Рабочая программа.
рабочая программа по логопедии на тему

Казакова Надежда Анатольевна

Рабочая программа

по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта.                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc440.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта                                                                     Учитель-логопед:           Казакова Н.А.                                              

2016-2018 г.

Пояснительная записка

  Программа разработана в соответствии с:

- Конвенцией ООН о правах ребенка от 20.11.1989 года.

- Федеральным законом «Об образовании в РФ»; от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- ФГОС ДО; Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 года №8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» 

- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН-  2.4.28.21-10 от 24.11.1015 года.

- Приказ министерства образования Рязанской области от 10.07.2013 № 612 «О внедрении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (в редакции от 24.01.2014)                                                          

-  с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (20.05.2015г. №2/15)

- общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,2015г.

Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №5 «Березка». В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности: «Воспитание и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Тумановой Т.В.                              

                                                                                                     

Рабочая программа определяет диагностику и коррекцию речевых нарушений детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Цель программы:

       Обеспечение системы средств и условий для устранения  речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения:

1.Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова)

2.Формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

3.Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Базисная часть программы направлена на формирование следующих основных линий речевой деятельности:

1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата.

2. Постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произнесения).

3. Дифференциация звуков на слух и в произношении.

4. Формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков.

5. Развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.

6. Формирование навыков звукового анализа слов; членения предложений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и скоррегированные звуки.

7. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи.

8. Выработка умения правильно сочетать слова по смыслу.

9. Развивать внимание и интерес к слову; выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, родовых понятий, обобщающих слов.

10. Обращать внимание на правильное употребление скоррегированных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не ограничивая при этом объем свободных детских высказываний.

11. Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.

12. Развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).

Итак, обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетическим строем  языка, подготовку к овладению навыками письма и чтения аналитико-синтетическим методом и предполагает усвоение элементарной грамоты и графомоторных навыков. Программой предусмотрено проведение систематических упражнений, направленных на расширение и уточнение лексики, на воспитание грамматически правильной связной выразительной речи.           

1. Речевое развитие детей 5-6 лет.

Звукопроизношение.

К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха.

Интонация, высота, сила голоса.

Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Формирование навыков звукового анализа.

При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас.

После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи.

Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу – хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.

Связная речь.

Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Речевое развитие детей 6-7 лет.

У ребенка 7 лет  продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия.

Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное. Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи. А к концу дошкольного возраста возникает речевое общение с взрослым на личностные темы.

Связная речь.

      На седьмом году    речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

Грамматический строй речи.

      В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).

 

Звукопроизношение.

       Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Формирование навыков звукового анализа.

Ребенок должен уметь проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;  различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;  выделять ударение в словах.

2. Характеристика детей 5-7 лет с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

У  детей с фонетическим недоразвитием речи наблюдается нормальный слух и интеллект, но имеются отклонения в развитии звукопроизносительной стороны речи. Не грубо страдает фонематическое восприятие, звуко – буквенный анализ. Необходимо развивать артикуляционные навыки с одновременным развитием анализа и синтеза звукового состава речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.  При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, р и л звуками л' и йот (у), с и ш звуком ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д'.

В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш, вместо с — с', вместо ч — т' и т. п.

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

  1. недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
  2. недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
  3. при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;

б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;

г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации.

Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих -  свистящих — аффрикат и т. п.);

б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

в) затруднение при анализе звукового состава речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.

Так, например, ребенок может искаженно произносить 2— 4 звука, а на слух не различать большее число, причем из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией — акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.

3. Особенности звукопроизношения у дошкольников с    минимальными дизартрическими расстройствами.

Минимальное дизартрическое расстройство (стертая дизартрия) - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. Для минимальных дизартрических расстройств характерно: - наличие слабовыраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности, недостаточность загибания кончика языка вверх, а так же асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор (дрожание) и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации;

- наличие синкинезий (движения нижней челюсти при движении языка вверх, движения пальцев рук при движении языка) - содружественные движения;

- замедленный темп артикуляции движений;

- трудность в переключении артикуляционных движений;

- трудность удержания артикуляционной позы;

- стойкость нарушения звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;

- наличие просодических нарушений.  В основе минимальных дизартрических расстройств также лежит органическое поражение центральной и периферической нервной системы. Нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. В то же время своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи.

