Программа работы с воспитателями в рамках клуба «Запускаем речь ребёнка».
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему

Система обучения воспитателей приемам коррекционной работы и гармонизация отношений между детьми и педагогами на совместных занятиях по запуску речи детей младшего дошкольного возраста  ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_vospitatelyami_po_zapusku_rechi_detey.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69» г. Сыктывкара

Принята на педагогическом совете                                                Утверждена:          

МБДОУ «Детский сад №69»                                           Заведующий МБДОУ

                                                                                               «Детский сад №69»

«___»_____________2017г.                                  от «___»___________2017г.

Председатель_____________А.А.Петрова            ____________А.А.Петрова

Программа работы с воспитателями по систематизации  мероприятий, обеспечивающих своевременное выявление и профилактику речевых нарушений у детей в рамках клуба «Запускаем речь ребёнка».

 «Особенности развития детей с речевыми расстройствами раннего и младшего дошкольного возраста» 

г. Сыктывкар 2017г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!

К. Д. Ушинский.

По данным Института коррекционной педагогики РАО, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5 – 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют патологию периода беременности и родов. В этих случаях, в первую очередь, страдает нервная система ребенка,  и в частности - речь.

Таким образом, можно констатировать факт неуклонного роста количества детей раннего возраста, имеющих те или иные отклонения в сфере речевого здоровья, осложняющие процесс их социализации.

Раннее предупреждение, диагностика, и коррекция психических и речевых нарушений является на сегодняшний день одной из актуальных проблем педагогики. Ранний возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

Законы РФ «Об образовании» 29.12.2012г. № 273-ФЗ, и ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124- ФЗ от 24.07.1998., предусматривают реализацию альтернативных форм оказания услуг педагогам и родителям, цель которых оказание консультативной помощи детей раннего и младшего дошкольного возраста в вопросах воспитания, развития и обучения детей

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 4,5 – 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: слабого здоровья, дефицита общения с взрослыми, нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой недостатки речевого развития не исправляются. Но при раннем выявлении и своевременной помощи, недостатки речевого развития корректируются.

Специалисты утверждают: только ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяет скомпенсировать уже имеющиеся отклонения в развитии и предупредить появление дальнейших «вторичных» проблем.

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребенка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Пластичность активно формирующегося мозга маленького ребенка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

Вариантом решения обозначенных проблем является разработка и внедрение программы «Ранняя диагностика и профилактика возникновения речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях работы школы», которая обеспечит:

  • Систематизацию методик, направленных на раннее выявление и коррекцию речевых нарушений, в том числе методик, которые могут быть использованы воспитателями в условиях группы.
  • Использование нетрадиционных  форм работы с детьми
  • Повысить компетентность родителей по вопросу о профилактике речевых нарушений.

Реализация программы повысит эффективность профилактической работы, направленной на успешную социализацию ребенка раннего возраста, значительно повысит психолого-педагогическую грамотность воспитателей в вопросах речевого развития.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

            Цель: систематизация мероприятий, обеспечивающих своевременное выявление и профилактику речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в рамках работы по программе в ДОО.

            Задачи:

- проводить мероприятия, направленные на раннее выявление и профилактику речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

- внедрить новые эффективные формы работы с неговорящими детьми с использованием нетрадиционных методов;

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

  • Увеличение процента охвата неговорящих детей раннего и младшего дошкольного возраста.
  • Формирование информационной готовности воспитателей к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
  • Повышение качества и эффективности просвещения воспитателей по вопросам речевого развития детей раннего возраста.
  • Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Срок реализации программы февраль 2017г. – май 2017г.

Реализация программы предполагается в два этапа:

1 этапВводный. 2017г. (февраль).

 - Изучение и подбор специальной литературы по проблеме раннего речевого развития детей.

2 этап. Практический. 2017 (март - май). Разворачивание основных механизмов программы:

 - Знакомство с методиками по запуску речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

 - Внедрение инновационных форм профилактической работы.

5. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

- Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №69» Буркотенко Л.А.;

- Воспитатели групп младшего и среднего дошкольного возраста;

- Дети от 1,5 до 4 лет, посещающие ДОУ;

- Родители воспитанников;

6. ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

-  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69».

- Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №69» Буркотенко Л.А.

-  Воспитатели групп младшего и среднего дошкольного возраста, родители воспитанников;

7. СОДЕРЖАНИЕ  И МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Основанием для разработки программы «Ранняя диагностика и профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях работы клуба «Запускаем речь ребенка» послужили следующие факторы:

- Увеличение процента неговорящих детей раннего возраста.

- Увеличение детей раннего и среднего возраста с речевыми нарушениями.

-  Подготовка ребенка к  социализации в ДОО.

