Конспект занятия для старших дошкольников "Путешествие к бабушке" (на дифференциацию [с]-[ш])
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ФФНР на дифференциацию звуков [с]-[ш].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ffnr_st_gr.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по звукопроизношению
«Путешествие к бабушке»
( старшая группа)
Составила Давыдова Е.А
Цель : дифференциация звуков [С]- [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш];
- совершенствовать навык дифференциации звуков [С], [Ш] в речи;
- упражнять детей отвечать на вопросы логопеда полными ответами.
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание, мелкую моторику;
- совершенствовать мыслительные процессы.
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься;
- воспитывать коммуникативные навыки.
Речевой материал:
слоговые ряды су-шу, ша-са, са-са-ша, са-ша-са, шу-су-су др.; стол, шкаф, сок, сумка, маска, шапка, шуба, шишка; лошадка, коровушка, свинюшка, кошечка, собачка; машина, шампунь, афиша, шляпа, шашки, мошка, лепесток.; ест - косточку, сено, картошку, овес, сметану.
Оборудование:
Таблица с символами для характеристики звуков, артикуляционные профили звуков[с] и[ш], карточки с изображением шкафа , стола и картинками на звуки[с] и [ш]:сок, сумка, маска, шапка, шуба, шишка; индивидуальные зеркала, мяч, пособие для дыхательной гимнастики «Горячий чай» и прищепки для каждого ребёнка, картинки: лошадь, корова, свинья, кошка, собака , лепестки с картинками : машина, шампунь, афиша, шляпа, шашки, мошка
Ход занятия:
Логопед: Проходите, ребятишки,
И девчонки и мальчишки!
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
Дети, взявшись за руки, передают улыбку друг другу.
Логопед: Ребята, отгадайте о ком моя загадка
Не молода совсем она,
А как глаза искрятся!
А руки добрые её
Работы не боятся.
Я напишу её портрет,
Оставлю лучших ей конфет,
Скажу, друзья, вам не тая,
Ведь это — …(бабушка моя).
Логопед: Мы сегодня отправимся в гости к бабушке. Но сначала немножко подготовимся.
Пальчиковая гимнастика «Одладушки»
Бабушка, бабушка
Испекла оладушки - загибаем поочередно пальцы на обеих руках
Один Сашеньке, один Машеньке,
один Пашеньке, один Настеньке, один Наташеньке.
Логопед: Сегодня я приглашаю вас в гости к бабушке, которая живет в деревне. Но отправимся мы не одни, а со звуками [С] и [Ш]. Давайте вспомним эти звуки. Как льётся вода из крана? (выставляются картинки-символы)
Дети: СССС.
Логопед: Как капает?
Дети: С –С- С- С- С.
Логопед: Как шипит змея?
Дети: ШШШШ.
Логопед: Как шипит змея, когда хочет укусить?
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш.
Логопед: А теперь расскажем о звуках ( дается их характеристика)
Звук[ С] – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук согласный, твердый, глухой.
Звук “Ш” – Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха тёплая, звук согласный, твердый глухой
Логопед: Назовите транспорт, на котором мы сможем отравиться в деревню, в названии которого есть звук «С»?
Дети: Самолёт, самокат, автобус.
Логопед: В названии которого есть звук «Ш»?
Дети: Маршрутка, шлюпка, машина.
Логопед: Правильно, сначала мы поедем на машине( выставляется картинка на которой нарисованы горы, логопед двигает по ней машинку)
Когда машинка поднимается вверх – [ш], а когда спускается вниз [с].
Теперь мы пойдем пешком, а чтобы нам было веселее поиграем со звуками.
1. «Повторюшки» Логопед произносит ряд слогов и бросает мяч, ребенок возвращает мяч, повторяя ряд: су-шу, ша-са, са-са-ша, са-ша-са, шу-су-су…
2. «Замени звук» (Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок возвращает мяч, заменяя звук) са — ша ша –са со — шо шо-со шу — су су — шу
Возьмем зеркала и сделаем артикуляционную гимнастику.
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки,
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
Логопед : А теперь остудим чай. Упражнение на выработку правильного речевого дыхания с игровым пособием «Горячий чай»
Логопед: Давайте поможем нашей бабушке, наведем порядок: все вещи, в названии которых есть которых есть звук [С] поставьте на стол, а со звуком [Ш] - в шкаф.
