Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме

Ершова Полина Геннадьевна

В связи с тем, что в последние годы  возросло количество детей с разнообразными нарушениями речи, возникла необходимость разработки специализированной программы  по коррекции данных нарушений. Таких детей   рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности  затрудняют  успешное  обучение в школе. Именно дети  с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей.

Приоритетное направление деятельности - обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников старшего дошкольного возраста.

Цель: Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию  в  обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2.docx80.13 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2115»

(ГБОУ Школа №2115)

Рассмотрено на педагогическом совете                 «УТВЕРЖДАЮ»

Школы  «___»____________2015г.                      Директор ГБОУ Школа № 2115

Протокол № _____                                               ______________ Семыкин И.П.        

Рабочая программа

по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

2016-2017 уч.год

                                     Составитель:

Учитель-логопед СП № 5

                                                                    Ершова Полина Геннадьевна

Содержание.

  1. Целевой раздел……………………………………………………………............3
  1. Пояснительная записка……………………………………………............3
  2. Цель, задачи  реализации программы…………………………………….6
  3. Характеристика состава обучающихся…………………………..............8
  4. Планируемые результаты работы………………………………………...9

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………11

  1. Цель, задачи, содержание и формы

логопедического воздействия……………………………………………11

2. Содержание коррекционно-развивающей работы………………………12

  1. Формы организации обучения…………………………………………...15
  2. Календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий в старшей группе для детей с ФФНР……………………………………………………………………...15

     5. Взаимодействие с педагогами ……………………………………………27

    6.  Взаимодействие с родителями……………………………………………28

III.Организационно - методический раздел………………………………..31

  1. Список рекомендуемого оборудования и мебели

логопедического кабинета…………………………………………........31

  1. Литература………………………………………………………………..31


  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка.

Коррекционная работа  проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 года.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей дошкольного возраста. К семи годам речевое развитие воспитанника ДОУ должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случае затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений.

В структурных подразделениях(№№ 4,5,6,7,8) коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического сопровождения. Анализируя уровень развития речи воспитанников ГБОУ «Школа 2115» выше названных структурных подразделений за последние  годы, отмечена тенденция к увеличению количества речевых нарушений. Нарушения речи часто сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В настоящее время в ГБОУ «Школа 2115» СП №5 реализуется примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В связи с тем, что в последние годы  возросло количество детей с разнообразными нарушениями речи, возникла необходимость разработки специализированной программы  по коррекции данных нарушений. Таких детей   рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности  затрудняют  успешное  обучение в школе. Именно дети  с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей.

В 2016-17 учебном году проведено логопедическое обследование, по результатам которого скомплектованы группы для занятий с учителем-логопедом:

ВЫЯВЛЕННЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬ-

НЫЕ ГРУППЫ

(№1, 2)

СТАРШАЯ

ГРУПП (№5)

ФНР

6

4

ФФНР

3

13

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.  От того насколько эффективно проводится логопедическая работа, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Ведущей задачей представленной рабочей программы является коррекция речевых нарушений воспитанников старших групп и построение системы коррекционно-развивающей работы для воспитанников старшего дошкольного возраста. Данная программа рассчитана на один год обучения и определяет пути включения деятельности учителя-логопеда в работу ДОУ по реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы.

В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольномлогопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии.

Разработанная программа представляет собой модифицированную программу с учетом общеобразовательной программы «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,  коррекционной программы  Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием”,“Программы логопедической работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Данные программы  рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада,  в связи с чем,  не совсем подходят для использования при логопедическом сопровождении  общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что  является  необходимым.        Этим и обусловлена значимость написания  рабочей программы, применение  которой поможет детям с нарушением речевого развития  осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении речевых  трудностей.В программе реализуется идея комплексного сопровождения воспитанников с нарушениями развития в ДОУ.

Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедический пунктов, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)

В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 20 минут, с детьми 7-го года жизни 25 минут.

  1. Цель, задачи  реализации программы.

