План-конспект мастер-класса: «Секреты в работе учителя-логопеда и учителя – дефектолога»
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Серебренникова Наталья Викторовна

План-конспект мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_prostye_sekrety_uchitelya-logopeda_.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект мастер-класса

 «Секреты в работе учителя-логопеда и учителя – дефектолога»

Продолжительность мастер-класса: 30 мин

Цель: Создать условия для  повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами работы учителя-логопеда и учителя – дефектолога  для общего развития.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; работа над дикцией; сенсорного развития.

Оборудование:

1. Ноутбук, проектор, экран, мультимедиа презентация.

2. Одноразовые тарелки.

3. Методические пособия для дыхательной гимнастики «Солнышки», «Бабочки», «Футбол», «Цветные перышки», «Гусенички», «Ароматные цветочки».

4. Апельсины, сладкая соломка, сушки для артикуляционной гимнастики.

5. Мешочек с чистоговорками.

6. Мягкая игрушка, предметы разной формы, величины, фактуры.

7. Мозаика, крабик, шнуровки, бутылочки с крупой, прищепки с карточками.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

1.  Понимание его участниками сути системы работы педагога-мастера;

2.  Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

3. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;

4. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

5 . Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля педагогической деятельности.

Ход мастер-класса:

  1. Организационный момент. (3 мин)
  2. Вводная часть (2 мин)
  3. Основная часть (20 мин):
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие речевого дыхания
  • Работа с дикцией
  • Сенсорное развитие
  1. Заключительная часть. Рефлексия. (5 мин)

 

Конспект занятия «Простые секреты учителя-логопеда».

Организационный момент (3 минуты)  

Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем наш мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».

Повнимательней, друзья.

Я начну, вы продолжайте,

Хором, быстро отвечайте.

  • Он слон – она …
  • Он лось – она …
  • Он кот – она …

- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.

  • Он морж – она …
  • Он заяц – она …
  • Он бык – она …

- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.

  • Он тигр – она …
  • Он осел – она …
  • Он баран – она …(овца)

- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.

   Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о совершенствовании приёмов и методов в нашей работе учителя-логопеда и учителя – дефектолога, а также поговорить о создании условий для повышения мотивации к нашим занятиям.

Вводная часть (2 минуты)  

Наш мастер-класс называется так  «Секреты в работе учителя-логопеда и учителя – дефектолога»

  Итак, представим обычную ситуацию, ребенок приходит на занятие к специалисту: с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, короткие, «яркие» вспышки. С другой стороны, это ребенок с речевой патологией, с задержкой психического развития.

   И что же мы как  специалисты, должны предпринять, чтобы не только мотивировать, заинтересовать такого современного ребёнка, зачастую с особыми образовательными потребностями, но и убедить его, что корректное произношение действительно важно, актуально, широкий словарный запас делает речь не только более красивой, а главным образом способствует формированию успешной личности?

  В поиске новых оригинальных, нешаблонных решений, творческих приёмов работы мы не должны забывать о том, что в каждой дисциплине, в любой науке фундаментальные знания - это основа основ. И мы вносим лишь элементы новизны, современности, внедряем то, что действительно эффективно, что совершенствует и двигает науку вперёд.

   Попробуем продемонстрировать новизну и простату приемов в нашей работе.

Основная часть (20 минут)

    Артикуляционная гимнастика.

   Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Попробуем и мы.

  • Стандартная артикуляционная гимнастика может проходить с использованием видео ролика или красочной презентации. (ПОКАЗ ПРЕЗИНТАЦИИ, С ВЫПОЛНЕНИЕМ ГИМНАСТИКИ)
  • А теперь давайте попробуем подойти к этому с творческой стороны.

 «Упражнения с соломинкой»

1. Высунуть язык и держать на нем соломинку как можно дольше.

2. Открой рот и постарайся удерживать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать  к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

3. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. А теперь делаем усы удерживая соломинку губами.

4. А теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между зубами и языком.

«Упражнения с сушкой»

1."Язычок-гимнаст" - рот открыт, на язычок нанизываем сушку, поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.

2. «Слоник»-  на губы надеть сушку, вытянуть вперед, как хоботок у слоника. Держать 5-7 секунд.

3. «Петля»- продеть язык через бублик и «спрятать» за верхние зубы, удерживать 5-7 секунд.

   Сложные упражнения, не у всех выходит с первого раза. Даже взрослому трудно выполнять.

«Упражнения с долькой апельсина»

1.Облизать языком колечко апельсина по кругу, в право-влево, вверх-вниз.

Развитие речевого дыхания.

    Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

  • «Ароматный цветочек» глубокий вдох носом, на выдохе произносим «Ах, как пахнет». Данное упражнение выполняем 5 раз.
  • «Гусеничка» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на гусеницу так, чтобы она начала двигаться как живая. Повторите 3 раза.
  • «Солнышки» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на солнышко так, чтобы оно быстро начало крутиться.
  • «Бабочка» сдуть бабочку с кончика носа.
  • «Футбол» загнать мяч в ворота с помощью трубочки.
  • «Цветные перышки» подуть + тактильное прикосновение с кожей».

Работа с дикцией.

    Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

  • «Вошебный мешочек» сейчас мы подойдем к каждому, а Вы возьмете задание из мешочка и попробуете проговорить.

Шел гуськом гусак с гусаком,

Смотрит свысока гусак на гусака;

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Дятел, дятел - наш приятель

Дуб долбит, как долотом.

Помоги нам, дядя дятел,

Для скворцов построить дом.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Чиж с чижихой и с чижонком,

Стриж с стрижихой и с трижонком.

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Сенсорное развитие.

   Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Является фундаментом общего умственного развития.

   Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

  Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

   В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов.

Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

   Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Развить ощущения, помогут следующие игры:

"Поймай киску"

 Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела, а участник мастер-класса с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.

"Чудесный мешочек"

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Звенящие бутылочки»

    Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Найдите бутылочки с одинаковым звуком.

«Игры с прищепками»  (Прищепкотерапия)  – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.

«Шнуровка»

Зашнуровать фетровых животных, различные картонные и деревянные игры.

"Найди пару" (        Игра "Тактильное лото")

   Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

 Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Мозаика»

Собрать рисунок. Назвать цвета.

 

   «Крабик»

Отстегнуть и пристегнуть круглые фигуры к пуговицам, назвать цвета.

Заключительная часть. Рефлексия. (5 минут)

   Вашему вниманию были представлены разные методические разработки. На наш взгляд, всё это очень интересно для детей. Что-то можно использовать дома, что-то может использовать каждый из Вас в своих занятиях. Мы постарались подобрать материал так, чтобы он мог касаться не только логопедических и дефектологических занятий, но и общеразвивающих.

Вы что-то нашли для себя полезное?

        Далее вашему вниманию представляю видео коллаж из истории наших занятий (посмотрите на экран).

     Подводя итог,  хочется сказать, что наши занятия посещают дети разных образовательных потребностей и к каждому из них мы должна найти подход, создать равные условия, помочь раскрыть личностный потенциал каждого, продемонстрировать умение работать слаженной командой!

    По-нашему  мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с патологией речи, с отклонениями в развитии или ребёнок-инвалид. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху!

 Спасибо всем за внимание!

«Звонкие бутылочки»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Является фундаментом общего умственного развития.

   Готовность ребенка к школе в значительной мере зависит от его развития в сенсорной области.

  Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

   Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогащая его эмоциональный мир.

Развивать умение распознавать звуки можно с помощью игры, которую я создала для своих детей в детском саду.  В одинаковые непрозрачные бутылочки из под детского кефира положила самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох (наполнение может быть различным), а так - же создала схему - карточку для наглядности.

Задание для ребенка:

«Найдите бутылочки с одинаковым звуком»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект проведения мастер-класса для родителей старшей группы по профилактике плоскостопия «Прогулка в волшебный лес».

Прививать интерес родителей к совместным занятиям с ребенком, научить выполнять комплекс по профилактике плоскостопия у детей....

План-конспект проведения мастер-класса "Путешествие в историю промыслов Тамбовского края"

Данный метариал ориентирован на взрослую аудиторию, участников мастер-класса....

План конспект проведения мастер-класса для родителей старшей группы по профилактике плоскостопия «Прогулка в волшебный лес».

План конспект проведения мастер-класса для родителей  старшей группы по профилактике плоскостопия  «Прогулка в волшебный лес»....

План-конспект проведение мастер-класса для педагогов и родителей "Дергунчик-забавная игрушка"

Цель: познакомить педагогов и родителей с техникой изготовления игрушки – дергунчика.Задачи:1. Познакомить с пользой создания развивающих игрушек своими руками, показать последовательность дейст...

Презентация для мастер-класса "Использование нейротренажёров в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими ЗПР"

Какие есть нейротренажеры у меня?Их можно условно разделить на:-тренажёры для рук;-тренажёры для ног....

План-конспект проведения мастер-класс "Граттаж"

Предлагаю план-конспект проведения мастер класса по изготовлению основы для нетрадиционного способа рисования в технике "граттаж" для детей старшего дошкольного возраста....