Эволюционное значение стресса
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шаталова Любовь Васильевна

Одним из основных условий высокой стрессоустойчивости будущего школьника  является полноценное развитие мозолистого тела в дошкольном возрасте. Оно координирует работу мозга и передает информацию из одного полушария в другое. Необходимо физиологически подготовить будущего школьника к самозащите на уровне тела и мгновенных бессознательных рефлексов. Что же происходит с восприятием и мышлением ребенка в стрессовой ситуации? Как это может повлиять на успешность в обучении?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evolyutsionnoe_znachenie_stressa.docx116.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Эволюционное значение стресса»

C:\Users\Люба\Desktop\3 стрессjpg.jpg

          Обучение в первом классе – это в подавляющем большинстве случаев стресс для ребенка.  С какими потерями или без потерь он выйдет из него – гораздо важнее, чем цифра в дневнике.

         Мозолистое тело (межполушарные связи – пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающие целостность работы головного мозга) находится между полушариями в теменно – затылочной части и состоит из 200 миллионов нервных волокон. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков – до 8-8,5 лет. Во время стресса нарушается межполушарное взаимодействие и соответственно, скоординированная работа двух полушарий. Это является причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах. Следовательно, одно из основных условий высокой стрессоустойчивости ребенка в дошкольном возрасте – полноценное развитие мозолистого тела. Произвольное запоминание огромного объема информации, тренировка навыков – это неэффективный способ успешного развития.

        Мозг всегда «простраивается» с задних отделов к передним, справа налево и снизу   вверх (Сиротюк А.Л.).  На уровне пространства, например, при сканировании текста с листа или картины человек в норме воспринимает информацию сверху вниз и слева направо. Если же вектор развития мозга нарушен, то и сканирование текста с листа будет нарушено. Это непременно скажется на качестве обучения в школе.

        Эволюционное значение стресса (нарушение межполушарного взаимодействия) заключается в том, чтобы физиологически подготовить человека к самозащите на уровне тела и мгновенных бессознательных процессов (правое полушарие). Высвобождение левого полушария исключает сознательное и долговременное принятие решение в стрессовой ситуации. Правое полушарие, стволовые структуры мозга и симпатическая нервная система активизирует защитные рефлексы, направленные на выживание. Повышается чувствительность, усиливаются кровоток, мышечные сокращения и т.д. Многочисленные исследования показали: хроническое воздействие стресса резко тормозит развитие мозга ребенка. Во время стресса развитие нервных путей происходит только в центрах выживания, в то время как развитие нервных структур в коре головного мозга ограничивается.

         Постоянное действие стресса приводит к тому, что нервная активность сосредотачивается в основном в симпатической нервной системе, правом полушарии и стволе мозга. Остальные области мозга, особенно лобная доля

левого полушария, могут быть частично блокированы. Во время стресса выделяются особые химические вещества (энкефалины), необходимые для

уменьшения болевых ощущений. Они разрушают клетки мозга, особенно лимбической системы, непосредственно участвующей в обучении и запоминании. Еще пример: адреналин, которые выделяется во время стресса, активизирует организм на борьбу и бегство, что особенно проявляется в гиперактивности детей, неусидчивости.

          В эмоционально-стрессовой ситуации становится невозможным сканирование глазами страницы сверху вниз и слева направо. Во время рефлекторного ответа на стресс взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия увеличивается для максимального контроля над пространством вокруг. В состоянии постоянного стресса внешние мышцы глаз становятся более сильными, а внутренние – более слабыми и растянутыми. Это рефлекс периферического зрения сформирован в ходе эволюции и служит защитной реакцией во время опасности Движения глаз ребенка – значимый фактор развития. Если слежение глазами за пальцем происходит скачками и вызывает боль, то такой   ребенок будет обязательно испытывать   трудности во время чтения и понимания прочитанного. Развитие и коррекция глазных мышц способствуют развитию нервных сетей центрального зрительного поля и моторного слежения.

           Кроме того, информационные и эмоциональные стрессы вызывают рефлекс защиты ахиллова сухожилия, который способствует сокращению икроножной и кабаловидной мышц, выпрямлению и отведению колен назад. Это переносит центр тяжести тела на носки и напрягает спину и шею. Эволюционное значение этого рефлекса в том, чтобы в момент опасности быстро вскочить и убежать, не тратя времени на сокращение мышц. Однако напряжение спины в течение длительного времени приводит к снижению притока спинно - мозговой   жидкости в мозг и снижает его физиологическую активность. Хроническое сокращение икроножных мышц может привести к ходьбе на носках, что часто проявляется у детей с речевыми проблемами и аутизмом. К. Ханнафорд, корригируя аутичных детей и детей с нарушениями речи, прежде всего уделяет особое внимание расслаблению и удлинению икроножной мышцы при помощи кинезиологических упражнений.

      Благодаря коррекционным мероприятиям, аутичные дети начинают разговаривать, их внимание переводится от центров выживания к причинно-обуславливающим центрам. Многие коррекционные упражнения направлены на то, чтобы расслабить мышцы ног и нейтрализовать рефлекс защиты ахиллова сухожилия.                                                                      

     

Литература:

1.  Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.

2.  Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двинамай-июнь).

3.  Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. - М.: Аркти, 2003. – 156 с.

4.  Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.— М: ТЦ Сфера, 2008.48 с.

5.  Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – 4-е изд.: - Ростов на Дону. Феникс, 2000 – 542с.

6.  Шукшина С. Е. Я и мое тело. - М.: Аркти, 20с.

7.  Шереметева Г. Б. Кинезиология Целебное прикосновение – М.: Амрита-Русь, 2009.- 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Акваметод» и «Песочная терапия» - эффективный способ снижения адаптационного стресса у детей.

Об эффективности использования "акваметода" и "песочной терапии" в период адаптации детей раннего возраста...

Памятка педагогам "Профилактика стресса"

Памятка содержит несколько эффективных рекомендаций по преодолению стресса....

Помогите своему ребенку снять стресс

Методические рекомендации родителям в создании условий для снятия стресса ребенка в вечерние часы дома.....

Семинар-практикум "Стресс.Эффективные способы преодоления стресса»

Профессия педагога требует определенных сил и энергии. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самооб...

Советы психолога "Стресс. Притча о стрессе"

Как жить в условиях стресса? Притча - история, которая может вам пригодиться.Прочтите и улыбнитесь! Вы поймёте, что  даже  из безысходной ситуации всегда можно найти выход!...

Профилактика стресса Памятка и игры для диагностики и снятия стресса у детей и взрослых

Можно отметить, что  во время смены сезонов: с осени на зиму и с зимы на весну, резко меняется настроение и поведение детей. Чаще всего это проявляется у д...