(Работа на карточках, предметы распределяем с помощью стрелочек)
Логопед: Саша, какие вещи поставил на стол? Почему? Маша, какие вещи положила в шкаф? Почему? Ира, какие вещи лежат в твоем шкафу…
(Ответы детей).
Логопед: Предлагаю нам прогуляться.
Пальчиковое упражнение «По деревне мы шагаем…»
По деревне мы шагаем, Пальцы шагают по столу (коленям).
Видим будки и сараи. Одна ладонь закрывает глаз, вторая —
Ухо-меняем.
Тики-ти, Два раза ударяем ребром ладоней по коленям
тики-ти, , два раза — кулаками.
Животных мы хотим найти. Одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и
наоборот)
Логопед: Мы пришли на скотный двор. Найдите животных и назовите их ласково. Начинайте свой ответ так «Я вижу стоит …»
Работа с зашумлёнными картинками «Домашние животные».
Дети: Я вижу стоит лошадка.
Дети:… стоит коровушка.
Дети:… стоит барашек.
Дети: …стоит свинюшка.
Дети: …стоит кошечка.
(после каждого ответа выставляется отдельная картинка)
Логопед: Давайте поможем бабушке накормить животных. Собака грызет косточку или досочку?
Дети: Собака грызет косточку.
Логопед: Коровушка ест сено или полено?
Дети: Коровушка ест сено.
Логопед: Свинья ест картошку или матрёшку?
Дети: Свинья ест картошку.
Логопед: Лошадь ест овёс или тёс?
Дети: Лошадь ест овёс.
Логопед: Кошка ест сметану или игуану?
Дети: Кошка ест сметану.
Логопед: Поиграем с кошкой!
Упражнение с прищепкой.(покусываем прищепкой каждый пальчик, сначала на левой, затем на правой руке)
Кусается сильно кошка-глупышка.
Думает это не палец, а мышка.
Но я же играю с тобою, малышка,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Логопед: Ребята, вам не кажется, что кто-то из животных оказался лишним на скотном дворе? Вы можете определить?
Игра «Кто лишний?»
Логопед: Ребята, пойдём дальше.
Физминутка.
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша, ходьба на месте
Са – са – са – голубые небеса, руки вверх
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу, пальцы в щепоть
Су – су – су – и водички принесу, ладони в «лодочку»
Ши – ши – ши – наши детки хороши, обнять себя
Сы – сы – сы – надо потереть носы, трем нос
Ошки – ошки – ошки – все похлопайте в ладошки. хлопать в ладоши
Логопед: Мы с вами вышли на луг. Здесь растут волшебные цветы. Но подул сильный ветер и разбросал все лепестки вокруг. Поищите , нет ли рядом с вами таких лепестков. ( у 5-6 детей на парте лежат лепестки с картинками). Что нарисовано на твоем лепестке?
Ответы детей : На моем лепестке… ( машина, шампунь, афиша, шляпа, шашки, мошка)
Логопед : Ребята, нам пора возвращаться в нашу группу. Закройте глазки. Давайте пошипим – шшшшш; а теперь посвистим- ссссссс. Открывайте глаза, вот мы и вернулись в наш детский сад.
Понравилось вам наше путешествие в деревню? Что вам больше всего запомнилось? Вспомните любые 2 слова: одно со звуком [с], другое со звуком[ ш].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з],[з’]»...
Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: дифференциация звуков [Л] — [Р]
Цель: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков [Л] — [Р], анализ и синтез одно-, дву-, трехсложных слов....
КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе. Тема: «В зоопарке». Дифференциация звуков {С}, {Ш}. Буквы «С», «Ш».
Цели занятия.Образовательные:- закрепить произношение и различение звуков {С}, {Ш};- развивать фонематич...
КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе. Тема: «В зоопарке». Дифференциация звуков {С}, {Ш}. Буквы «С», «Ш».
Цели занятия.Образовательные:- закрепить произношение и различение звуков {С}, {Ш};- развивать фонематич...
Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слог...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Дифференциация звуков с-ш»
совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...