Приоритетное направление деятельности - обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников старшего дошкольного возраста.

Цель:

Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию  в  обществе.

Задачи:

  1. Создать условия для реализации коррекционно - развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Выявить в ходе ранней диагностики воспитанников группы риска по речевому развитию.
  3. Осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе реализации ООП.
  4. Преодоление недостатков в речевом развитии.
  5. Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.
  6. Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
  7. Развитие      психических функций:     слухового     внимания, зрительного   внимания,   слуховой  памяти, зрительной   памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
  8. Повысить компетентность педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
  9. Организовать взаимодействие с родителями  (законными представителями) по оказанию им помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка и повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.
  10. Разработать алгоритм взаимодействия специалистов учреждения, позволяющий осуществлять  интеграцию образовательного процесса.
  11. Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе узкоспециальных  принципов  обеспечения  логопедической  работы:

  • учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
  • комплексность с точки зрения развития речи дошкольников;
  • воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода);
  • опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности;
  • учет закономерностей нормального хода речевого развития.

В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать;

  • учет ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении;
  • поэтапность.  В логопедическом процессе следующие этапы: диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции звукопроизношения, подготовка органов артикуляционного аппарата, отработка правильного речевого дыхания), постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков,  оценка и контроль (оценивание и динамика в обучении, проверка отсутствия рецидивов);
  • учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребёнок, в особенности ребёнок с каким-либо отклонением, индивидуален;
  • взаимодействие (сотрудничество с родителями). Роль родителей в устранении речевой проблемы – одна из ведущих;
  • формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения;
  • систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации от группы для детей 5-6 лет до группы для детей 6-7 лет, по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
  1. Характеристика состава обучающихся.

      Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

      В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. К тому же, наблюдается незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем. 

       Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение звукового оформления речи при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Причиной искаженного произнесения звуков обычно являются недостаточнаясформированность или нарушения артикуляторной моторики.

      Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ФНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

      Исходя из неоднородности состава детей (с ФФНР и ФНР, обусловленной различной этиологией нарушения) важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, а также следует учитывать программные требования данного возраста.

  1. Планируемые результаты логопедической работы. 

Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

5-6 лет

-правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

-дифференцировать все изученные звуки;

-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

-различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

-овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;

-ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.

6-7 лет

-правильно артикулировать все звуки речи в различных  позициях;

-чётко дифференцировать все изученные звуки;

-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

-различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-производить элементарный звуковой анализ и синтез;

-придумывает слова на заданный звук и  правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов;

-ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.

-овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        

1.  Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта  позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.

Задачи:

  • Обследование воспитанников ДО и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  • Привитие детям навыков коммуникативного общения.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
  • Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.

Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:

-Степенью выраженности дефекта;

-Возрастом ребенка и его соматическим состоянием;

-Психическими особенностями ребенка и его активностью в процессе коррекционной работы;

-Особенностями эмоционально-волевой сферы;

-Влиянием микросоциального окружения;

-Сроком начала логопедической помощи и ее продолжительности;

-Реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы;

-Профессионализмом логопеда;

-Уровнем развития  логопедии как науки.

 

2. Содержание коррекционно-развивающей работы

Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.

Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:

 Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап

исходно-

диагностический

 

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач корр. работы.

2 этап

организационно-

подготовительный

 

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического обследования.

3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

4. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования,  структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

планы индивидуальной работы; взаимодейст-виеспециалис-тов ДОУ и родителей ребёнка с нарушениями речи.

3 этап

коррекционно-

развивающий

1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей откло-нений в рече-вом развитии

4 этап

итогово-

диагностический

1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане). 

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ – группы для детей с нарушениями речи.

Решение о прекращении логопедичес-кой работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедичес-кой работы.

Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

В работе по остальным  образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, психологов, музыкальных руководителей, руководителей физической культуры) учитель-логопед является консультантом и помощником. Более подробно модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены в схемах взаимодействия.

Таким образом, эффективность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

  1. Формы организации обучения.

Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогруппах (индивидуально- подгрупповая) и индивидуальная занятия проводятся с 20 сентября. 1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Периодичность занятий

Индивидуальные

Индивидуально- подгрупповая

Подгрупповая

ФНР     2 раза в неделю

4 раза в неделю

ФФНР 2-3 раза в неделю

2 раза в неделю

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных, индивидуально- подгрупповых и подгрупповых занятий является то, что они готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях в группе.

        

  1. Календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий в старшей группе для детей с ФФНР.

I ПЕРИОД

НЕДЕЛИ

ВИД ЗАНЯТИЯ

ТЕМЫ, СОДЕРЖАИЕ

№ ЗАНЯТИЯ

СЕНТЯБРЬ

1

Обследование

2

Обследование

3

ФС (формир. фонет-х средств языка)

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

1

Л-Г (формир. лексико-грамматич-х срдств языка)

«Детский сад»

Закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. Закрепление навыка употребления формы Р.П. с предлогом -у-

2

4

ФС

Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках

3

Л-Г

«Игрушки»

Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Согласование числительных с существительными (одна матрёшка, две матрёшки, три матрёшки, пять матрёшек). Составление предложений по демонстрации действий.

4

ОКТЯБРЬ

1

ФС

Звук  У.

5

Л-Г

«Осень»

Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже

6

2

ФС

Звук  А.

7

Л-Г

«Овощи»

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. (лук- горький и т.д.). Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными (один огурец, много кабачков, моя морковка)

 Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами

-ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-, по теме

8

3

ФС

Звуки У-А

9

Л-Г

«Фрукты»

Согласование существительных мужского, женского и среднего рода с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. Согласование существительных с прилагательнымив роде, числе, падеже. Подбор признаков к предмету (яблоко- ароматное, вкусное и т.д.). Образование множественного числа существительных

10

4

ФС

Звук  П.

11

Л-Г

«Сад - огород»

Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: на-с,

в-из. Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени

12

НОЯБРЬ

1

ФС

Звук  О.

13

Л-Г

«Лес. Грибы, ягоды, деревья»

Согласование имен числительных два и пять с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев и т.д.). Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа

14

2

ФС

Звук  И.

15

Л-Г

«Перелётные птицы»

Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на-с, в-из; упражнение детей в умении образовывать уменьшительно- ласкательную форму имён существительных

16

II ПЕРИОД

3

ФС

Звук  М.

17

Л-Г

«Одежда»

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк-, -очк-,

-еньк-, -оньк-; подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.(шапка-тёплая, красивая, вязанная и т.д.) формирование умения согласовыватьчислительные два, две с существительными. Составление предложений по демонстрации действий.

Распространение предложений за счёт введения однородных подлежащих. Подбор слов антонимов (шить- распарывать, надевать- снимать, нарядная – повседневная).

Объединение этих предложений в короткий текст.

18

4

ФС

Звук  Н.

19

Л-Г

«Обувь,  головные уборы»

Формирование умения согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа; упражнение детей в умении подбирать слова противоположные по значению (антонимы). Составление описательных рассказов Загадки- описания. Согласование порядковых числительных с существительными. Образование прилагательных от существительных относительные прилагательные (резиновые, меховые и т.д.).

20

ДЕКАБРЬ

1

ФС

Мягкий согласный.

21

Л-Г

«Человек»

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образование относительных прилагательных (зуб- зубной). Составлять предложения по картине. Образование приставочных глаголов.

Подбор однокоренных слов к словам: рука, зуб, нос(Ручной, рукастый, рукавица, рукоделие, ручка; зубной, зубастый,  и т.д. )Дифференцирование глаголов совершенного и несовершенного вида, образование возвратных глаголов.

22

2

ФС

Звук  Т.

23

Л-Г

«Семья»

Распространение предложений за счёт введения однородных дополнений, обстоятельств, определений, сказуемых. Составление предложений по опорным словам. Подбор слов антонимов (высокий- низкий, маленький- большой, старый- молодой и т.д.) Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (дочь- доченька). Пересказ рассказа В. Осеевой «Сыновья».