Большинство родителей убеждены в том, что все трудности и проблемы ребенка со временем сами собой разрешатся, что ребенок еще маленький и необходимости в занятиях нет. Именно поэтому педагогу необходимо донести до каждого из родителей понимание того, насколько важен этот особенный возраст, как многого можно достичь, начав заниматься с собственным ребенком уже сейчас, и каких трудностей в дальнейшем это поможет избежать. Поэтому очень важно именно на раннем этапе провести профилактическую работу по предупреждению нарушений речи у детей. А для этого педагог должен владеть разными методиками и методами по запуску речи неговорящих детей.

Важным средством профилактики нарушений речи служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр – драматизаций и развлечений.

                                                           


Содержание

Название

Цель

Сроки

Ответственные

Примечание

1 этап

- Что такое речь?

- Для чего нам нужна речь и как она формируется.

(Изучение и подбор специальной литературы по проблеме раннего речевого развития детей).

Создание научно-методической базы по проблеме раннего речевого развития детей

февраль

Учитель-логопед

Пополнят научно-методическую базу

2 этап

Методики по «запуску речи» неговорящего ребенка:

- Жукова О.(«Как научить говорить молчуна: Практический курс по запуску речи неговорящего ребёнка»)

- Косинова Е.М. (методика «Слоеный пирог»)

- Новикова-Иванцова Т.Н.

- Лынская М. (Сенсорная интеграция в работе воспитателя)

- Большакова С.Е.

Систематизация методик, направленных на выявление и коррекцию у детей раннего возраста речевых нарушений

март

Учитель-логопед

Разработка плана по запуску речи неговорящего ребенка

Обучающие практикумы «Развиваем ребенка вместе»:

- Игровые приемы и методы по активизации речи у неговорящих детей (Использование интерактивных игр по «запуску речи»)

- «Тра-ля-ля для язычка» - сказкотерапия ( Пожиленко Е.А.)

- Развитие фонематического восприятия как основная база для формирования чистого звукопроизношения

Обучение воспитателей основным практическим приемам по активизации речевого аппарата.

апрель

Учитель-логопед

Применение данных приемов в практике.

Создание игр, выпуска сборника сказок «Артикуляционная гимнастика»

Приемы ознакомления родителей с применением интерактивных игр

Помощь родителям в подборе детской литературы с  учетом их возраста. Обучение родителей основным практическим приемам по активизации речевого аппарата.

май

Учитель-логопед

Выпуск памяток, буклетов: «Правила общения с неговорящим ребенком»,

«Инструкция по применению»

9. Ожидаемые результаты.

Использование комплексного подхода в работе по профилактике речевых нарушений с раннего возраста эффективно способствует:

  • повышению компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка;
  •  стимуляции речевого развития детей раннего возраста в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза,
  •  своевременному устранению возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей 1,5 - 3 лет.
  •  сокращению количества детей, состояние речи которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции.
  • обучению родителей основным практическим приемам по активизации речи детей

10. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ

Внедрение работы клуба «Запускаем речь ребенка» для воспитателей в работу ДОУ города, района.

11. ЛИТЕРАТУРА

1. Гревцева Е.В. Логопедический тренинг. СПб СпецЛит., 2002.Тютрина Г.А. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста // логопед. 2008. № 2.

2. Громова О.Е. Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка раннего возраста? // логопед. 2007. № 4.

3. Кабаченко Е.И., Кабаченко Н.А. Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания // 2006. № 4.

4.Млодик И.Ю. Книга для неидеалных родителей. – М,: Гнезис,

5.  Рыбкина Л.В. О развитии навыков общения детей раннего возраста // Логопед в детском саду. 2006. № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа работы кружка по физическому воспитанию "клуб Игралочка"

Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, через организацию подвижных игр....

Представление опыта работы старшего воспитателя в рамках освоения и внедрения ФГОС ДО

Наш детский сад является пиллотной площадкой по освоению и внедрению ФГОС ДО в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста. Ежегодно я представляю практический опыт внедрения ФГОС ДО на муни...

Презентация работы с родителями в рамках клуба "Вместе веселей" от 6 до 7 лет.

В данной презентации представлен опыт работы по пропаганде экологических знаний....

Доклад. Итоги совместной работы с родителями в рамках клуба «Юный краевед»

Материал для написания совместной работы с родителями....

Перспективный план работы старшего воспитателя в рамках проекта "Природа – наш дом"

Представлен перспективный план на месяц, включающий все направления работы старшего воспитателя...

Перспективное планирование работы с родителями в рамках развития связной речи

Любая педагогическая деятельность с ребенком дошкольного возраста будет эффективнее, результативнее, если будет проводится в тандеме воспитатель-родитель. Материал содержит перспективное планирование ...

План работы с семьёй в рамках клуба «Здоровая семья», за 2023-2024 учебный год

Цель – формировать физическое и психическое  здоровье детей, посредством включения различные  виды деятельности, формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни,...