Главные вкладки

    Фонематический слух - основа правильной речи!
    проект по логопедии (старшая группа) на тему

    Шереметова Елена Валентиновна

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»

    Чебоксарского района

    Чувашской Республики

                                         Проект

     «Фонематический слух – основа правильной речи»

                                                                Выполнила:

                                                                        учитель-логопед

                                                                           Шереметова Е. В.

                                            Кугеси 2016  

    Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка

    Актуальность проекта

    Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнается не правильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак,  лук-люк,  жук--щук). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и меняется смысл высказывания. Если у ребенка  недостаточно развит фонематический слух, начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Поэтому  очень важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить - сформирован ли у  ребенка фонематический слух, в норме ли его произношение.

    Известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В играх ребенка привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Дидактическая игра - одно из средств уточнения,  закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности. Игровое действие стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. А дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание и выполнение правил игры. Обучение становится занимательным, эмоциональным,  помогает повысить произвольное внимание детей, создает предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Таким образом, использование игровых приемов делает процесс формирования фонематического слуха более успешным.

    Цель проекта: развитие фонематического слуха детей 5-6 лет  с помощью игр и упражнений

    Задачи проекта:

    Образовательные:

      - формировать элементарные  представления о понятии «звук»;

    - уточнять знания о строении артикуляционного аппарата, об акустико-артикуляционных образах звуков;

    -учить различать звуки по силе, высоте;

    - учить  узнавать звук в составе слова, определять наличие звука в слове;

    -учить определять первый и последний звук в слове, последовательность и количество звуков;

    -учить различать слова-паронимы.

    Развивающие:

    -развивать речевое внимание;

    - развивать навыки контроля и самоконтроля за произношением звуков

    Воспитательные:

    – воспитывать самостоятельность через организацию игр и упражнений

    Участники проекта:

    • дети старшего дошкольного возраста;
    • логопед;
    • родители.

    Тип проекта: практико-ориентированный

    Ожидаемый результат:

    • Повышение интереса детей к речевым играм и упражнениям
    • Обеспечение высокого уровня подготовки детей к школе
    • Нормализация артикуляционной моторики
    • Пополнение логопедического кабинета играми и пособиями по развитию фонематического слуха
    • Повышение профессионального мастерства в вопросах формирования фонематического слуха
    • Пропаганда знаний об актуальности развития фонематического слуха среди родителей
    • Ознакомление родителей с различными игровыми приемами по развитию фонематического слуха

                                        План реализации проекта

     1 этап – подготовительный (октябрь-ноябрь)

    • Изучение понятий, касающихся темы проекта
    • Изучение методической литературы
    • Выявление актуального уровня сформированности фонематического слуха у детей
    • Подбор игр и игровых упражнений для развития фонематического слуха
    • Изготовление пособий, иллюстративного материала для проведения игр
    • Подготовка консультаций для родителей об организации игр по развитию фонематического слуха дома
    • Размещение картотеки игр по развитию фонематического слуха на логопедической страничке сайта детского сада

    2 этап – основной (декабрь-апрель)

    Работу по формированию фонематического слуха я построила по принципу от простого к сложному.

    1.  Узнавание неречевых звуков

    Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

    - Игра "Угадай, что звучало". Внимательно слушаем с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предлагаю ребенку закрыть глаза и отгадать,  что это звучало?

    - Игра "Шумящие коробочки". Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемой коробочки, что у нее внутри.

    - Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палочку, стучу ею по разным предметам ( вазе, столу, стене, тарелке и т. п.) Ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

    - Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка.

    2. Различение звуков речи по силе и высоте

    - Игра "Громко-тихо". Дается инструкция, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.

    - Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

    3. Различение сходных по звучанию слов

    - Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

    - Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

    4. Различение слогов

    - Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

    - Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог

    5. Различение звуков

    Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, насос качает - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр... и так далее.

    Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

    - Игра "Поймай звук". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

    6. Освоение навыков звукового анализа и синтеза

    - Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет  их количество и выкладывает нужное количество палочек на столе.

    - Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

    - Игра «Что просит мышка». Игрушка-мышка(пальчиковый театр) просит принести продукты, в названии которых есть заданный звук.

    - Игра «Собери слово» Ребенку предлагаются несколько последовательных звуков, а он должен назвать слово целиком (М, А, К – мак, Д, И, В, А, Н – диван и так далее)

    - Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).

    Также на этом этапе проведены консультации для родителей:

    «Речевые нарушения и причины их возникновения»

    «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

    «Как развивать фонематический слух у детей»

     3 этап – заключительный (май)

    • Обследование детей по данному вопросу, анализ проведенной работы
    • Презентация проекта «Фонематический слух – основа правильной речи»

                                                             Итоги проекта.

    • Мною была изучена методическая литература нескольких  авторов по вопросу развития фонематического слуха, были освоены и применены в работе различные приемы и методы формирования фонематических процессов  у детей дошкольного возраста.
    • Создана  картотека  игр и упражнений по развитию фонематического слуха
    • Логопедический  кабинет пополнен  играми и пособиями по развитию фонематического слуха
    • У детей повысился интерес к речевым играм и упражнениям
    • Дети научились делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков, определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, его местоположение(начало, конец, середина слова), с помощью цветовых обозначений и символов выкладывать слова из трех звуков
    • Дети усвоили  понятия гласный и согласный звук, умеют определять звонкость и глухость, твердость и мягкость согласных звуков
    • Развитие фонематического слуха сыграло большую роль в формировании звукопроизношения детей: были поставлены и введены в речь трем детям звуки раннего онтогенеза( т, к), восьми детям свистящие звуки, одиннадцати – шипящие звуки, девяти – звук Л, семи – звук Р.
    • На странице логопеда сайта детского сада, на стендах в группах и холле, в папках для родителей была размещена информация об актуальности формирования фонематического слуха для речевого развития дошкольников, были предложены различные игры для развития фонематических процессов дома

                                                               Литература

    1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
    2. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
    3. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями/ М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
    4. Ткаченко Т.А.   Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д,

    2005.