        У детей с минимальными дизартрическими расстройствами отмечается нечеткое звукопроизношение, смазанность речи, в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства. Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинационность нарушений со стороны черепно- мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукообразования, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, которые находятся в тесной зависимости от состояния нервно- мышечного аппарата органов артикуляции.

      Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами выражаются в искажениях, в смешениях, в заменах и в пропусках звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно - акустическим признакам: щелевые - взрывными, звонкие - глухими, шипящие - свистящими, твердые - мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы. Наиболее распространенными являются нарушения произношения свистящих звуков. На втором месте по распространенности - нарушения произношения шипящих звуков, далее следуют нарушения произношения звуков л, р и переднеязычных т, д, н.

4. Непосредственно образовательная деятельность.

        Форма организации обучения - подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповой работы объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 6 человек, периодичность НОД - 2 раза в неделю, 25 минут для детей подготовительного возраста, 20 минут для детей старшего возраста. Предусматривается 32 занятия. Наряду с занятиями по развитию фонематического строя речи с ребенком осуществляется работа по исправлению звукопроизношения.

        Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. ФНР - 2 раза в неделю, ФФНР - 2   раза в неделю.

        Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

        Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, ребенка, педагога, родителя.

        Организация деятельности участников коррекционного процесса в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.  Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по 15 мая.

Циклограмма рабочего времени.

Виды деятельности учителя-логопеда

   Время

Понедельник

Непосредственно образовательная деятельность Индивидуальная работа

Группа «Умка»

08.00 – 12.00

Вторник

Непосредственно образовательная деятельность

Консультация для воспитателей                          

Индивидуальная работа

Группа «Непоседы»

Подготовка к занятиям                                

14.00 – 15.00

15.15 – 17.35

17.35 – 18.00

Среда

Непосредственно образовательная деятельность

Подгрупповое  занятие                      

Группа «Умка»                  

Индивидуальная работа                      

Группа «Умка»                  

9.45. - 10.10

08.00 – 12.00

Четверг

Непосредственно образовательная деятельность

Подгрупповое занятие                        

 Группа «Непоседы»                

  Индивидуальная работа                    

 Группа «Непоседы»

9.30-9.55

10.30 – 11.00

08.00 – 12.00

Пятница

Непосредственно образовательная деятельность

Работа с документацией

Индивидуальная работа

Группа «Непоседы»

Консультация для родителей

                                                                         

     

14.00 – 15.00

15.15 – 17.35

17.35 – 18.00

   

   По действующему СанПиНу для детей от 5 до 7 лет планируется не более 2 занятий в неделю, продолжительностью не более 25-30мин. (СанПиН 2.4.1.2660-10) 

4.1. Учебно-тематическое планирование.

                                                       1 год обучения

Месяц

Неделя

занятия

Лексические темы

Развитие фонетико-

фонематического строя

речи

Сентябрь

I

Обследование речи

II

Обследование речи

III

1

Помещение детского сада

Звук А

Выделение звука из слова, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове

IV

2

Игрушки

Звук О

Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове

Октябрь

I

3

Осень

Звуки Ы

Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение последнего звука в слове

II

4

Овощи - фрукты

Звук У

Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове, звуковой анализ слова АУ, УА с помощью фишек

III

5

Деревья

Звуки

А-О-У-Ы

Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого и последнего звука в слове, различение гласных звуков, закрепление понятия «гласный звук», звуковой анализ звуковых рядов из гласных звуков

IV

6

Родной Башкортостан

Звуки

М-МЬ

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове,  запоминание слоговых рядов, знакомство с понятием «согласный звук», звуковой анализ слогов типа ОМ, АМЬ с использованием цветных фишек

Ноябрь

I

7

Инструменты

Звуки

Н-НЬ

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове,  выделение первого, последнего звука в слове, запоминание слоговых рядов, звуковой анализ слогов типа АН, НА, ОНЬ с использованием цветных фишек

