конспект логопедического занятия "Зимние забавы"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Самойленко Наталья Николаевна

Автоматизация и дифференциация звука (Р) на примере лексической темы "Зимние забавы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе МБДОУ д/с №1 «Колокольчик». Учитель – логопед Самойленко Н.Н.

Лексическая тема: «Зимние забавы». Автоматизация и дифференциация звука [Р];

Цель: Правильное произношение звука [Р]) изолировано и с ловах.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

  • Учить правильно произносить звук  [Р] изолированно и в словах;
  • Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима»;
  • Закреплять правильное произнесение звука  [Р] изолированно и в словах.

2.Коррекционно-развивающие:

  • Формировать фонематическое восприятие;
  • Формировать целенаправленную воздушную струю;
  • Развивать память, внимание, логическое мышление детей;

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать привычку заниматься сообща;
  • Воспитывать умение выполнять установленные нормы поведения;
  • Воспитывать доброту, отзывчивость.

Материал:

Демонстрационный: кукла Рома, картинки на звук [Р], чудесный сундучок.

Раздаточный материал: карточки для игры «Найди место звука в слове…», снежинки по количеству детей, логопедические тетради.

1.Организационный момент.

Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро! – Солнцу и птицам.

- Доброе утро! – Улыбчивым лицам.

И каждый становится Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

Сегодня к нам в гости пришел Рома. Он хочет загадать вам загадку…

2. Сообщение темы занятия.

Рома: Ребята! Отгадайте загадку. О ком говорится ?

Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня … (Зима).

Какое время года наступило? (Зима). А как называются зимние месяцы? (ответы детей). В какие игры вы любите играть зимой? В какие игры нельзя играть зимой и почему???

Логопед: Правильно. Декабррррь, Январрррь.  Феврррраль… (Логопед произносит утрировано протяжно слова со звуком [Р]); Какой звук  я выделила в названиях зимних месяцев? Ответы детей. Логопед хвалит правильно ответивших детей.

3.Анализ артикуляции звука  [Р];Ребята, скажите нашему гостю, при произношении звука [Р]:

-В  каком положении находятся губы? (в улыбке).

-В каком положении  должен быть рот? Открыт или закрыт??? (приоткрыт)

-Где находится кончик языка? (поднять вверх к бугоркам за зубами).

-Струйка воздуха? Сильная или слабая? (Сильная. Она заставляет дрожать кончик языка.)

 4. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для щёк и губ

 «Снеговики радуются снегу и морозу»  Надуть щёки, весёлое изображение глаз, 5 сек

Упражнение для языка:

«Сосулька                                     Вытянуть острый язык как можно дальше изо рта

                                                                      и удерживать  под счёт до 10.

«Санки – ледянки»                     Сделать язык «чашечкой», подержать 10 сек.

«Горка для спуска»              Открыть рот, убрать кончик языка за нижние резцы,    

                                                                   выгнуть язык «горочкой», 10 сек.

5.Игра «Поймай звук».

Логопед  произносит слова, а дети хлопают, если услышат звук [Р] в слове: Хоккей, лыжи, биатлон, фигурное катание, бобслей, санный спорт, горные лыжи, прыжки с трамплина, снеговик, снежинка, Снегурочка, снегирь, снегоуборочная машина и т.д…

6. Игра «Помоги бабушке угостить внука Рому».

Логопед: Приехал к бабушке Рома.

Сварила бабушка кашку.

Сядь, гость желанный,

Стынет каша манная.

Сел Рома к окошку

И не берёт у бабушки ложку…

Просит Рома у бабушки угощение, что бы в названии его был звук  [Р].

Ребята, давайте подскажем бабушке, чем можно угостить Рому.

(Ответы детей) Дети называют слова и определяют местонахождение звука  [Р] в слове. Если ребёнок затрудняется – предложить ему помощь с волшебного сундучка, в котором заранее положены картинки :рогалик, ватрушка, пирог, баранки, макароны, пюре, творог, сырок, карамель, морковь, помидор, огурец…)

Покормила бабушка своего внука, и пошел он гулять.

7. Игра на образование родственных слов “Снежная куча”. Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово - птица - снегирь.
  • Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

8.Координация речи с движением.

Мы во двор пошли гулять  -  дети шагают.

1,2,3,4,5                              - загибают поочерёдно пальцы, начиная с большого.

Бабу снежную лепили   - имитируют лепку комков.

Птичек крошками кормили – «крошат хлебушек» хлебушек всеми пальцами.

С горки мы потом катались, - вести указательным пальцем правой руки по ладони левой.

А ещё в негу валялись.-  Правая рука лежит на колене ладонью вниз. Левая                      на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена

 позиции, теперь левая ладонь вверх, а левая – вниз.

Все в снегу потом пришли,- отряхивают ладошки.

Суп поели, спать легли. – производить движения воображаемой ложкой,

положить руки под щёку.

9.Произношение звука [Р] в предложениях.

- Составление предложений со словами «играют», «мороз», «снегири», «ворона», «воробей»…

10. Работа в тетради.

11. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы

Конспект логопедического занятия в старшей группеТема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

Конспект логопедического фронтального занятия по теме "Зимние забавы" (старшая логопедическая группа)

Расширить словарный запас детей. Закрепить знания о зимних забавах, уточнить признаки зимы. Развивать речь, память, мышление, воображение....

Конспект логопедического занятия для детей средней группы по теме " Зимние забавы".

Конспект непосредственой образовательной деятельности  с детьми средней группы с диагнозом общее недоразвитие речи по теме " Зимние забавы"...

Конспект логопедического занятия для детей средней группы по теме " Зимние забавы".

Конспект непосредственой образовательной деятельности  с детьми средней группы с диагнозом общее недоразвитие речи по теме " Зимние забавы"...