Методическое пособие Лепбук "От Звука к слову"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данное пособие предназначается для подготовки к обучению грамоте детей логопедических групп. Содержит игры и упражнения по основным направлениям работы с детьми данной категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лепбук по обучению грамоте. | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Малошуйская средняя общеобразовательная школа»
филиал «Малошуйский детский сад» Онежский район
Архангельская область
Методическое пособие
Лэпбук «От звука к букве».
(для детей 6-7 лет с ФФНР и ОНР)
Автор: Нестерова Елена Владимировна
Данное пособие Лэпбук «От звука к букве» предназначается для подготовки к обучению грамоте детей логопедических групп.
Цель: в интересной и доступной форме закрепить пройденный материал по обучению грамоте.
Задачи: развивать умение анализировать звучащее слово, сформировать первоначальные навыки чтения, осуществить профилактику дисграфии, развивать интерес детей к учебной деятельности.
Лэпбук предназначен для групповых, подгрупповых и индивидуальных
занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Также лэпбук является полифункциональным пособием, так как удобен в применении: его можно использовать как в горизонтальном положении, так и в вертикальном (в качестве наборного полотна), работать как на нём (есть полоски для выкладывания материала), так и вне его (есть съёмные конверты). Цветные шнурки могут выполнять разные функции, кроме того, что они служат для крепления папки, с их помощью выполняются задания типа: «Отложи столько косточек (бусин), сколько услышишь звуков» (слогов в слове).
Архив данного пособия содержит систематизированный практический материал, который помогает воспитателю логопедической группы осуществлять преемственность в работе с логопедом, организовать, спланировать и провести коррекционную работу с детьми. Логопед также может использовать Лэпбук в своей работе.
Лэпбук «От звука к букве» - это вариативное методическое пособие (есть несколько вариантов использования каждой его части) и трансформируемое (материал меняется каждую неделю со сменой изучения звука и буквы, что позволяет пользоваться им целый учебный год.
Лэпбук успешно используется с 2014г. по настоящее время.
- В нашей логопедической группе работа с лэпбуком рассчитана как на
1 год (для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи), так и на 2 года обучения (для детей с общим нарушением речи). - Структура и содержание лэпбука соответствует программе, по которой работает группа («Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей». Авторы программы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.), то есть доступно для детей данной категории детей.
- Основной принцип построения наших занятий – последовательный
переход от изучения звука к изучению соответствующей ему буквы.
Игровой характер многих заданий поможет дошкольнику быстрее и
лучше понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв и делает этот процесс более интересным и увлекательным.
Лэпбук «От звука к букве» представлен на примере закрепления звука и буквы «З».
Лэпбук представляет собой папку, в которую вошли два блока разнообразных игровых, познавательных и развивающих заданий.
Все задания условно разделены на два основных блока:
1 блок «Работа со звуком» (левая сторона пособия).
Цель блока: закрепление пройденного материала, развитие фонематического слуха и восприятия, памяти, логического мышления, внимания.
Содержание:
1. Раздел «Угадай-ка» содержит несколько заданий, в числе которых:
- Задания: «Назови сказочных героев», Загадки».
Цель: вхождение в тему, нахождение звука, который встречается во всех словах, настрой детей на предстоящую деятельность.
- Игра «Ожившие звуки».
Цель: продолжать учить находить изображения с заданным звуком в сюжетной картинке.
- Игра «Четвёртый лишний»
Цель: закреплять умение выделять четвёртую лишнюю картинку, в названии которой нет заданного звука.
2. Раздел «Твёрдый – мягкий».
Цель: дифференциация детьми звуков по твёрдости-мягкости.
3. Раздел «Где спрятался звук?»
Цель: упражнение детей в позиционном анализе.
4. Раздел «Раздели на слоги».
Цель: закрепление умения делить слова на слоги.
5. Игра «Жадина».
Цель: развитие грамматического строя речи: умение согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё» с существительными и прилагательными.
Каждый конверт укомплектован набором мелких картинок с данным звуком в зависимости от задачи раздела.
2 блок «Работа с буквой» (правая сторона пособия).
Цель блока: закрепление зрительного образа буквы, упражнение в чтении прямых и обратных слогов, профилактика оптической дисграфии.
1. Раздел «Играю с буквой».
Содержание:
1. Упражнения: «На что похожа буква?» «Выложи букву», «Собери букву из частей». Стихотворение.
Цель: закрепление зрительного образа буквы, развитие мелкой моторики, логического мышления, воображения.
Материал: картинки, палочки, мелкий материал (фишки и т.д.), буква.
2. Раздел «Прочитай-ка»
Цель: закрепление навыков слитного чтения прямых и обратных слогов.
3. Раздел «Составь схему».
Цель: закрепление навыков звукового и звукобуквенного анализа слов.
4. Раздел «Игротека».
Этот раздел представлен различными играми и упражнениями с буквой.
1.Зашумлённая буква
2. Обведи только правильную.
3. Ребусы.
4. Обведи только букву.
5. Найди букву среди других.
6. Обведи по контуру.
7. Найди 10 спрятанных букв.
8. Найди слова на букву.
Цель: профилактика дисграфии, развитие зрительного внимания и памяти, логического мышления. Воспитание интереса к изучению букв.
Результаты использования лэпбука:
- лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал;
- работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей;
- дети, переходя от задания к заданию, в конце обучения получают необходимый багаж языковых знаний, умений и навыков для дальнейшего
успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Составь слово"
В этой игре дети упражняются в составе слов из заданных букв. На слайде даны буквы из которых нужно составить слово. Если кликнуть мышкой, буквы становятся в нужном порядке и появляется картинка с изо...
Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Составь слово"
В этой игре дети упражняются в составе слов из заданных букв. На слайде даны буквы из которых нужно составить слово. Если кликнуть мышкой, буквы становятся в нужном порядке и появляется картинка с изо...
Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Составь слово"
Игра упражняет детей в составлении слов из заданных букв....
Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Раздели слова на слоги"
Игра в компьютерном варианте, упражняет детей в делении слов на слоги. Проверить себя ребёнок может, кликнув мышкой....
Учебно-методическое пособие дидактическая игра "запиши слово и обозначь звуки"
Использование оригами на занятиях по грамоте....
Методическое пособие «Помоги Матрешке найти слова со звуком ш»
Развитие речи через дидактическую игру,и игровые упражнения с использованием регионального компонента....
- Мне нравится (1)