Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Лисина И.В.

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда

                                             учитель - логопед МКДОУ №8 г.Сим

        Лисина И.В.

  В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим актуальность использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи, принимает глобальный характер.

Дети с речевыми недостатками отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы. Решению этой задачи помогут   современные  образовательные  технологии.

Система НОД в нашем ДОУ направлена на развитие у детей речемыслительной деятельности и ее осмысление малышами. В процессе логопедической работы мы развиваем умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать. Поэтому в   коррекционной работе по обучению и воспитанию детей с ОВЗ предусматриваются коррекционно-воспитательные мероприятия в данном направлении на всех этапах обучения, так как они решают задачи развития речи и психофизических функций, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

  В своей деятельности  мы широко используем  элементы кинезиологии,  биоэнергопластики, элементы логоритмики,  психогимнастики, музыкотерапии. Их использование    помогает нам быстрее и качественнее осуществлять формирование у детей правильных речевых навыков, способствует снятию нервно – психического напряжения и помогают  корректировать психоэмоциональною сферу ребёнка.

Применяя в работе кинезиологические упражнения, мы стимулируем интеллектуальное развитие, создаем предпосылки для многих психических процессов, на которых базируется развитие речи детей (память , внимание, логическое мышление). В настоящее время кинезиология как наука и её практические приложения широко практикуется  во всем мире.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое, логическое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение передачи межполушарной информации искажает познавательную деятельность детей. Под влиянием кинезиологических  упражнений   в организме ребёнка происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. На более высоком уровне, более качественно начинают осуществляться такие параметры нервных процессов как сила, равновесие, подвижность, пластичность, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Проводимая  нами непрерывно образовательная деятельность, устраняет дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения   выполняются вместе с детьми и постепенно от занятия к занятию мы увеличиваем их продолжительность и сложность. Кинезиологические упражнения вызывают у детей положительные эмоции. С каким удовольствием и азартом дети рассказывают в детском саду о том, что дома выполняли их всей семьёй, устроив соревнования, в которых победителем, конечно же становился сам ребёнок, имеющий уже достаточно большой опыт в их выполнении.

Продолжительность занятий 10 – 15 минут; периодичность – ежедневно. Время занятий: утро – день. Количество комплексов – 7.

В своей коррекционной  практике  мы успешно используем элементы биоэнергопластики. По данным исследований – движения тела, совместные с движением рук и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию. Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания, движения, так и для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время непрерывно образовательной деятельности, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.

Строить коррекционную работу с применением элементов биоэнергопластики с детьми с общим недоразвитием речи, необходимо предварительно, изучив особенности состояния нервной системы ребенка, и согласно его индивидуальным возможностям. Упражнения с детьми проводим по подгруппам или индивидуально. В начале к артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука, движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными. Знакомство с артикуляционным упражнением проходит по стандартной методике, перед зеркалом. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяется игровой персонаж ( например, "Волшебные перчатки") используется счёт, музыка, стихи.

Развивающую и коррекционную работу мы выстраиваем в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики, которую мы широко используем в своей деятельности. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что  не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребёнка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.  Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики помогают ребёнку восстановить и сохранить эмоциональное благополучие и предупредить его расстройства. Противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные рефлекторно влияют на  гармонизацию психики ребёнка, уравновешивают процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, нормализуют психическую и двигательную активность детей, приводят к улучшению настроения, и  исчезновению инертности. Эти упражнения мы используем как элемент тематической непрерывной образовательной деятельности  во время динамических пауз или как отдельную НОД. В зависимости от возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом, а порой мы предлагаем детям придумать движения самим. Противоположные по характеру движения  чередуем: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка, особенно гипо- или гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и, как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновению инертности. Упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер, приносить детям радость и удовлетворение. Некоторые этюды мы сопровождаем музыкой, помогающей создать соответствующий настрой.

В своей коррекционной работе мы широко применяем музыкотерапию.

Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции.

 В логопедии музыкотерапия применяется для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма, чувство времени, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков, тренировки общей и артикуляционной моторики. Помимо этого, музыка  отлично помогает в устранении тиков, заикания, расторможенности, развивает  речевое дыхание. Исцеление мелодией улучшает общее эмоциональное состояние ребёнка, а значит, повышает мотивацию к любой деятельности и приносит удовлетворение от неё; а также стимулирует речевую функцию.

На занятиях нами используются следующие приемы музыкотерапии:

- прослушивание музыкальных произведений;

- ритмические движения под музыку;

-сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса 

- пропевание чистоговорок .

Мы  используем  только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям.

Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 мин в течение всего занятия;

Слушание музыки, детской песенки, воспроизведение темпоритмического рисунка, развивают не только музыкальный слух, но и умение говорить, сохраняя звуковую наполняемость слова. Формирование координационных движений также стимулирует развитие речи в связи с тем, что двигательный аппарат подчиняется произвольному выполнению двигательных задач.

Для правильного воспроизведения артикуляционного уклада звука, состоящего из сложного комплекса движений, голос и дыхание должны быть скоординированны. Темпоритмическая сторона речи – одна из важнейших её характеристик. Равномерный повторяющийся речевой ритм по своему механизму близок к ритму ходьбы, дыхания, сердцебиения. 

Логопедическая ритмико-комплексная методика, объединяет триаду средств педагогического воздействия: слово, музыку, движение. В нашей логопедической практике ритмика используется для преодоления разных речевых расстройств: от фонетико-фонематического недоразвития речи до её общего недоразвития.

Широко используем элементы логоритмики, которые способствуют развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, регулируют  дыхание ребёнка, способствуют закреплению двигательных навыков и развитию правильного произношения. Для развития речи важна скоординированность слуховых и двигательных навыков. Логоритмические упражнения  разучиваются поэтапно: сначала отдельно движения, отдельно речевой материал, потом речь соединяется с движением, и работа идет над согласованным выполнением  речедвигательного задания. Наша  практика показала, что использование логоритмических заданий позволяет детям быстрее усваивать лексический материал и способствует развитию художественного вкуса. Дошкольники становятся более эмоционально отзывчивыми, овладевают средствами общения, навыками конструктивного взаимодействия с детьми и взрослыми – важнейшими интегративными качествами, которые нужны для дальнейшего обучения в школе. Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей коррекционных групп, не владеющих музыкальными инструментами. Такие упражнения для развития лексико-грамматического строя речи, мелкой и общей моторики в стихотворном варианте можно использовать в разных видах непрерывной образовательной деятельности, в  быту, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки. К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Данные виды работы являются частью фронтального занятия, подгруппового или индивидуального.

Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение предложенных нами современных методов и приёмов повышает эффективность коррекционной  работы логопеда в преодолении  речевых нарушений, и, в частности, общего недоразвития речи у детей  за счет комплексного воздействия  на организм ребенка.

Список использованной литературы

1.Филичева, Т.Б.  Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием  речи  в  условиях специального  детского  сада . [Текст] / Т.Б. Филичева  Г.В Чиркина. - М., 2002. 

2.Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. [Текст] / Н.В. Нищева - СПб.,2001.

3.Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.[Текст] /Е.А. Алябьева. - М.,2005.

4.Воробьева, Т.А.  Крупенчук, О.И. Мяч и речь. [Текст] / Т.А. Воробьева О.И. Крупенчук. - СПб., 2008.

5.Кузнецова, Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи. [Текст] / Е. Кузнецова. – М.,2004.

6.Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика. [Текст] / Е.А. Пожиленко - СПб.,2004.

7.Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст] / А.Л. Сиротюк -М.,2002.

8.Бурлакина, О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания  [Текст] /  О.В. Бурлакина – СПб.,2012.

9.Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи у детей [Текст] /  О.И. Лазаренко – М.,2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№8» ГОРОДА СИМ АШИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Современные методы и приёмы в работе учителя-логопеда Учитель-логопед: Лисина И.В.

Слайд 2

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё образовательные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.