24

3

ФС

Звуки Ть- Т.

25

Л-Г

«Части лица и тела»

Подбор признаков к предмету.Согласование существительных с прилагательными (руки- грязные). Образован е множественного числа существительных (рука- руки, ухо- уши). Многозначность: коса, ручка, колено, нос, язык, кисть.

Составление предложений по серии картин. Образование сложных слов (кареглазый, длинноволосая, длинноногий и т.д.)

26

4

ФС

Звук  К.

27

Л-Г

«Дом»

Подбор признаков к предмету (дом- высокий, деревянный), распространение предложения за счёт введения слов- признаков. Образование прилагательных от существительных. Подбор слов- антонимов. Подбор родственных слов: дом, окно. Многозначность: ключ, кран. Образование множественного числа существительных в Р.П.  Использование в речи предлогов (-из-,-без-, -в-, -на-, -за-, -под- и т.д.) Составление описательного рассказа.  

28

5

ФС

Звуки Кь-К.

29

Л-Г

«Посуда. Продукты.»

Подбор признаков к предмету. (тарелка- глубокая). Подбор слов- антонимов (острый- тупой, чистый- грязный, хрупкая- прочная, пустой- полный, горячий- холодный). Отгадывание загадок. Образование сложных слов (домохозяйка, скороварка). Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Составление предложений по опорным словам. Подбор родственных слов: соль, сахар, хлеб, перец, салат.

30

ЯНВАРЬ

1

Каникулы

2

Каникулы

3

ФС

Звук  Б.

31

Л-Г

«Зима. Зимние забавы.»

Подбирать однокоренные слова (снег- снежок, снеговик, снегирь, снежный ком, снежинка, Снегурочка, снегопад; мороз.., лёд…..).

 Образовывать глаголы прошедшего времени (сегодня снег блестит, а вчера…блестел). Подбор признаков к предмету (зима- морозная, холодная; снег- мягкий, искристый, белый и т.д.) Образовывать сложные слова (снегокат, гололёд, снегопад).

Составлять предложения по картине.

32

4

ФС

Звуки Бь- Б.

33

Л-Г

«Зимующие птицы»

Образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц (каркает, стрекочет, ухает, тинькает, свистит, чирикает, курлычет).  Согласование числительных  с существительными (1 воробей 2.., 3.., 5 воробьёв). Образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов (остренький клювик, тоненькие лапки, длинненькая шейка, беленькая грудка, …) . Подбор существительного подходящего по смыслу к именам прилагательным («Узнай по описанию»). Образование приставочных глаголов.

34

ФЕВРАЛЬ

1

ФС

Звук  Э.

35

Л-Г

«Дикие животные»

Согласование существительных и прилагательных (заяц- трусливый, волк- хищный). Распространение предложений с помощью слов- признаков. Образование родственных слов: лес, лиса. Образование притяжательных прилагательных (заяц- заячий). Использование в речи простых предлогов:на, с, под, над, за, в).

36

2

ФС

Звуки Г-Гь .

37

Л-Г

«Транспорт. Город»

Согласование существительных и прилагательных(город- большой, машина- легковая). Образование множественного числа существительных. Подбор родственных слов: дом, город, улица, машина, корабль. Использование в речи приставочных глаголов (доехать, выехать). Образование сложных слов: двухколёсный, молоковоз, многолюдный, многоэтажный. Употребление предлогов.

38

IIIПЕРИОД

3

ФС

Звуки Ль- Л.

39

Л-Г

«Наша армия»

Образование прилагательных от существительных. Употребление имён существительных в разных падежах. Согласование числительных с существительными (пушка, самолёт, танк, парашют).

Подбор слов- признаков и слов- действий. Образование сравнительной степени прилагательных.(руки сильные ,а у солдата ещё сильнее)

40

4

ФС

Звук  Ы.

