Родительское собрание: Речь как основа развития ребенка
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему

В статье приведены этапы развития речи ребенка и даны рекомендации родителям, как правильно общаться с младшим дошкольником на начальных этапах его речевого развития. В конце статьи приведен методический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sob_.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  ЦДиК «Южный»

Родительское собрание

                           Тема выступления:

«Речь – как основа развития ребенка»

                                                                             Подготовила учитель – логопед

                                                                             Орешина Т.Н.

                                                  Январь 2015г.

                                                     

                             «Речь – как основа  развития ребенка»

Дорогие родители! Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию – но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активен, постоянно двигается, если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
То же, но по-разному. Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «ПАПА ПРИШЁЛ. ПРИШЕЛ НАШ ПАПА». «МЯЧИК УПАЛ. ВОТ И УПАЛ». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы малыш усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.

Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

Все чувства – в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же называйте этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.

В основе речи – стремление к общению. Как бы несовершенно ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд).
Поддерживайте его стремление общаться! Дя-дя-дя, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-бе-бы-би. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить. Например, песенку из слогов может спеть любимая игрушка малыша или его любимый мультипликационный герой.

Уважайте его попытки говорить. В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания  – поэтому ему необходимо слышать себя.
Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает его – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т.д.
Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож).

Читайте, читайте, читайте…Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму.

Уважаемые родители только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично!

         

                                                                         

                                                                                   

                                              СТИХИ – ПОМОГАЙКИ

Знакома ситуация, когда ребенок отказывается одеваться, купаться, стричь ноготки. При этом заставить его невозможно. Начинаются капризы, слезы. Что же делать в такой ситуации? В этой ситуации помогут стихи-помогайки. Эти стихи помогут превратить в веселую игру режимные моменты дня.

"ОДЕВАЕМСЯ"
Тёплое пальтишко
Наденем на малышку.
(для девочек)
Тёплую куртёнку
Наденем на ребёнка.

 "ПРОБУЖДЕНИЕ"
Ясный день пришел давно
И стучится к нам в окно!
Потягушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?

"ЗАСЫПАЕМ ДНЕМ"

Мы гуляли, мы играли
И немножечко устали.
Чтобы сил еше набрать,
Надо нам чуть-чуть поспать.
Засыпай, мой милый,
Набирайся силы!

"КУПАЕМСЯ"
Льется в ванночку вода.
Эй, игрушки, все сюда!
Утки, зайчики и кошки,
Я помою вас немножко!

Ручки и уши
Обольем из душа.
Ну-ка не лениться!
Кто не хочет мыться?


А теперь ополоснусь,
В полотенце завернусь.
Вот какой я чистый,
Розовый,душистый!

"НА ГОРШОК"
Прыг-скок, прыг-скок,
Мы присядем на горшок.
Мы поели, мы попили,
Про него чуть не забыли!
Послушные детишки
Сделают делишки:
"А-а-а" и "пись-пись-пись".
Только ты не торопись

"УМЫВАЕМСЯ"
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку по-нем-нож-ку...
Нет,не понемножку - посмелей!
Будем умываться веселей!

"ПОЛЬЗУЕМСЯ ПЛАТОЧКОМ"
Носовой платок в кармашке.
Будем нос им вытирать.
Чтобы носик, наш курносик,
Снова чистым был опять.

ИГРЫ С ДЕТЬМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В какие игры можно поиграть с ребенком? Часто родителям трудно определиться. Предлагаем простые игры для развития речи вашего малыша.  

В эти игры можно поиграть с ребенком на  кухне, прогулке, стоя в очереди в поликлинике, в магазине. Они требуют минимум подготовки и легко запоминаются.

«Кому угощение?»

Цель: учить употреблять существительные в дательном падеже.

Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

"Назови три слова"

Цель: активизация словаря, употребление существительных в винительном падеже.

· Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

· Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

Эта игра способствует развитию словаря.

"Зоопарк"

Цель: развитие связной речи

Игры с игрушками-животными. Играем дома или на даче, расставив на столе игрушки животных.

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

3. Где живет.

-Угадай, кто это: летом серый, зимой белый, любит морковку, капусту, травку, в норке живет. (заяц.)

 

"Кто кем был или что чем было"

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем.

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

"Кто знает больше профессий?"

Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией,    образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.).

"Назови действия"

Цель игры . Учить детей образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т. д.).

Что делает самолет? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится.) Что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше.) Что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит.) Что можно делать с куклой? (Укладывать, кормить, катать, лечить, гулять, танцевать, одевать, наряжать, купать, качать.) Что делает собака? (Лает, грызет, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет.) Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, всходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает.) Такую игру можно проводить по разным темам: "Предметы домашнего обихода", "Явления природы", "Времена го да", "Животные и птицы" и др.

 «Большой - маленький»

Цель: пополнение активного словаря детей прилагательными большой – маленький.

Мама с ребенком во время прогулки сравнивает: «Моя шапка большая – твоя маленькая. Мои сапоги большие – твои маленькие. Мои перчатки большие – мои маленькие… »

Потом ребенок может досказывать предложения после паузы «Моя куртка большая – твоя…»

«Светофор»

Цель: развитие зрительного внимания, закрепление знаний основных цветов и умение их различать .

Ребенку называется цвет. Например, красный. Предлагается ребенку найти и назвать предметы красного цвета: красная шапка, красный листок, красный автобус.

«Надеваю - снимаю»

Цель: закрепление в речи глаголов 2 лица единственного числа изъявительного наклонения.

Сначала мама сама проговаривает действия ребенка:

- Ты снимаешь шапку, снимаешь сапоги и т.д.

Потом во время сборов на прогулку мама просит озвучить действия ребенка:

 - Что ты сейчас надеваешь?

- Я надеваю шапку и т.д.

Во время раздевания:

- Я снимаю шапку…

«Четвертый лишний»

Цель: закрепление обобщающих понятий «Овощи - фрукты»

Мама предлагает ребенку угадать, что лишнее: яблоко, груша, банан, картошка. Объяснить свой выбор.

Морковь, мандарин, свекла, репа.

Капуста, редька, банан, кабачок.

Апельсин, ананас, морковь, лимон. Помидор, огурец, виноград, лук.