Выступление на ГМО учителей - логопедов по теме: "Постановка звуков раннего онтогенеза: [т], [д], [н]"
консультация по коррекционной педагогике

Коротышева Светлана Григорьевна

Цель: оказание информационной и методической поддержки учителям - логопедам в постановке звуков раннего онтогенеза [т], [д], [н].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_zvukov_d_t_ndocx.docx82.42 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском методическом объединении по теме: «Постановка звуков раннего онтогенеза: [н], [т], [д]»

Цель: оказание информационной и методической поддержки учителям – логопедам в постановке звуков раннего онтогенеза [н], [т], [д].

   Здравствуйте! Работая в группах компенсирующей направленности, мы стали замечать, что все чаще встречаются дети у которых отсутствуют или заменяются звуки раннего онтогенеза.

   Сегодня мы с вами поговорим о звуковызывании звуков раннего онтогенеза звуках [т], [д], [н]. Для того чтобы правильно поставить звук мы должны знать место и способ его образования. По способу образования эти звуки смычно-взрывные. Органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается. По месту образования -это переднеязычные звуки, когда мы произносим звук язычок у нас находиться за верхними зубами. https://3.bp.blogspot.com/-hIkOMpb1OqE/U2d1C1yOaJI/AAAAAAAABrM/-mN6c6OxK_Q/s1600/%D0%B4.jpg             При произнесении звука [д]:

а) губы находятся в положении следующего за [д] гласного;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [д] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [д]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует с ним смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха.

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

https://studfile.net/html/2706/9/html_5XN4Njci9M.c6lS/img-l4YwuM.jpg           При произнесении звука [т]:

а) губы находятся в положении следующего за [т] гласного;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [т] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый [т]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемой струей воздуха

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

    https://govorynchik.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D0%9D-280x300.jpg                При произнесении звука [н]:

а) губы находятся в положении следующего за [н] гласного;

б) видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при сочетании [н] с гласными [a, o, у,ы ]

(твердый звук [н]) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, которая при переходе к гласному мягко размыкается.

г) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдох происходит через нос;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Работа над постановкой звуков проводиться в несколько этапов.

1.Подготовительный. На этом этапе идет подготовка артикуляционной моторики. Выполняем артикуляционную гимнастику «Покусай язычок», «Накажем непослушный язычок», «Пополощем зубки», «Пожуем жвачку», «Качели», «Чистим зубки». Удержать под счет. «Лопатка», «Улыбка – Трубочка», «Парус». Также на этом этапе мы должны поработать над силой выдоха, т. к. мы знаем, что этот звук смычно-взрывной, то нам необходим сильный резкий выдох, а не долгий и продолжительный. Здесь мы можем использовать упражнения, которые будут формировать сильный выдох. Чтобы ребенок видел, что у него получается можно использовать визуальные подкрепление можно использовать салфетки, фетровый материал, снежинки любой материал, который легко сдувается.

2.Становление звука. У малышей это вызывание звука, а у детей постарше постановка. Мы можем поставить этот звук по подражанию, механически с помощью каких-либо предметов, а также межзубным способом.

Постановка по подражанию. Вы берете зеркало . Просим ребенка улыбнуться, прикусить язычок и дуть на язычок. Сильный выдох. Для ребенка очень важно визуальное подкрепление, поэтому можно взять стаканчик с салфетками и дуть в него. Салфетки будут разлетаться. И так до тех пор пока, у ребенка не получиться. Если вы понимаете что у ребенка никак не идет воздушная струя можно использовать и другой способ можем оторвать кусочек чистой салфетки или бумажки , чистыми руками. Показать способ сначала на себе, даем четкий образец.

Можно использовать механический способ можно взять шпатель, ложечку. Просим ребенка улыбнуться, зажать широкий язык губами и произносить звук П, затем берем шпатель и в процессе медленно отодвигаем язычок к зубками. Таким образом у вас механическим способом получается звук Т.

Третий способ межзубный. Широко улыбаемся и кусаем язычок и  резко выдыхаем на легкий материал. Все  это делаем при хорошем настроении ребенка , играючи. Главное делать это систематично.

3.Закрепление и автоматизация в речи звука. Звук у вас появился изолированно, закрепить необходимо его ввести в речь. Начинаем автоматизировать в слогах. Берем обратный слог, так как он легче произноситься. Затем в словах, словосочетаниях и предложениях. Затем вводим в речь. Говорим чистоговорки.

4.Работа над фонематическим слухом. Этот этап проводиться параллельно. всем предыдущим. Мы работаем над звуком и сначала учим слышать его в ряду гласных, потом в ряду согласных, затем слоги обратные и прямые, слова. Если не ребенок не понял простое упражнение не следует переходить к более сложному.

Звук [д] - ставится также, как и звук [т] только добавляется работа голоса. Звук [н] – ставится от звука [м], зажимаем широкий кончик языка губами, и произносим звук [м], постепенно отодвигаем язычок за верхние зубы с помощью шпателя и получится  звук [н].

    Если ребенок заменяется звук на другой необходимо провести дифференциацию, научить различать эти звуки с помощью игр. Например:

Игра: Дай Тоби! Дай Доби!.  Или Возьми у Тоби! Возьми у Доби!. Игра: Паровозик- дудочка

Надеюсь, что информация будет для вас полезна и пригодится в вашей работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.

Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...