Фонематический слух - основа правильной речи
консультация (старшая группа) по теме

Батакова Ирина Петровна

Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_slukh.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ –

ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь) Это умение называется фонематическим слухом.

        Сам по себе этот слух не развивается. Эти те знания и умения, которые могут быть усвоены   только в процессе обучения под руководством взрослых.

         Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его этому можно научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух у детей с речевыми проблемами. Порой ребенок не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение не только у себя , но у сверстника.

Сначала мы проводим игры на развитие слухового внимания:

                «Отгадай, что звучит?»

                «Громко или тихо?»

                «Где позвонили?»

                «Угадай, кто позвал?»

        А потом для развития фонематического слуха:

                «Хлопни в ладоши, если услышишь звук…»

                «Повтори за мной ряд слогов»

                «Какое слово слышишь чаще других?» и т.п.

 Дети знакомятся с терминами  «звук», «слог», «слово», с тем, что слова состоят из разных звуков и звучат по-разному и сходно. И  звуки в слове находятся в определенной последовательности. Слова бывают разные по длине, звучанию. Звуки делятся на мягкие и твердые. В произношении слов важны интонации, ударение.

Затем дети учатся выделять первые и последние звуки в слове, находить место определенного звука.

                             

ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ !

(Игры и упражнения на развитие фонематического слуха)

1.Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла (по звукам).

           Д.о.м, к.о.т, у.т.к.а, с.т.о.л, в.а.з.а.

 2.Буква потерялась.

            .ыба, .от, .ым, .кно.

3.Какими звуками отличаются слова?

           Кот – год, коса – лоза, сом – дом,

           Ложка – кошка, ветка – сетка.

4.На какой звук начинаются слова?

            Мяч, мука, мама,

            Сок, солнце, самолёт.

5.На какой звук оканчиваются слова?

            Сыр, шар, самовар, забор.

6.Какое слово длиннее?

             Юбка – юбочка, лента – ленточка,

             Змея – червячок, книга – книжечка.

7.Кто как говорит?

              Кошка (мяу)    ворона (кар)

              Собака (гав)    коза (ме)

              Корова (му)     баран(бе)

              Лягушка (ква)  пчела (ж-ж)

8.Звуковая цепочка.

            Назови такое следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова.

Кот –танк –крокодил –ложка – арбуз – заяц – цыплёнок и т.д.

9.Похожи или нет слова по звучанию?

               Мышка – мишка (да)

               Рак – мак (да)

               Корова – лошадь (нет)

               Миска – киска (да)

               Пол – гол (да)

               Тетрадь – дождь (нет)

10.По очереди говорите слова громко и тихо.

11.Кто больше назовёт слов с одинаковым окончанием (рифмой)?

               Лисичка – сестричка – синичка – невеличка…

               День – пень – лень – тень и т.д.

12.По очереди называйте длинные и короткие слова.

               Дом – карандаш – лук – самолёт и т.д.

13.Если услышишь звук «ж», хлопни в ладоши.

              Лужа – муха – жук – шишка – живот – собака – жаба.

14.Подскажи словечко.

               Наша старшая сестра вяжет

               С самого… (утра).

               

                Здесь хорошее местечко,

                Протекает рядом …(речка).

                Не колючий светло-синий,

                По кустам развешен …(иней).

                Наказанья срок всё длится:

                Клим в углу стоит и …(злится).

                 В коридоре топот ног,

                 То зовёт всех в класс …(звонок).

15.Назови игрушки , в названиях которых есть звук «с».

                Самолёт, совок, санки, Карлсон и т.д.

16.Чистоговорки. Повтори за мной.

               

Бы-бы-бы – на дворе стоят столбы,

Бу-бы-ба – из окна торчит труба,

До-ду-да – гудят провода,

Жу-жу-жу – молоко дадим ужу,

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,

За-за-за – уходи домой коза,

Му-му-му – молока кому,

Мо-мо-мо – едим эскимо,

Ри-ри-ри – двор убрали раз, два, три,

Ры-ры-ры -  не заметили жары.

17.Отгадай загадки.

То погаснет, то зажжётся                 На шесте -  дворец,                Смело в небе проплывает

Ночью в роще огонёк.                       Во дворе – певец,                   Обгоняя птиц полёт,

Угадай, как он зовётся?                     А зовут его ….(скворец)        Человек им управляет.

Золотистый….(светлячок)                                                                   Что такое? (самолёт)

18.Повтори скороговорки.

Петя пилой пилит пень.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

На мели мы налима нашли.

Лара у Вали играет на рояле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух – основа правильной речи.

игры на развитие фонематического слуха...

Фонематический слух - основа правильной речи

Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи.

Памятка для педагогов и родителей....

Фонематический слух-основа правильной речи

семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"

Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

«Фонематический слух - основа правильной речи детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи».

Что же такое фонематический слух? Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение...