Диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Грацкая Алла Анатольевна

«Применение наглядного моделирования при формировании связной речи у старших дошкольников  с ОНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gratskaya_alla_anatolevna.doc155.5 КБ
Office presentation icon itogovaya_pereskaz.ppt245.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Факультет психологии и специального образования

ПРОЕКТ

по программе повышения квалификации

«Диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий» 

(модуль вариативной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)

Тема: «Моделирование как средство формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровень».

»

Выполнил:

Воспитатель МБУ Школа №26,

Грацкая Алла Анатольевна

02.11 – 11.11. 2015 г.

Цель проекта: совершенствовать навыки анализа диагностических данных речевого развития дошкольников, применения результатов диагностического обследования для составления программ коррекции речевых нарушений, владения современными технологиями и методами коррекции с целью осуществления комплексного подхода к формированию различных сторон речи дошкольников.

 Задачи проекта: 

Изучить  и  проанализировать  специальную  литературу  по  проблеме использования  моделирования  как  средства  развития  связной монологической  речи  детей  старшего  дошкольного  возраста  с  общим недоразвитием речи (второй  уровень).

Изучить  состояние  связной  монологической  речи  детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по пересказу.

Совершенствовать навыки анализа речевой деятельности дошкольника выделения симптомов нарушения связной речи при пересказе.

Определить место  моделирования коррекционно ­ логопедической работе с дошкольником.

Разработать систему занятий по коррекции пересказа дошкольника с общим недоразвитием речи в условиях индивидуальной работы.

  Проанализировать полученные результаты.

Структура проекта:

1 раздел. Диагностический.

Выводы по разделам: произносительная сторона, лексика, грамматика, связная речь. Обоснование логопедического заключения.

Заполняется таблица:

Раздел обследования

Параметры оценки

Характеристика речи

Связная речь

Оценка сформированности навыков пересказа, описательного и повест-вовательного рассказа.

  •  Характер синтаксических конструкций
  • Цельность

-Связность

Недостаточная передача некоторых смысловых отношений и сводится к простому перечислению событий, действий или предметов. При пересказе переставляет местами части рассказа.

Не может закончить рассказ.

Низкий уровень самостоятельности изложения в непонимании содержания услышанного. Предложения не связаны по смыслу

Логопедическое заключение 

Пересказ затруднен, не может выделить и запомнить главное. Типы используемых предложений: простые, неполные.

Уровень необходимой помощи: наводящие вопросы, подбор необходимых слов, наглядность; без помощи неспособен пересказать текст.

2 раздел. Индивидуальная программа коррекции речевого недоразвития:

Образовательные результаты и задачи развития разных  сторон речи ребенка по периодам обучения (промежуточные и итоговые). Составляются на основе программы преодоления ОНР у дошкольников.

Заполняется таблица:

Сторона речи

Образовательный результат

Задача коррекционно-логопедической работы

1 период обучения (промежуточные)

Связная речь

 Пересказывает по наводящим вопросам, Связность изложения значительно нарушена. Допускает пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушает последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств

Совершенствовать умения заканчивать одним двумя словами предложение, начатое воспитателем.

2 период обучения (промежуточные)

Связная речь

-Использует повторные наводящие вопросы.  Пропускает  отдельные моменты  действия или целого фрагмента, неоднократные нарушает  связность изложения, допускает отдельные смысловые несоответствия

        

Формировать умение составлять предложения по вопросам

 

3 период обучения (итоговые)

Связная речь

Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Формировать навык  составления коротких рассказов из двух- трех- четырех простых предложений.

Развивать  навык контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.

        

3 раздел. Фронтальные формы работ с дошкольниками с недоразвитием речи. Использование современных образовательных технологий  в процессе коррекционно-логопедической работы.

 1. Описание речевого статуса группы (перечень симптомов несформированности разных сторон речи).

При обследовании связной речи в пересказе  выявляются затруднения в передачи последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз.

Тема: «Моделирование как средство формирования связной монологической речи детей подготовительного  дошкольного возраста с ОНР второго  уровня».

2. Образовательные результаты коррекционной работы при использовании педагогической технологии наглядного моделирования.

Из результатов мониторинга  проекта видно, что у детей значительно улучшился уровень сформированности навыков пересказа с помощью моделирования . Во время пересказа рассказа или сказки  дети практически не нуждались в подсказках педагога, повторного чтения текста никому из детей не потребовалось. У воспитанников значительно расширился активный словарь, дети начали  употреблять в речи сложные предложения. Они полно, последовательно, выразительно стали передавать содержание текста. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные.

Большинство из ребят начали самостоятельно рассказывать и составлять свои сказки и рассказы.

3. Описание использования педагогической технологии наглядного моделирования при коррекции связной речи.

Моделирование представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех методов обучения – наглядного, практического и словесного.

Учитывая, что у детей с ОНР наглядно – действенное мышление преобладает над словесно – логическим, детям дается возможность не только слушать текст и выстраивать к нему визуальный ряд иллюстраций, но и «потрогать», т. е. мы моделируем сюжет, чтобы  передать смысл содержания текста.