           5. Цуканова СП., Бетц Л.Л. УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты       занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I период обучения / СП. Цуканова, Л.Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

    6. Цуканова СП., Бетц Л.Л. УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения / СП. Цуканова, Л.Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

    7. Цуканова СП., Бетц Л.Л. УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. III период обучения / СП. Цуканова, Л.Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

    8. Школьник Ю. К. Логопедия.  М.: Изд-во Эксмо, 2006.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Проект «Фонематический слух»– основа правильной речи! Учитель – логопед Шереметова Е. В.

    Слайд 2

    Несформированность фонематического слуха у ребенка приводит к неправильному восприятию слов и в дальнейшем к неправильному их произношению. Ребенок не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Поэтому очень важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить - сформирован ли у ребенка фонематический слух. Актуальность

    Слайд 3

    Развитие фонематического слуха детей 5-6 лет с помощью игр и упражнений Цель проекта

    Слайд 4

    Образовательные: - формировать элементарные представления о понятии «звук»; - уточнять знания о строении артикуляционного аппарата, об акустико-артикуляционных образах звуков; -учить различать звуки по силе, высоте; - учить узнавать звук в составе слова, определять наличие звука в слове; -учить определять первый и последний звук в слове, последовательность и количество звуков; -учить различать слова-паронимы. Развивающие: -развивать речевое внимание; - развивать навыки контроля и самоконтроля за произношением звуков Воспитательные: – воспитывать самостоятельность через организацию игр и упражнений Задачи проекта

    Слайд 5

    дети старшего дошкольного возраста логопед родители Участники проекта

    Слайд 6

    Повышение интереса детей к речевым играм и упражнениям Обеспечение высокого уровня подготовки детей к школе Нормализация артикуляционной моторики Пополнение логопедического кабинета играми и пособиями по развитию фонематического слуха Повышение профессионального мастерства в вопросах формирования фонематического слуха Пропаганда знаний об актуальности развития фонематического слуха среди родителей Ознакомление родителей с различными игровыми приемами по развитию фонематического слуха Ожидаемый результат

    Слайд 7

    1 этап – подготовительный (октябрь-ноябрь) Изучение понятий, касающихся темы проекта Изучение методической литературы Выявление актуального уровня сформированности фонематического слуха у детей Подбор игр и игровых упражнений для развития фонематического слуха Изготовление пособий, иллюстративного материала для проведения игр Подготовка консультаций для родителей об организации игр по развитию фонематического слуха дома Размещение картотеки игр по развитию фонематического слуха на логопедической страничке сайта детского сада План реализации проекта

    Слайд 8

    Узнавание неречевых звуков Различение звуков речи по силе и высоте Различение сходных по звучанию слов Различение слогов Различение звуков Освоение навыков звукового анализа и синтеза 2 этап – основной (декабрь-апрель)

    Слайд 9

    Игры и пособия, используемые на втором этапе

    Слайд 14

    Обследование детей по данному вопросу, анализ проведенной работы Презентация проекта «Фонематический слух – основа правильной речи» 3 этап – заключительный

    Слайд 15

    Мною была изучена методическая литература нескольких авторов по вопросу развития фонематического слуха, были освоены и применены в работе различные приемы и методы формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Создана картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха Логопедический кабинет пополнен играми и пособиями по развитию фонематического слуха У детей повысился интерес к речевым играм и упражнениям Дети научились делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков, определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, его местоположение(начало, конец, середина слова), с помощью цветовых обозначений и символов выкладывать слова из трех звуков Дети усвоили понятия гласный и согласный звук, умеют определять звонкость и глухость, твердость и мягкость согласных звуков Развитие фонематического слуха сыграло большую роль в формировании звукопроизношения детей: были поставлены и введены в речь трем детям звуки раннего онтогенеза( т, к), восьми детям свистящие звуки, одиннадцати – шипящие звуки, девяти – звук Л, семи – звук Р. На странице логопеда сайта детского сада, на стендах в группах и холле, в папках для родителей была размещена информация об актуальности формирования фонематического слуха для речевого развития дошкольников, были предложены различные игры для развития фонематических процессов дома Итоги проекта


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фонематический слух – основа правильной речи.

    игры на развитие фонематического слуха...

    Фонематический слух - основа правильной речи

    Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....

    Фонематический слух - основа правильной речи.

    Памятка для педагогов и родителей....

    Фонематический слух-основа правильной речи

    семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....

    Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"

    Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

    Фонематический слух - основа правильной речи

    Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....

    Консультация для родителей "Фонематический слух-основа правильной речи"

    Материал направлен на актуализацию развития правильной речи у дошкольников. Содержит игровые упражнения, направленные на формирование слухового внимания и фонематического слуха. Цель упражнений-...