II

8

Домашние помощники

Звуки

 В-ВЬ

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове,  выделение первого, последнего звука в слове,  запоминание слоговых рядов, звуковой анализ  слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трёх звуков

III

9

Мебель

Звуки

К-КЬ

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, звуковой анализ слов из трёх звуков

IV

10

Одежда

Звуки П-ПЬ-Т-ТЬ

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трех звуков

Декабрь

I

11

Обувь

Звуки

Х-ХЬ

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трёх звуков

II

12

Времена года

Звук И

Закрепление понятия  «гласный звук», определение наличия звука в слове, места звука в слове, звуковой анализ слогов со звуком И, слов из трёх звуков

III

13

Зима

Звуки

Л-ЛЬ

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ  односложных слов типа ЛОСЬ, ЛИС

IV

14

Новый год

Звук

 С-СЬ

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слов типа СОМ, СОЛЬ, ГУСЬ

V

Обследование речи

Звуки

П-Б

Знакомство со звонкими и глухими согласными, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа БОК, СУП

Январь

III

15

Мой город.

Что мы видим на улице

Звуки

П-ПЬ-Б-БЬ

Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа ПИТЬ, БИЛ

IV

16

Профессии

Звуки

 Д-Т

Закрепление  понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ  и синтез слов ДОМ-ТОМ

V

17

Домашние животные

Звуки

Д-ДЬ-Т-ТЬ

Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа ДЫМ, ЛИТЬ

Февраль

I

18

Дикие животные

Звуки

К-Г

Закрепление  понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ  и синтез слов

II

19

Дикие – домашние животные

Звуки

К-КЬ-Г-ГЬ

Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа  КИТ, КОТ, КИЛЬ,  ГУЛ

III

20

Защитники Родины

Звуки

С-З

Закрепление  понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ  и синтез слов СОМ, ЗАЛ, слогов со стечением согласных СТО, ЗМУ

IV

21

Части тела и лица

Звуки

С-СЬ-З-ЗЬ

Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, преобразование слогов ОС-ОСЬ, ЗЫ-ЗИ, СА-ЗА, звуковой анализ слов со стечением согласных СТОЛ, ЗЛАК

Март

I

22

8 Марта. Любимые мамы

Звук Ц

Закрепление понятия «твердые согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЦА-АЦ

II

23

Весна

Звуки

С-Ц

Различение звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа СОК, ЦОК

III

24

Перелетные птицы

Звук Ш

Закрепление понятия «твердые глухие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ША-АШ, знакомство с правописанием ШИ,  звуковой анализ слов типа ШУТ

IV

25

Весна в жизни человека

Звук Ж

Закрепление понятия «твердые звонкие согласные», выделение звука из слова, определение места звука в слове, звуковой анализ слов типа ЖУК, ЖДИ, знакомство с правописанием  ЖИ

Апрель

I

26

Деревья

Звуки

Ш-Ж

Закрепление  понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ  и синтез слов ШУМ, ЖАР, ШАР, ШТЫК, закрепление правописания ШИ-ЖИ

II

27

Цветы

Звук Щ

Закрепление понятия «глухие мягкие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЩА-АЩ, звуковой анализ слов типа ЩИТ

III

28

Правила дорожного движения

Звук Ч

Закрепление понятия «глухие мягкие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЧА-АЧ, звуковой анализ слов типа ЧАС

IV

29

Транспорт

Звуки

Ч-Щ

Различение звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, преобразование слогов ЧА-ЩА

Май

I

30

Повторение темы «Времена года»

Звуки

Щ-Ц

Различение звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, преобразование слогов ЩУ-ЦУ

II

31

Повторение темы «Одежда»

Согласные звуки

Закрепление знаний об основных характеристиках согласных звуков, навыков звукового анализа односложных слов

III

32

Лето

Согласные звуки

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза, различение слов-паронимов

