Проведение мастер-класса «Всё сложное в простом» на региональном форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Лисина И.В.

Использование нестандартного дидактического материала в работе логопеда, которое дает  огромный простор  для манипулирования маленьким ручкам, способствует развитию речи  ребенка, развивает ориентацию в пространстве и развивает  психические процессы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер - класс «Всё сложное в простом»

 

  Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на мастер - классе

Я никогда не учу своих учеников.

Я только даю им условия,

 при которых они могут сами учиться.

Альберт Эйнштейн

За простыми словами кроится истина.

Как вы думаете коллеги, нужно  ли изобретать и придумывать  нетрадиционное оборудование,  сделанное  своими руками   для работы с     детьми, когда полки магазинов переполнены разнообразными фабричными пособиями  и любят ли дети заниматься с нестандартным  оборудованием?

Я согласна с вам, дети очень любят заниматься с нестандартным оборудованием. Вы наверное не раз  наблюдали  интерес ребенка к предметам, находящимся в маминой сумке, на полке в ванной комнате, в кухонном шкафу, мы не задумываемся, что обычные вещи, которые нас окружают в быту, могут использоваться с большой пользой для развития детей, поэтому и не важно фабричные  пособия или сделанные своими руками окружают малышей   в речевой среде.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка  в целом. Среди воспитанников с недостатками  в речи высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления. Поэтому  помимо коррекции речи ребёнка необходимо развивать его моторные способности, психические процессы и для этого важнейшим условием является  предметно развивающая среда, наполненная дидактическим материалом, оборудованием, которые способствуют     возникновению желания у ребёнка активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.

В своей работе я использую  нестандартное  дидактическое пособие,     а какое, я надеюсь, что вы сами его узнаете

 

Наш учитель-логопед

Учит говорить без бед.

Чтобы правильно слова

Говорили мы всегда.

Помогает в этом нам

Логопедический...... (экран)

Итак, как вы догадались, сегодня я предлагаю Вам нестандартное логопедическое оборудование - логопедический  экран.  Пособие  сделано мною, своими руками, родиться идеи, создать данное  пособие,  помог дидактический материал М.Монтессори.  Экран  даёт огромный простор  для манипулирования маленьким ручкам, способствует развитию речи,   способствует развитию речи, развивает ориентацию в пространстве,    психические процессы, моторику рук (можно лишний раз не проводить гимнастику для пальчиков).  

Экран может быть любого размера и с любым количеством отверствий. К данному пособию в комплект  прилагаются обыкновенные пробочки с наклеенными на них картинками,  буквами, схемами, значками.  

Логопедический экран возможно использовать в работе с детьми от 4 до 7 лет.   Он мобилен  и соответствует требованиям техники безопасности.

При работе с логопедическим экраном логопед учитывает возраст ребёнка, его индивидуальные особенности и может усложнять или упрощать поставленную перед малышом  задачу.

Данное пособие в своей логопедической работе, я  использую с начала учебного года.

  Уникальность данного пособия в её многовариативности и малозатратности.

 

Работа фокус группы

Приглашаю для участия в мастер - классе 3 человек

 

Способов работы с логопедическим экраном очень много. Я предлагаю участникам фокус группы взять по экрану с прилагающимися крышечками и самостоятельно придумать любое упражнение, игру по какому либо разделу логопедии.

В своей работе я   использую логопедический экран для проведения работы по всем разделам логопедии.

Дидактическое пособие можно использовать в индивидуальной, подгрупповой работе и в самостоятельной деятельности.  Работу с логопедическим экраном лучшего всего начинать на индивидуальных занятиях,  где малышу    предлагается презентация работы с данным оборудованием, только после этого можно переходить на использование его в  подгрупповых занятиях.  

Обычно начинаю работу с  экрана,  где есть обыкновенные ячейки для пробочек и ячейки с резьбой для закручивания крышечек. С помощью него мы с детьми выполняем артикуляционную, мимическую гимнастику и упражнения для пальчиков.  Упражнения  для пальчиков могут меняться: в отверстия могут вставляться мелкие предметы и малыш по заданию педагога должен их вытащить двумя пальчиками (например большим и средним, большим и мизинцем и т. д.).

Для автоматизации звуков использую игру "Поймай жучков". Папа жук гуляя с детьми жучками на лесной лужайке растерял их и не может найти. Перед ребёнком ставится задача поймать жучков, накрыв их цветочками и при этом произносить звук "Ж -Ж-Ж-Ж".  

При автоматизации звука "Р" использую большой экран с накладными  картинками - в данном случае машины, ребёнок заводит машину, вращая колёса, руль пальчиками и при этом рычит "Р-Р-Р-Р"

Для закрепления грамматических категорий, использую экран   с вкручивающимися пробками, например упражнение "Один - много"

Особый интерес вызывает экран "Цветочная полянка", он помогает детям отгадывать загадки. Свою отгадку ребёнок проверяет, откручивает пробочку и достаёт игрушку - отгадку.

Пришло время  заслушать участников фокус группы, какие упражнения, игры они могут предложить детям?( заслушиваются задания)

Кто составлял рассказ по картинкам вы можете перевернуть пробочки и увидеть цифры, как вы думаете, для чего эти цифры? Они даны для самоконтроля ребёнка. Выстроив картинки в нужном порядке, ребёнок может себя проконтролировать, в том  ли он порядке он расставил картинки.  

Для деления слов на слоги  провожу упражнение «Займи свой вагон», где на экране каждому вагончику соответствует определённое слово. С этим же материалом провожу упражнение на дефференциацию звуков.

Упражнения на звуковой анализ слов, печатание слов можно проводить в работе с подгруппой детей, оно даёт возможность увеличить процент активности детей на занятии, педагогу остаётся лишь проследить за качеством выполнения задания.

Вопрос к фокус группе: «В каких образовательных областях можно использовать данное пособие?» «Чтобы Вы добавили к данному дидактическому материалу?»

 

Хотелось бы обратиться к присутствующем на мастер – классе:  "А вы могли бы использовать данное пособие в своей работе и с какой целью?"

Я благодарю вас за работу.

Уважаемые коллеги я не зря заняла у вас драгоценное время? Был ли полезен мой мастер класс?

Закончить свой мастер - класс хочется словами заслуженного педагога России Андрея Александровича Вербицкого.

Знания недостаточно, необходимо применение.

Желание недостаточно, необходимо действие.

Надеюсь, что мой мастер - класс поможет в работе  многих педагогов.

 

Творите, изобретайте  и с помощью этого помогайте детям преодолевать трудности в развитии и обучении.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв о проведении мастер-класса для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков». 10 декабря 2018 года в детском саду воспитателем Яшновой Л.Ю. был  провед...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....

Мастер-класс «Простые и нестандартные секреты учителя-логопеда»

Цель: Создать условия для  повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.З...

Перспективное планирование работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС) /2 год обучения/ 2023-2024 учебный год

Перспективное  планирование работы учителя – дефектолога и учителя-логопеда группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС)/2 год обучения/ 2023-2024 учебный годМесяцНач...