Новые технологии в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО
методическая разработка по логопедии на тему

Использование инновационных технологий в коррекционно -логопедической работе позволяет учителю - логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовать положительному эмоциональному состоянию детей на протяжении всей образовательной деятельности и значительно повысить эффективность своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_tehnologii.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Новые технологии  в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО

В последнее время наблюдается неуклонный рост числа детей со сложными формами нарушения речи. Между тем внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с новыми принципами, условиями, целями и задачами, которые четко прописаны в документе.

И новые образовательные стандарты ставят перед педагогами задачи по повышению качества подготовки детей к школе. В связи с этим логопеды ищут новые подходы для устранения недостатков речи.

Оптимизировать время работы с каждым ребенком помогает включение в базовые логопедические методики элементов инновационных технологий.

Рассмотрим основные направления их применения:

1. Инновационные технологии на этапе развития мелкой моторики.

 Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей.

Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, способствует развитию артикуляционной моторики, помогает снять напряжение.

Большим успехом у детей пользуются массажеры Су Джок. Данная технология направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергитических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.

Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий:

- систематичность выполнения

- постепенное увеличение темпа и сложности

- точность выполнения движений и приемов

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно от указательного до мизинца

«Кулак – ребро - ладонь». При положении руки последовательно сменяют друг друга:  сжатая в кулак ладонь-ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь. Выполняем сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Повторяем  8-10 раз, постепенно увеличивая темп.

«Буратино». Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.

«Ухо – нос». Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью «до наоборот».

В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка

развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.

2. Инновационные технологии на этапе развитие моторики речевого аппарата.

К ним относятся: артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой.

Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти.

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь. А одно из главных преимуществ  применения приёмов биоэнергопластики при автоматизации – это то, что ребёнок, стараясь правильно и точно выполнять движения руками учится произносить поставленные звуки в свободной спонтанной речи.

Биоэнергопластика в сочетании с артикуляционной гимнастикой проводится только на индивидуальных логопедических занятиях по постановке звукопроизношения, развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов.

Необходимо адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей с различной речевой патологией. Так как не все движения могут быть доступны всем детям.

«Окошко». Широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

«Заборчик». Растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

 «Хоботок». Вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

 Чередование «Окошко» - «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.

 Чередование «Заборчик» - «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.

«Лопаточка». Открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

 «Чашечка». Широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

Чем хороша эта система, тем, что любой педагог сможет подобрать оптимальные движения для сопровождения артикуляционной гимнастики. Стоит отметить ещё один немаловажный «плюс». Данная методика позволяет логопеду избежать повторения многократных устных инструкций. Систематически применяя данную технологию, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Игровые технологии, применяемые на всех этапах коррекционной работы.

Успех коррекционной работы напрямую зависит от создания благоприятного психологического климата и положительных эмоций на занятиях.

Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации.

1. Игровые технологии в проведении артикуляционной гимнастики:

К ним относятся комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для постановки всех групп звуков. С Веселым Язычком дети никогда не устают делать артикуляционную гимнастику, ведь для выполнения одного и того же упражнения можно придумать множество условно - игровых ситуаций. Например: выполняя упражнение «Блинчик»: «Сегодня мы напечём блинов для друзей Язычка, а завтра для мам и бабушек в честь 8 марта...»

Игра-упражнение: «Дятлы перестукиваются». Игра помогает отработать многократное и длительное произнесение звука [ДДД...] за верхними зубами. Это упражнение, являясь одним из способов постановки звука [Р], с трудом дается многим детям, особенно детям дизартрикам, на начальных этапах работы.

Выполнение упражнения представлено как перестук, своеобразное «соревнование» двух дятлов, живущих на разных деревьях (в роли одного из дятлов может выступать сам

логопед).

2. Игровые технологии, применяемые на этапе автоматизации звуков:

Чтобы процесс автоматизации прошёл интересно и динамично, необходимо использовать красочный и разнообразный дидактический материал, в своей коррекционно-логопедической практике использую такой материал, как карточки со слогами на определенный звук. На каждой карточке есть инструкция, например, «…клоун Клепа учится жонглировать. Читай слоги на мячиках, чтобы они не упали, четко произнося звук [Л], или «…помоги самолетику облететь все облака. Называй слоги, четко проговаривай звук [Л] ».

3. Игровые технологии, применяемые на этапе дифференциации звуков:

Игра «Фонетическая рыбалка» может использоваться как для дифференциации, так и для автоматизации различных групп звуков. При дифференциации ребенок вылавливает картинку - рыбку, говорит какой из дифференцируемых звуков присутствует в данном слове и кладет в «ведро» с соответствующей буквой.

При автоматизации в зависимости от этапа и поставленной задачи: называет предмет и определяет, есть ли в нем автоматизируемый звук; называет предмет, правильно проговаривая автоматизируемый звук, определяет в какой позиции: в начале, в середине или в конце слова находится автоматизируемый звук.

Таким образом, использование инновационных технологий в коррекционно-логопедической работе позволяет учителю - логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовать положительному эмоциональному состоянию детей на протяжении всей образовательной деятельности и значительно повысить эффективность своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста

диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как,   используя  методы обучения, которые должны способствовать развитию творческого характера мыслительной деятельности,   добиться развивающего эффекта обучения и воспитания?  Э...

Диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»

«Применение наглядного моделирования при формировании связной речи у старших дошкольников  с ОНР»...

Игры для коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка это правильная и грамотная речь. Некоторым детям требуется коррекция. Предложенные ниже игры, направлены на коррекцию нарушений речи....

Презентация "Современные образовательные технологии в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО (Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой)"

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. .Применение артик...

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...

Особенности развития звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования

Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Звуковая культура речи является составной частью общей ре...