41

Л-Г

«Профессии»

Образование имён существительных множественного числа родительного падежа. Употребление имён существительных в творительном падеже. Образование глаголов с помощью приставок. (Работать- отработать, заработать, переработать.) Составление рассказа «Кем я хочу стать и почему?»

42

МАРТ

1

ФС

Звук  С.

43

Л-Г

«Весна»

Упражнение в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных. Классифицировать времена года. Отрабатывание падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа. Употребление предлогов над, под, на, в, и др.(Весной цветы появляются из-под снега. На деревьях и кустарниках распускаются почки.)

44

2

ФС

Звуки Сь- С.        

45

Л-Г

«Праздник 8 марта»

Преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода (навыки словообразования портной- портниха, певец- певица, учитель-  учительница). Упражнение в подборе родственных слов (сестра- сестричка, сестрёнка; мама- мамуля, мамочка, матушка…) Упражнение в подборе признаков к предметам. Образование притяжательных прилагательных (мамино, Наташино…) Заучивание стихотворений к праздничному вечеру.

46

3

ФС

Звук  Ш.

47

Л-Г

«Инструменты". Электроприборы»

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. Образование сложных слов (пылесос- сосёт пыль, кофеварка- варит кофе). Употребление сложных предлогов (достать продукты из холодильника.) Образование глаголов с помощь приставок ( тереть- протереть, затереть, стирать- выстирать, простирать).

48

4

ФС

Звуки С-Ш.

49

Л-Г

«Откуда хлеб пришёл?»

Подбор синонимов и однокоренных слов.(пахучий, душистый, ароматный; свежий, мягкий, пышный, твёрдый; хлеб- хлебный, хлебница, хлебороб, хлебопекарня)). Закрепление знаний о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве.  Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (хлеб- хлебушек, булка- булочка). Образование относительных прилагательных (продукты из муки- мучные). Пересказ.

50

АПРЕЛЬ

1

ФС

Звуки Х-Хь.

51

Л-Г

«Продукты»

Подбор признаков к предмету. Подбор слов- антонимов (острый- тупой, чистый- грязный, горячий- холодный). Отгадывание загадок. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Составление предложений по опорным словам. Подбор родственных слов: соль, сахар, хлеб, перец, салат.

52

2

ФС

Звуки В-Вь.

53

Л-Г

«Домашние животные»

Образование сложных слов (длиннохвостая, остророгая, коротконогая, длинноухий, длинногривая). Образование притяжательных прилагательных (собачьи, козья, кроличья). Подбор слов- антонимов к именам прилагательным. Образование формы множественного числа существительных (У кошки много котят.У коровы много телят).

Составление рассказа- описания о домашних животных по плану.

54

3

ФС

Звук З.

55

Л-Г

«Домашние птицы»

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (утёнок- утёночек). Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах. Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детёнышей домашних птиц (цыплёнок- цыплята, индюшонок- индюшата). Употребление предлогов. Образование сложных слов (У гусыни белая голова- она белоголовая). Составление рассказа по картине Птичий двор».

56

4

ФС

Звуки Зь- З.        

57

Л-Г

«Мебель»

Подбор признаков к предмету (стол- письменный, детский), распространение предложения за счёт введения слов- признаков. Образование прилагательных от существительных. Подбор слов- антонимов. Подбор родственных слов: мебель, стол. Составление описательного рассказа.  Многозначность:, ножка, спинка. Образование множественного числа существительных в Р.П.  Использование в речи предлогов (-из-,-без-, -в-, -на-, -за-, -под- и т.д.)

58

МАЙ

1

ФС

Звук  Ж.

59

Л-Г

«Наша страна»

Закрепление умения образовывать прилагательные от существительных. Развитие умения согласовывать слова в предложениях. Ознакомление с флагом, гимном, гербом России. Активизация словаря по теме. Заучивание стихотворений о России.

60

2

ФС

Звуки З-Ж.

61

Л-Г

«Насекомые»

Преобразование глаголов единственного числа в множественное число.  Отгадывание насекомых по совершаемым действиям. Развитие умения употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа. Употребление предлогов при составлении предложений.          