IV

                                                Обследование речи

Итого: 32 занятия                                                           

2 год обучения

Месяц

Неделя

занятия

Лексические темы

Развитие фонетико-

фонематического строя

речи

Сентябрь

I

Обследование  речи

II

Обследование речи

III

1

Овощи

Звук У

Выделение начального ударного гласного

IV

2

Фрукты - ягоды

Звук А

Анализ звукового ряда из двух гласных

Октябрь

I

3

Грибы

Звуки

А-У-И

Анализ звукового ряда из трех гласных

II

4

Овощи – фрукты – ягоды –грибы

Звуки

П – ПЬ

Выделение последнего глухого согласного, звуковой анализ обратного слога типа АП с помощью цветных фишек, закрепление понятия «глухой согласный», «твердый – мягкий согласный»

III

5

Деревья – кустарники

Звуки

П – Т

Выделение последнего согласного, звуковой анализ и синтез обратных слогов, дифференциация звуков П-Т на различном речевом материале, закрепление понятия «твердый глухой согласный»

IV

6

Родной Башкортостан

Звуки  

П – Т

Определение места звука в слове, звуковой анализ и синтез слогов, преобразование слогов КА – АК, АК - АКЬ

Ноябрь

I

7

Дикие – домашние животные

Звуки

 П – Т – К

Различение звуков на слух и в произношении на различном речевом материале, звуковой анализ прямых и обратных слогов, определение места звука в слове

II

8

Одежда

Звук О

Закрепить навыки звукового анализа слогов, выделение ударного гласного после согласного

III

9

Продукты

Звуки

Й – ЛЬ

Звуковой анализ и синтез обратных слогов  типа ОЛЬ, дифференциация звуков Й – ЛЬ на различном речевом материале

IV

10

Электроприборы

Звуки

 К-КЬ-Х-ХЬ

Различение звуков на слух и в произношении, закрепление навыка звукового анализа и синтеза слогов, звуковой анализ и синтез слов типа КОТ, ПУХ с помощью цветных фишек

Декабрь

I

11

Транспорт

Звуки Ы – И

Выделение начального согласного и последующего ударного гласного, звуковой анализ слов типа КИТ, ПЫЛЬ

II

12

Зима

Звуки М – Н

Звуковой анализ слов типа МАК, ТИМА, составление звуковой схемы слова

III

13

Игрушки

Звуки С – СЬ

Дифференциация звуков  С – СЬ по признаку твердости-мягкости на слух и в произношении на различном речевом материале, деление слов на слоги звуко-слоговой анализ слов САМ, САМА, САМИ, САНИ

IV

14

Новый год

Звуки З – ЗЬ

Дифференциация звуков по признаку твердости-мягкости на слух и в произношении, звуко - слоговой анализ слов типа Зубы, КОЗЫ, ЗИНА, ударение в слове

V

Обследование речи

Январь

III

15

Мой город

Буквы Е,Ё,Ю,Я

Знакомство с мягкостью согласных перед гласными Е,Ё, Ю, Я, чтение слов с данными буквами

IV

16

Моя страна Россия

Звуки

Л – ЛЬ

Звуко - слоговой анализ и схемы слов СТОЛ, СТУЛ, СЛОН, ВОЛК, БЕЛКА, ВОЛКИ

V

17

Профессии

Звуки

Р – Л

Дифференциация звуков позднего онтогенеза на слух и в произношении, преобразование слогов и слов, звуковой анализ слов сложной звуко - слоговой структуры

Февраль

I

18

Инструменты

Звуки

Р-РЬ-Л-ЛЬ

Дифференциация звуков позднего онтогенеза на слух и в произношении, преобразование слогов и слов, звуковой анализ слов сложной звуко - слоговой структуры типа КАРНАВАЛ

II

19

Мебель

Звук Ш

Преобразование слов МЫШКА – МИШКА, составление схем звуко – слогового анализа

III

20

Посуда

Звуки Ж

Составление, преобразование слогов и слов

IV

21

Части тела и лица

Звуки

Ш – Ж

Различение звуков Ш – Ж на слух и в произношении, преобразование слогов ША – ЖА, слов УЖИ - УШИ

Март

I

22

Семья. Любимые мамы

Звуки

С – Ш

Различение звуков С – Ш на слух и в произношении, преобразование слогов СА – ША, слов МИШКА – МИСКА

II

23

Птицы зимующие и перелетные

Звуки  

З – Ж

Различение звуков Ж – З на слух и в произношении, преобразование слогов ЖА – ЗА, слов УЖИ – УШИ