Слайд 3

Н етрадиционные методы и приемы в работе учителя – логопеда: Кинезиология Биоэнергопластика Психогимнастика Музыкотерапия Логоритмика

Слайд 4

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физическом здоровье через двигательные упражнения. Истоки её восходят к периоду Древней Греции . Кинезиологическими упражнениями пользовались Гиппократ(460-377гг до н.э.) и Аристотель(384-322 до н.э.) Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия , П.Н.Анохина доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи.

Слайд 5

Функции полушарий головного мозга «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие , вы обучаете весь мозг» ( И.Соньер )

Слайд 6

Цели кинезиологических упражнений Развитие межполушарной специализации; Развитие межполушарного взаимодействия; Синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; Развитие памяти ,внимания, мышления, речи; Устранение дислексии .

Слайд 7

Двигательное упражнение на развитие межполушарного взаимодействия «Капитан-молодец»

Слайд 8

Рисование геометрических фигур обеими руками одновременно

Слайд 9

. Биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка . Термин “ биоэнергопластика ” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека . Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики .

Слайд 10

Преимущества биоэнергопластики Оптимизирует психологическую базу речи. Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам. Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность. Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Слайд 11

Этапы работы с применением биоэнергопластики Диагностический (сбор анамнезе, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики) Эмоциональный (создание положительного настроя, этому способствует игровой персонаж) Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука)

Слайд 12

Упражнения с применением биоэнергопластики : « Хомяк», « Бегемотик », Лягушка»

Слайд 13

Психогимнастика Психогимнастика – это курс специальных занятий ( этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). ( СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И. Психогимнастика . М., 1990).

Слайд 14

Регулярное проведение таких упражнений позволяет: Выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания; Стабилизировать общий тонус организма; Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; Улучшить фонематический слух; Формировать умение изменять модуляцию голоса; Улучшить ритмико-интонационную сторону речи; Повысить речевую активность; Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Слайд 15

Все на свете можем мы: И смеяться, и грустить!

Слайд 16

Музыкотерапия Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают, данный метод позволяет использовать музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов двигательных и речевых расстройств. Занятия с музыкальным руководителем и учителем – логопедом позволяют ощутить радужный мир детства, и “ настроить” на мажорный лад иммунную систему, улучшить мозговую деятельность ребенка и научиться управлять своим настроением.

Слайд 17

Рекомендуемые музыкальные произведения Произведения Вангера , оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского – оказывают возбуждающее действие (работа с вялыми, паретичными детьми) Музыка Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения «Каприз №24» Николо Паганини – повышает тонус организма, настроение Пьесы из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, фонограммы леса, пение птиц – уравновешивание нервной системы Музыка Баха, Моцарта, Бетховена – оказывают антистрессовое воздействие (лечение ДЦП)

Слайд 18

Музыкотерапия включает в себя: Прослушивание музыкальных произведений, пропевание чистоговорок

Слайд 19

. Пение песен

Слайд 20

. Ритмические движения под музыку

Слайд 21

Релаксацию

Слайд 22

Логоритмические упражнения- это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением. Значение логоритмического воздействия на человека подчеркивали многие ученые: В.М.Бехтерев, В.А.Шмеровский , Н.А.Власов., Ю.А.Флоренская, В.А.Гринер и др.: Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Одной из важнейших характеристик речи является её темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

Слайд 23

Цель логоритмических упражнений Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ретмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движение и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободится от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность , нечёткость звукопроизношения, заикание.

Слайд 24

Требования к речевому материалу для логоритмических упражнений Он должен иметь: разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи, для развития лексико-грамматических категорий, для автоматизации звукопроизношения и т.д.; определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи; среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующие движения; насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движения; сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением; при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владение современными образовательными технологиями в работе учителя - логопеда

Владение современными образовательными технологиями позволяют повысить результативгость и эффективность коррекционно - образовательного процесса....

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Проведение мастер-класса «Всё сложное в простом» на региональном форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов

Использование нестандартного дидактического материала в работе логопеда, которое дает  огромный простор  для манипулирования маленьким ручкам, способствует развитию речи  ребенка, ...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....