевые мышцы, то когда они расслабились — звук сразу же и получился. Но ребенку никогда нельзя говорить, чтобы он расслабил мышцы. Он в принципе не умеет этого делать. Пытаясь найти способ расслабиться, он может напрячься еще сильнее. Поэтому для устранения мышечных зажимов желательно использовать некоторые, так сказать, « обходные маневры ». Рассмотрим, какие комплексы мышечных напряжений могут быть у ребенка. Пожалуйста, все виды напряжений «примеряйте» на себя, чтобы почувствовать каким образом они мешают произношению.

ВОЗМОЖНЫЕ КОМПЛЕКСЫ МЫШЕЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ

 Во время речи у ребенка может быть ключичное дыхание, то есть он дышит верхней частью грудной клетки. Он может даже хватать воздух ртом, причем хватать много лишнего воздуха. Когда речь происходит на фоне глубокого ключичного вдоха, напрягаются вообще все мышцы, расположенные выше грудной клетки — мышцы шеи, речевые, мимические, мышцы глаз — возникает тотальное напряжение. До тех пор, пока оно будет продолжаться, вы никакого звука ребенку не поставите. Ребенок также может стремиться задерживать выдох. Он глубоко вдыхает — легкие у него «забиты» воздухом, а он еще и плечи поднимет — чтобы больше воздуха вошло, и чтобы удобнее было его в себе удерживать, и с напряженными мышцами, да еще и под давлением этого воздуха пытается говорить. Попробуйте сами, насколько это возможно. Нужно попросить ребенка выдохнуть лишний воздух («весь воздух») и еще опустить («уронить») плечи — с поднятыми плечами он не выдохнет достаточно воздуха.

 У ребенка могут быть подняты плечи. Дыхание при этом тут же становится ключичным (попробуйте поднять плечи), шея напрягается (и как бы утолщается), речевой выдох при этом не будет достигать нужного места речевого аппарата — правильный звук не получится. В этом случае ребенок должен просто опустить плечи, а еще лучше «уронить» их — потому что опускать плечи он тоже может с усилием.

 Подбородок у ребенка может быть «притянут» к груди. Не просто свободно, опущен, а именно притянут с усилием, так что под ним еще и второй подбородок может образовываться. От этого у ребенка язык, губы, щеки — все тяжелеет, язык прижимается плотно к зубам, губы выпячиваются вперед — фактически самые важные речевые органы теряют необходимую подвижность. Причем, чем сильнее подбородок «притянут» вниз, тем сильнее все это проявляется. Ребенку нужно поднять подбородок, не вытянуть его вверх и не «задвинуть» назад, что ребенок и может попытаться сделать, а просто поднять, слегка подав его вперед. Для начала пусть ребенок на что-нибудь удобно положит его — на вашу руку, например. Положить подбородок нужно совсем — всей тяжестью и в таком положении тренировать произношение. Каждый раз, когда вы будете замечать у ребенка напряжения мышц шеи и нижней челюсти, вам нужно будет прибегать к этому приему.

 У ребенка могут быть «выпучены» глаза. Поскольку мышцы всегда работают совместно, нижняя челюсть у ребенка «оттягивается» вниз (губы при этом приоткрываются или могут оставаться сомкнутыми). Язык занимает место по центру ротовой полости, округляется и становится совершенно непригодным ни для какой работы. В этом случае ребенок должен опустить глаза вниз — рот тут же закроется, язык примет нормальное положение — опустится вниз и станет широким и плоским.

 Голова ребенка вместе с шеей может быть отодвинута назад. Подбородок при этом как бы втягивается назад в шею. Глаза широко открыты, смотрят прямо, напряженно, губы автоматически выдвигаются вперед, в горле образуется комок. Язык «деревенеет» и придвигается к зубам ближе, чем это нужно для нормальной речи, голос будет звучать ниже естественного и грубее. Попробуйте принять такое положение и произнести, например, следующий звуковой ряд [с], [з], [ц], [ч], [щ] – почувствуйте возникающие затруднения и неудобства, при этом изменяется даже звучание звуков. Чтобы, не меняя позы, добиться полноценного произнесения, вам придется значительно сильнее, чем обычно, напрячь и расплющить во рту язык, сильно вытянуть губы в улыбку, да еще и потренироваться. Для устранения напряжения прибегайте к тому же способу, который описан в ситуации, когда подбородок у ребенка «притянут» к груди.

 Голова у ребенка может быть вытянута вверх. Шея при этом напряжена и тоже вытянута, плечи, подчиняясь общему движению, подняты. Дыхание становится ключичным. Время от времени ребенок будет хватать много воздуха ртом. Голос будет выше естественного. В этом положении речевой выдох никогда не достигнет тех мест в ротовой полости, где должны формироваться звуки. Ребенок должен «уронить» плечи, шея и голова от этого придут в естественное положение.