Данные указывают на то, что дети с ОНР третьего уровня, при формировании пересказа  текста нуждаются во вспомогательных средствах. В качестве такого средства было использовано наглядное моделирование, что помогло получить более высокие результаты

           Применение наглядного моделирования на подготовительном этапе  развития связной речи. 

    Работа на подготовительном этапе включает закрепление навыков построения предложений разной структуры.

      Моделирование предложений осуществляется с помощью различного вида наглядности – схемы, картинки, предметные игрушки.

           

Применение наглядного моделирования на основном этапе  развития связной речи. 

Детям предлагают готовые планы и схемы.

  • Применение наглядного моделирования на заключительном  этапе развития связной речи.
  •  дошкольники сами составляют модель своих пересказов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема Проект «Диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий» Педагоги МБУ Школы №26 структурного подразделения д/ с а да «Тополёк» : Грацкая А.А., Плытникова О.А., Родомакина Н.П.

Слайд 2

Название проекта «Применение наглядного моделирования при формировании связной речи у старших дошкольников с ОНР»

Слайд 3

Проблема Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет. Проблема развития устной речи дошкольников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. На наш взгляд, недооцененным резервом методики в аспекте формирования речевых умений дошкольников является пересказ. Пересказ определяется как вид работы по развитию связной монологической речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного).

Слайд 4

Причины Ухудшение экологической обстановки; увеличение числа патологий беременности; увеличение количества родовых травм; ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости; различные социальные причины. Хотелось бы отдельно остановится на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеодисков. Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения).

Слайд 5

Цель совершенствовать навыки анализа диагностических данных речевого развития дошкольников, применения результатов диагностического обследования для составления программ коррекции речевых нарушений, владения современными технологиями и методами коррекции с целью осуществления комплексного подхода к формированию различных сторон речи дошкольников.

Слайд 6

Задачи Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень). Изучить состояние связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по пересказу. Совершенствовать навыки анализа речевой деятельности дошкольника выделения симптомов нарушения связной речи при пересказе. Определить место моделирования коррекционно ­ логопедической работе с дошкольником. Разработать систему занятий по коррекции пересказа дошкольника с общим недоразвитием речи в условиях индивидуальной работы.

Слайд 7

Мероприятия 1 раздел «Диагностический» При интерпретации результатов диагностики пересказа отмечаются: а) понимание содержания излагаемого; б) самостоятельность пересказа (нуждался ли ребенок в помощи взрослого в виде вопросов, мотивации и т.п.); в) полнота передачи содержания текста: пересказывает близко к авторскому, опускает важные детали, начинает фантазировать; г) последовательность изложения: - передает содержание последовательно, точно; - переставляет части текста; - привносит отсутствующие в тексте смысловые единицы; д) плавность изложения: передает содержание без остановок, длительных пауз, дополнительных слов (например: "Ну как там дальше?" и т.п.); е) правильность оформления высказываний. ж) лексико-грамматическое оформление пересказа.

Слайд 8

Результаты мониторинга При первичном обследовании 60% детей имели низкий уровень, 4 0% - недостаточный уровень.

Слайд 9

Применение наглядного моделирования на подготовительном этапе развития связной речи. Работа на подготовительном этапе включает закрепление навыков построения предложений разной структуры. Моделирование предложений осуществляется с помощью различного вида наглядности – схемы, картинки, предметные игрушки. 3 раздел. Фронтальные формы работ с дошкольниками с недоразвитием речи. Использование технологии наглядного моделирования в процессе коррекционно-логопедической работы.

Слайд 10

Применение наглядного моделирования на основном этапе развития связной речи. Детям предлагают готовые планы и схемы.

Слайд 11

Применение наглядного моделирования на заключительном этапе развития связной речи. дошкольники сами составляют модель своих пересказов.

Слайд 12

Результат При повторной диагностике установлено: 50% дошкольников имеет недостаточный уровень сформированности навыков пересказа, 40 % детей – удовлетворительный уровень; 10% детей – хороший; низкий уровень отсутствовал. Результаты реализованного проекта Из результатов мониторинга проекта видно, что у детей значительно улучшился уровень сформированности навыков пересказа с помощью наглядного моделирования. Во время пересказа дети практически не нуждались в подсказках педагога, повторного чтения текста никому из детей не потребовалось. Дети начали употреблять в речи сложные предложения. Они полно, последовательно, выразительно стали передавать содержание текста. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные. Большинство из ребят начали самостоятельно рассказывать и составлять свои истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста

диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как,   используя  методы обучения, которые должны способствовать развитию творческого характера мыслительной деятельности,   добиться развивающего эффекта обучения и воспитания?  Э...

План ММО «Преодоление нарушений речи у детей дошкольного возраста. Традиционные и инновационные игровые приёмы развития речевых навыков у детей c ЗПР».

Предствлен план методического объединения, целью которого является формирование единой методической базы в практической деятельности учителей-логопедов и создание условий для оказания помощи детям с н...

Новые технологии в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО

Использование инновационных технологий в коррекционно -логопедической работе позволяет учителю - логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способство...

Презентация "Современные образовательные технологии в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО (Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой)"

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. .Применение артик...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием инновационной технологии синквейн

Развитие связной речи учащихся по теме «Времена года. Весна» посредством составления синквейна с помощью схем-моделей....

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...