III

24

Травы

Звук Ц

Составление схем слов после предварительного звуко - слогового анализа

IV

25

Цветы

Звуки

С-З-Ц

Дифференциация звуков, близких по артикуляции на слух и в произношении, звуковой анализ слов, составление схем

Апрель

I

26

Насекомые

Звук Ч

Звуковой анализ, синтез, преобразование слогов, слов; звуко – слоговой анализ слов со стечением согласных

II

27

Весна в природе

Звук Щ

Звуко - слоговой анализ, синтез слогов, слов, преобразование слогов ЩА - АЩ

III

28

Весна в жизни человека

Звуки

 Ч – Щ

Дифференциация звуков Ч – Щ на различном речевом материале, звуко – слоговой анализ и синтез слов

IV

29

Космос

Звуки  

Щ - Ш

Дифференциация звуков Щ – Ш на различном речевом материале, звуко – слоговой анализ слов, правописание ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

Май

I

30

День победы

Звуки

Щ-Ш-СЬ-ТЬ

Различение и правильное произношение звуков на различном речевом материале, придумывание слов с заданным звуком и самостоятельное составление схем к ним; преобразование слогов ЧА-ЩА-СЯ-ТЯ

II

31

Лето

Шипящие и свистящие звуки

Различение свистящих и шипящих звуков на различном речевом материале, звуко-слоговой анализ слов, составление схем, придумывание слов к схемам

III

32

Скоро в школу

Твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные

Придумывание слов с заданным звуком, подбор схем к словам

IV

                                                   Обследование речи

 

 Итого:   32 занятия

                

Календарно-тематический план

На каждом занятии работа ведется по 8 разделам:

- развитие общих речевых навыков (развитие силы и длительности  выдоха, дыхательные упражнения, четкость дикции, развитие силы голоса, развитие ритмичной и выразительной речи, работа над шепотной речью, развитие диалогической речи);

- общая и мелкая моторика;

- зрительное и слуховое восприятие;

- развитие навыков языкового анализа

- звукопроизношение;

- работа над слоговой структурой слова;

- грамота;

- лексика;

- связная речь

- развитие грамматического строя речи;

Сентябрь

Обследование детей

Тематический цикл «Осень»

Тематический цикл «Овощи»

Тематический цикл «Фрукты»

Октябрь

Тематический цикл «Сад-огород»

Тематический цикл «Лес»

Тематический цикл «Грибы-ягоды»

Тематический цикл «Перелетные птицы»

Ноябрь

Тематический цикл «Зимующие птицы»

Тематический цикл «Части тела»

Тематический цикл «Спорт»

Тематический цикл «Продукты питания»

Декабрь

Тематический цикл «Посуда»

Тематический цикл «Одежда, обувь, головные уборы»

Тематический цикл «Зима»

Тематический цикл «Новогодний праздник»

Январь

Тематический цикл «Домашние животные»

Тематический цикл «Дикие животные наших лесов»

Тематический цикл «Дикие животные холодных и жарких стран»

Февраль

Тематический цикл «Рыбы»

Тематический цикл «Наш город»

Тематический цикл «День защитника отечества»

Тематический цикл «Наша улица»

Март

Тематический цикл «8 Марта»

Тематический цикл «Дом и его части»

Тематический цикл «Мебель»

Тематический цикл «Моя семья»

Апрель

Тематический цикл «Профессии»

Тематический цикл «Хлеб»

Тематический цикл «Транспорт»

Тематический цикл «Весна»

Май

Тематический цикл «Насекомые»

Тематический цикл «Школа»

Тематический цикл «Лето»

Тематический цикл «Повторение»

4.2. Преемственность в работе специалистов коррекционного процесса.

Модель взаимодействия субъектов

коррекционно-образовательного процесса

в МБДОУ «Детский сад № 5 «Березка»

Семья

Учитель-логопед

Воспитатели

Ребёнок

Инструктор по

физ. воспитанию

Музыкальный

руководитель

Педагог-психолог

а) Работа с педагогом-психологом:

- совместная работа по коррекции познавательных процессов;

- совместная подготовка пакета документов для ПМПК;

б) Работа с музыкальным руководителем:

- предоставить список детей для работы над автоматизацией правильно произносимых звуков;

- посещение музыкальных занятий, развлечений, утренников;

- совместная работа над развитием слухового внимания и памяти, темпа и ритма дыхания, фонематического слуха, координации движений, просодии.