62

3

ФС

Звуки Д-Дь.

63

Л-Г

«Цветы»

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. Употребление сложных предлогов. Образование однокоренных слов. Составление рассказа- описания.

64

4

ФС

Звуки Ф-Фь.

65

Л-Г

«Лето»

Образование и употребление имён прилагательных в сравнительной степени. Упражнение детей в подборе действий и признаков к предметам. Образование глаголов в прошедшем времени. Подбор слов- синонимов. Образование относительных прилагательных.

66

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

  1. Взаимодействие с педагогами

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. 

Достижение положительного результата коррекционно-развивающей деятельности предполагает реализацию комплексного подхода к деятельности всех специалистов ДОУ. Только систематическое взаимодействие всех педагогов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника. Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает создание следующих условий:

  • Речевая среда, содержащая образцы использования языка как средства общения и познания
  • Организация детской деятельности, в которой активизируются процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные
  • Обогащение содержания самой детской деятельности, что составляет основу содержания речи
  • Развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, прилагать волевые усилия для достижения цели, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Задачи обеспечения преемственности

в работе учителя-логопеда и воспитателей

  1. Выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития воспитанников
  2. Обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции
  3. Оптимизация деятельности по профилактике речевых нарушений.

Направления взаимодействия

по обеспечению преемственности учителя-логопеда и воспитателей

  1. Формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях благоприятного речевого развития
  2. Обучение педагогов приемам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактики речевых нарушений у воспитанников
  3. Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения.
  1. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
  1. Взаимодействие с родителями.

Взаимодействие с родителями как участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.

Основные задачи взаимодействия с родителями воспитанников:

  1. Создание единого коррекционно-развивающего пространства
  2. Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи
  3. Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми
  4. Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи

                                     Формы работы с родителями

Формы

Виды

Цели

Индивидуальная

Первичная беседа

   Довести до сведения каждого родителя результаты обследования ребенка. Заручится поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития ребенка. Распределить обязанности между садом и семьей. Заполнение анкет и анамнеза.

Работа в течение года

   Совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализ причин незначительного продвижения (если есть) в развитии различных сторон речевой деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии речи ребенка.

Домашняя тетрадь

   Закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Коллективная

Групповые собрания

   Сообщить об особенностях развития воспитанников с различными речевыми нарушениями и возможной педагогической запущенности при неверном воспитании и обучении.

Родительский стенд «Советы логопеда»

   Дать практические рекомендации по вопросам развития речи воспитанников дошкольного возраста.

Родительский клуб «Лесенка успеха»

   Дать родителям теоретические и практические знания по какой-либо теме

(лекция + просмотр занятия).

   Обучить родителей формам совместной деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность (артикуляционная, пальчиковая гимнастика…)

Организация речевых праздников

   Родители имеют возможность увидеть результаты работы с ребенком.

Анкетирование

   Выявление представлений родителей по какому-либо вопросу.

 

III.Организационно - методический раздел.

  1. Список рекомендуемого оборудования и мебели

логопедического кабинета

  • Настенное зеркало для логопедических занятий;
  • Зеркала для индивидуальной работы;
  • Дополнительное освещение у зеркала;
  • Раковина;
  • Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;
  • Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);
  • Шкафы для пособий;
  • Письменный стол для работы учителя-логопеда;
  • Столы для занятий с детьми;
  • Стулья детские;
  • Компьютер;
  • Принтер.

 