 Ребенок может слишком широко открывать рот. Почти всегда оптимальной шириной просвета между зубами является просвет, характерный для произнесения звука [ы], иногда чуть шире или уже. Если рот широко открыт, языку трудно дотягиваться до альвеол. Широко открытый рот также способствует нарушению речевого выдоха — воздушная струя «распыляется» во рту. Следите за тем, чтобы ребенок не открывал широко рот.

 Ребенок может утрированно, громко, напряженно произносить звуки. Это вызывает напряжение органов речи, в первую очередь языка, и мешает выполнению тонких и точных речевых движений.

 Ребенок может слишком плотно прижимать язык к зубам или альвеолам. Этим он перекрывает речевой выдох, закрывая просвет, в который выходит воздух.

 Если ребенок склонен к излишней тщательности в произнесении, предложите ему не стараться так сильно (вообще не стараться), говорить вяло, с ленцой — это самый лучший способ избежать лишних напряжений речевых мышц. Возможно, вы заметите у ребенка какие-то иные комбинации мышечных напряжений. В любом случае принимайте позы ребенка, повторяйте его мимические выражения, пытайтесь в этих позах произносить то, что он сейчас должен произнести, и вы почувствуете, где у него образуются мешающие речи зажимы.

Теперь нам нужно познакомиться со способами и приемами постановки конкретных звуков. Пожалуйста, во время работы над звуками обращайте внимание на следующие существенные (и по большей части уже знакомые вам) моменты:

• Некоторые способы постановки звуков основаны на использовании других звуков, которые ребенок выговаривает правильно. Если у ребенка есть такие звуки, то в первую очередь попытайтесь воспользоваться именно этими способами.

• Прежде чем приступать к планомерному формированию произношения звуков, попытайтесь поставить их каким-нибудь быстрым и легким в исполнении способом (фактически вызвать его).

• Приведем подробные описания постановки твердых глухих согласных звуков (например: [к], [с], [ш] и т. п.). Произношение звонких парных согласных ([г], [з], [ж] и т. п.) ставится после постановки произношения глухих звуков.

• Формирование мягких пар звуков также осуществляется после постановки произношения их твердых пар.

• Иногда звук ставится сразу в слоге. После этого его произношение закрепляется в слогах с другими гласными звуками и в словах.

• Звук может ставиться отдельно, и после этого его нужно ввести в слог. Если слог формируется по подражанию, при произнесении слогов со вновь поставленными звуками используйте картинки.

• Если ребенок, повторяя за вами слоги, пытается вернуться к прежнему неправильному произношению поставленного звука, сразу же переходите к формированию слогов с использованием картинок.

• Если вам не удается поставить ребенку какой-нибудь звук одним способом, не огорчайтесь и используйте другие способы постановки. Это не обязательно значит, что вы что-то неверно делаете, просто бывает так, что ребенок по каким-то своим собственным причинам не может освоить того или иного способа произношения.

Список используемой литературы:

1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. «Библиополюс», СПб, 1994. 208с

2. Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков П, П', Б, Б', Ф, Ф', В, В', Т, Т', Д, Д': Пособие для детей с нарушениями речи / Н. В. Гальская; Худож. Е. С. Шапошникова. — Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с. — (Говорящий карандашик).

3. Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков К, К', Г, Г', X, X', И: Пособие для детей с нарушениями речи/Н. В. Гальская; Худож. Е. С. Шапошникова.- Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с. — (Говорящий карандашик).

4. Герасимова А.С. Популярная логопедия. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с

5. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. М. Эксмо, 2007,120 с

6.Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М. Айрис-пресс, 2007, 2008с.

7.Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и устранение недостатков произношения шипящих звуков у дошкольников старшей группы

Краткое методическое руководство по коррекци и устранению недостатков произношения шипящих звуков...

Бендикс Т.В. Презентация "Недостатки произношения свистящих звуков и приемы их постановки"

В презентация содержится материал в помощь начинающему логопеду о методах и приемах постановки свистящих звуков....

Картотека черно-белых картинок для автоматизации гласных и звуков раннего онтогенеза

Данное пособие можно использовать в работе по уточнению произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в словах. Черно - белый формат картинок позволяет "  превратить" пособ...

Выступление на ГМО учителей - логопедов по теме: "Постановка звуков раннего онтогенеза: [т], [д], [н]"

Цель: оказание информационной и методической поддержки учителям - логопедам в постановке звуков раннего онтогенеза [т], [д], [н]....

Карта обследования произношения звуков раннего онтогенеза

Таблица с картинным метриалом на звуки раннего онтогенеза...