 в) Работа с физ. инструктором:

- предоставить список детей для индивидуальной работы по развитию общей моторики и мелкой моторики пальцев рук;

- посещение занятий;

- совместная работа по формированию  правильной осанки у детей;

4.3. Национально-региональный компонент

Цели:

Методы и приемы

1

 «Вместе дружная семья» 

Помочь детям понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, развивать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных профессиональных корней своего рода в разных поколениях; расширять знания об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к живой природе и уважительное отношение к труду взрослых.

Семейные взаимоотношения. Семейные обычаи и традиции.

Беседы с детьми: «Моя семья»

«Мой детский сад»

«Папа, мама, я -вместе дружная семья»

«Мама лучшая на свете»

Игры по темам (пальчиковые, дидактические и подвижные)

Чтение художественной литературы.

2

«Моя малая Родина» 

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем. Дети получают знания о природе и животном мире края, о заповедных местах, прошлом родного города, знакомятся с гербом и другими символами города.

Любовь к родине, к родным и близким людям, любовь к прекрасному.

Беседы с детьми:

«Мой город», «Дом, в котором я живу», «Моя улица», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Транспорт», «Профессии»

Игры по темам (пальчиковые, дидактические и подвижные)

Чтение художественной литературы.

3

«Страна моя родная»

Познакомить детей с истоками зарождения нашей родины, давая им определенные знания о родном крае, стране.

Знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.

Беседы с детьми:

«Моя страна», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Транспорт», «Профессии»

Игры по темам (пальчиковые, дидактические и подвижные)

Чтение художественной литературы.

4.4. Мониторинг непосредственно-образовательной деятельности.

Диагностика речевого развития детей проводится 3 раза в год:

- Первичное обследование (1-2 неделя сентября)  выявляет у детей речевые нарушения, определяет методы и приемы работы.

- Промежуточная диагностика (конец декабря - начало января) показывает динамику работы над коррекцией речевых нарушений.

- Итоговая диагностика (3-4 неделя мая) показывает результат работы за год.

Результаты мониторинга речевого развития детей

п/п

Фамилия,

имя ребенка

Дата рождения

 Речевое                    

  заключение

Звуковая сторона речи

Фонематическое восприятие

Слоговая структура

Словарный запас

Фразовая речь

Грамматический строй речи

Фонематический  анализ и синтез

Связная речь

Итог  

(уровень, средний балл)

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

        

Критерии оценок коррекционно-логопедической работы

п/п

Параметры

Уровни развития функции

балл

Характеристика

I.

Звукопроиз-ношение

Низкий

Ниже среднего

Средний  

Достаточ-ный        

1

2

3

4

     Нарушено несколько групп звуков

     Недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи

     Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков

     Звукопроизношение в норме

II.    

Фонематическое восприятие

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточ-ный        

1

2

3

4

    Фонематические процессы не сформированы.

    Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы

    С заданием справляется, но допускает несколько ошибок

    Фонематические процессы в норме

III.  

Слоговая структура слова

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточ-ный

1

2

3

4

    Не воспроизводит.

    Искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков).

    Замедленное послоговое воспроизведение.

    Правильно и точно воспроизводит в предъявленном темпе.

IV.  

Словарный запас

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточ-ный

1

2

3

4

    Активный словарь ограничен бытовым уровнем

    Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы

    Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов  испытывает затруднения

   Активный словарь близок к возрастной норме

V.

Фразовая речь

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточ-ный

1

2

3

   4

   Пользуется отдельными словами.

   Фраза аграмматична.

   

   Допускает незначительные ошибки.

   Правильно строит фразу.

VI.  

Грамматический строй речи

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточ-ный

1

2

3

4

   Речь резко аграмматична

   Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании

   Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении

   Грамматический строй близок к возрастной норме

VII.

Фонематический анализ и синтез

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточ-ный

1

2

3

4

   Отказ от выполнения.