  1.  Литература.
  1. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно- методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец.- М.: В. Секачев, 2007г.
  2. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в речевом равитии и и преодоление / Под. ред. Ю.Ф. Гаркуши.- 2-е изд., испр.- М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003г.
  3. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека.- М.: Логос, 2004г.
  4. Безрукова О.А. Грамматика русской речи. Комплект из 2-х книг.-М.: Русская речь, 2009г.
  5. Безрукова О.А. Слова родного языка / О.А. Безрукова; худож. О.П. Отрожко[ и др.].- М.: Профессионал, 2005г.
  6. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития: Академия К,   1998г.
  7. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой.-М.: Книголюб, 2004.
  8. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие.-М.:  ТЦ «Сфера», 2007г.
  9. Виноградова Н.Ф. Рассказы- загадки о природе. М., Вентана-Граф, 2013г.
  10. Васильева Л. А. Грамматика и лексика в новых стихотворениях для детей 5-7 лет.-СПб:КАРО, 2008г.
  11. Володина В.С. Альбом по развитию речи. -М., Росмен, 2008г.
  12. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., Владос, 2003г.
  13. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие- М.: ТЦ Сфера, 2006г.
  14. Волкова Г.А. Методика психолого- логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики Учебно- Методическое пособие, - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004г.
  15. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М., «Гном и Д»., 2005г.
  16. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I, II, III периоды обучения в старшейлогогруппе / О.С.Гомзяк.- М.: Издательство ГНОМ, 2011г.
  17. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий  в подготовительной к школе  логогруппе. I, II, III периоды обучения /   О.С. Гомзяк.- М.: Издательство «ГНОМ и Д»., 2007.
  18. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк.- М.: Издательство «ГНОМ и Д»., 2010г.
  19. Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня / О.С. Гомзяк.- М.: Издательство ГНОМ, 2013г.
  20. Емельянова Н.В., Жидкова Л.И., Капицына Г.А. «Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ».-М.: Детство-Пресс, 2013г.
  21. Иншакова О.Б.        «Альбом индивидуального обследования дошкольника», М., Владос, 1998 г.
  22. Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия  в подготовительной группе для детей с ФФН I, II, III периоды. М.:Гном, 2014г.
  23. Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми». –М.: Издательство «Гном и Д», 2004г.
  24. Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приёмы. Метод. Пособие.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003г.
  25. Комплексная диагностика детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие / Под ред. Стребелевой Е.А.   М., 2005г.
  26. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2007г.
  27. Лохов М.И., Фесенко Ю.А. Если у ребёнка заикание…-М.: Издательство «Детство- пресс», 2011г.
  28. Лохов М.И., Фесенко Ю.А. Коррекция заикания и других речевых расстройств у детей. М.: «Детство-пресс», 2011г.
  29. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, Безрукова О.А., Каленкова О.Н., Русская речь, 2012г.
  30. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребёнка дошкольного возраста, Безрукова О.А., Приходько О.Г. и др. М.: Русская речь, 2012г.
  31. Нищева Н.В. «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет». - СПб: Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014г.
  32. Новикова Е.В.Секреты предлогов и падежей: Наглядно- практическое пособие.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007г- 2-е изд.
  33. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль: Издательство «Академия развития», 1996г.
  34. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду.- СПб: КАРО, 2006г.
  35. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста-СПб.: КАРО. 2006г.
  36. Пожиленко  Е.А. «Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л»: Пособие для логопедов.-  СПб: КАРО, 2006 г.
  37. Пожиленко  Е.А.  «Волшебный мир звуков и слов», Москва – Владос, 2002 г.
  38. Подрезова И.А. Школа умелого Карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями / ИА. Подрезова.- М.: Издательство ГНОМ и Д,  2009г.
  39. Рау Е.Ф. О заикании детей дошкольного возраста. М., Медицина, 1984г.
  40. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи. Практический курс. М., Аркти, 2003г.
  41. Ткаченко Т.А.. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6  лет. Пособие для воспитателей, логопедов, родителей.- М.: «Издательство ГНОМ и Д»,  2002г.
  42. Ткаченко Т.А. «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам» М., Владос, 2006г.
  43. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., Гном и Д, 2001г.
  44. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 2009г.
  45. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.. Дети с ФФНР. Воспитание и обучение. М., 2009г.
  46. Флоренская Ю.А. Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская; сост. Е.Е. Швецова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007г.
  47. Хвацев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. М.: Аквариум, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».

В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...

Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование совместной деятельности логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке приведены примерные темы для совместной работы логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи....

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа в данном н...

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа в данном н...

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения...