презентация методики "Последовательность событий"
презентация урока для интерактивной доски по логопедии (старшая группа) на тему

Лапутина Наталья Алексеевна

Презентация методики для обследования детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodika_posledovatelnost_sobytiy_1.ppt2.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Лапутина Наталья МЕТОДИКА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ». (А.Н. Бернштейн)

Слайд 2

Алекса́ндр Никола́евич Бернште́йн Алекса́ндр Никола́евич Бернште́йн (7 (19) мая 1870, Одесса — 26 мая 1922, Москва) — российский и советский психиатр, психотерапевт и психолог, доктор медицинских наук, профессор. Один из пионеров, организаторов и лидеров российского психоаналитического движения. Впервые описал шизофреническое слабоумие, а также один из признаков кататонии – симптом Бернштейна. А. Н. Бернштейн был сторонником нозологического направления в психиатрии. Основные научные труды посвящены прикладной и экспериментальной психопатологии, психиатрической диагностике и методологии. Один из организаторов психиатрической помощи больным, в том числе подследственным. Исследовал эпилепсию, описал один из признаков олигофрении. Разрабатывал программы, методики и опросники по исследованию личности и интеллекта, в том числе методика установления последовательности событий и проба на комбинаторику. Широкое распространение получил способ Бернштейна для определения восприимчивости памяти при помощи таблиц с геометрическими фигурами. А. Н. Бернштейном была разработана методика объективно–психологического обследования душевнобольных. А. Н. Бернштейн проводил различие между формой, с одной стороны, и содержанием психических расстройств – с другой[6]. . В 1921 году А. Н. Бернштейн открыл при отделе психологии института «Детский дом–лабораторию по научному изучению детского возраста», ставший первой российской структурой по детскому психоанализу.

Слайд 3

МЕТОДИКА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ». В отечественной психологической практике данная методика предложена Н.А.Бернштейном (С. Л. Рубинштейн, 1979). Аналогичное по содержанию задание входит и в тест измерения интеллекта Д.Векслера (8 субтест). Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Материал и оборудование: сюжетные картинки (от 3 до б), на которых изображены этапы какого-либо события. Популярным экспериментальным материалом для этой методики являются сюжетные рисунки Х.Бидструпа (например, рис. 20). Возраст : Дошкольный 5-7 лет Процедура исследования Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Слайд 5

После того, как ребенок разложит все картинки, экспериментатор записывает в протоколе порядок картинок (например, 1, 2, 4, 3). Затем он просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось, т.е. составить устный рассказ по этим картинкам. Бывают случаи, когда при неправильно составленной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как верное. Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Так, ребенок может интуитивно понимать смысл нарисованного на картинках, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит, или недостает словарного запаса для описания происходящего на рисунках. Как отмечал С.Я.Рубинштейн, умение ставить наводящие вопросы зависит от квалификации и опыта экспериментатора (С. Я. Рубинштейн, 1979). Эти вопросы и ответы ребенка обязательно записываются в протоколе. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение задания на среднем уровне. Если ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное. Особо рассматриваются случаи, когда молчание ребенка обусловлено личностными причинами: боязнь общения с незнакомыми людьми, страх допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и др.

Слайд 6

Считается, что испытуемый не справился с заданием, если: не смог найти последовательность событий и отказался от рассказа; 2) по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ; 3) составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность и соответствующий рассказ); 4) каждая картинка описывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными — в результате рассказа не получается; 5) на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы. Если экспериментатор сталкивается с феноменами, описанными в 4-м и 5-м пунктах, то необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей ребенка, поскольку невозможность связать воедино (4), а тем более соединить отдельные предметы на одной картинке в целостную композицию (5) может свидетельствовать о неразвитой способности к обобщению, что в возрасте 6—7 лет и старше наблюдается, по данным патопсихологов, в случае задержки психического развития или даже умственной отсталости (И. М. Соловьев, 1953, С. Д. Забрамная, 1985). В клиническом варианте этой методики существует дополнительный этап, позволяющий выявить зону ближайшего развития ребенка. Он состоит в оказании последовательной помощи ребенку. Если вопросы не обеспечивают правильного понимания последовательности изображенных событий, экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает снова разложить оставшиеся. Таким образом, делается вторая попытка выполнить задание. Если и она оказывается безуспешной, экспериментатор (тщательно записав в протокол порядок второй раскладки и объяснения ребенка) сам рассказывает и показывает ребенку последовательность событий. Затем, снова перемешав все карточки, предлагает ребенку разложить их в третий раз. В случае если ребенок устанавливает правильную последовательность лишь на этот раз, ему предлагают новую серию картинок, чтобы выяснить, возможен ли «перенос» усвоенного способа рассуждений на новую ситуацию.

Слайд 7

Выводы об уровне развития . Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора. Низкий – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа; - по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ; - составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу; - каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа; - на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

Слайд 8

Картинный материал

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Итоговое событие к лексической теме "Детский сад"

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по лексическим темам.Тема  сентяря - "Детский сад". Итоговые события в подготовительной к школе группе - создание "Дома Дружбы", презентация п...

Презентация "Итоговые события к лексической теме "Семья. День Матери"

Итоговое событие ко Дню Матери - дети подготовительной к школе группы составляли рассказы о маме по предложенному плану,. Педагоги оформили газату, где поместили фото детей и детские рассказы без подп...

Презентация и текст к презентации "Великие события в истории России"

В материале рассказывается о событиях из истории Росии. Материал можно использовать для рассказывания и показа детям дошкольного возраста....

Презентация «Календарь событий группы» - эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современной ДОО"

Данная презентация поможет педагогам познакомиться с одной из форм взаимодействия с родителями, создать условия для вовлечения их в единое образовательное пространство,  установить  партнерс...

Презентация "Календарь событий. Октябрь"

Презентация "Календарь событий.Октябрь" предназначен для оформления зоны работы с родителями в премном помещении группы.В календаре отражены все праздники:официальные и неофициальные на кажд...

Презентация "Образовательное событие"

В данной презентации совещён аспект образовательного события как интеграция образовательных областей....

Презентация "Образовательное событие как способ реализации комплексно-тематического планирования"

Образовательное событие – это ситуация, которая переживается и осознаётся ребёнком как значимая в его собственном образованииРебёнок – активный участник происходящего...