   Задания не доступны.

 

   Допускает 1-2 ошибки

   Все задания выполнены

VIII.    

Связная речь

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточ-ный

1

2

3

4

Связная речь не сформирована.

Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой

 При составлении рассказа использует не более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении  рассказа; при описании использует не более двух признаков

Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции

                 

                       

Планируемые результаты логопедической работы:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях  и  формах речи;

- дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- овладеть   интонационными   средствами   выразительности   речи   в пересказе, чтении стихов;

-  определять  количество гласных и согласных в названных словах;

- сравнивать слова по звуковому составу. Отбирать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку;

- уметь преобразовывать слова: переставлять, заменять, добавлять звуки или слоги так, чтобы получилось новое слово;

- проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках и буквах.

5. Работа с родителями.

1. Провести консультации для родителей:

- «Работа логопеда в логопункте, требования логопеда и обязанности родителей в совместной работе по исправлению звукопроизношения и развитию речи детей».

- «Артикуляционная гимнастика – залог правильного произношения звуков».

- «Когда следует обратиться к логопеду?».

2. Индивидуальные беседы, консультации, пятиминутки для родителей, посещение занятий логопеда.

3.  Выпустить ширмы для родителей.

4. Выступление на групповых родительских собраниях: «Правильная речь – залог успешного обучения детей в школе».

5. Дни открытых дверей

6. Привлечение родителей к выполнению домашних заданий

7. Итоговое занятие с приглашением родителей.

8. Оформление стенда «Советы логопеда»

октябрь

январь

апрель

в течение года

февраль

в течение года

в течение года

апрель

в течение года

Заключение

  Программа предназначена для обучения и воспитания детей с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшей и подготовительной к школе группы с нормальным слухом и нормальным интеллектом. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

                                             

Литература:

1. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по произношению нарушений слоговой структуры слов у детей». СПб 2001г.

2.   Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. «Логопедия»  М., 1989г.

3.   Волкова Л.С., Шаховская С.Н. «Логопедия», М. 1998г.

4.   Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. «Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?», М. 2001г.

5.   Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Основы логопедии» Екатеринбург, 1999 г.

6.   Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» М.,1985г.

7.   Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет», М.2000            

8.   Кирьянова  Р.А.«Комплексная диагностика дошкольников», С-Пб.»Каро»,2006 г.

9.   Колесникова Е.В «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет», М. 1999г.

10.   Колесникова Е.В «Развитие фонетического слуха у детей 4-5 лет», М. 1999г.

11.   Колесникова Е.В «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»,    М. 1999г.

12.   Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной  логопедической группе» М., 2001г.

13.   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи», М.2006г.

14.   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», М. 2000г.

15.   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика», М. 1998г

16.   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе», М. 2000г.

17.   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая
работа по коррекции произношения
», М. 1998г

18.   Кузнецова Е.Н., Тихонова И.А. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»

М. 2005 г.

19.   Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» М., 1988г.

20.   Нищева Н.В. «Система коррекционных работ в логопедической группе для детей с ОНР» С.-П., 2005г.

21.  Поваляева М.А. «Справочник логопеда» М., 2002г.

22.  Смирнова Л.Н. «Занятия в детском саду» (4-5 лет) (5-6 лет) (6-7лет)

М. 2006 г.

23.  Туманова Т.В.«Формирование звукопроизношения у дошкольников»,М. 1999г.

24.  Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений», 1999г.

25.  Ткаченко Т.А. «Развитие фонетического восприятия и навыков звукового анализа», . 1999г.

26.  Ткаченко Т.А. «В первый класс без дефектов речи», СПб. 1999г.

27.  Ткаченко Т.А. «Альбом индивидуального обследования дошкольника», М. 2001г.        .

28.  Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии» М.,1989г.

29.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста», М. 2008 г.

30.  Филичева Т.Б., Туманова Т.В.«Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием», М. 2000г.

31.  Филичева Т.Б., Туманова Т.В «Дети с общим недоразвитием речи»,М. 1999г.

32.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН» М, 2003г.

33.  Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» М.,1989г.

34.  Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» М., 1988г.

                                                             .      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...