Речь ребенка в пять 5 лет
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Бажина Елена Владимировна

особенности речевого развития для детей 5-6 лет. Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_starshaya_gruppa.docx254.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Рекомендации для родителей

по развитию речи детей

Пятый год жизни– давай поговорим

Пятый год – середина дошкольного периода. Именно в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера маленького человека. Вот, не приучен убирать за собой игрушки – и не будет этого делать в будущем уже и со всеми прочими предметами. Иногда родители удивляются: ну в кого она у нас такая, мы ведь такие послушные были, аккуратные, занимались с удовольствием, от кого же наша дочка унаследовала лень и капризность? А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, где живёт ребёнок, имеет огромное значение. Чем старше ребёнок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живёт. Так что в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития! 

Начнём с чтения. Читать намного проще, чем рассказывать, верно? Вот вы сели вечером с хорошей книжкой, почитали. Ребёнок послушал. Но ни о чём не спросил. Всё понял? Может быть и так. Но всё же лучше было бы обсудить с ребёнком прочитанное, а то и рассказать что-нибудь в тему. Кроме того, потихонечку учите ребёнка пересказывать прочитанное, иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно.

Очень полезно рассказывать ребёнку сказки «с продолжением». Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остаётся некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Иногда малыш настолько проникается героями и темой рассказа, что готов изобразить их.

Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова. Их становится всё больше и больше, за этот год их станет уже около 3000! Продолжаем осваивать новые слова во время деятельности и стараемся сделать саму деятельность разнообразной: объясняем малышу новые названия, показываем соответствующие картинки, наблюдаем на улице, загадываем и отгадываем загадки, играем.

Хорошо известно, что активные, тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие детской речи. Ребёнку уже приходилось держать в руке карандаш и использовать его по назначению, но задания, которые вы ему предложите теперь, выводят малыша на новый этап. Попробуйте предложить ему такие задания: «Продолжи узор», «Учимся штриховать», «Дорисуй», «Раскрась», «Обведи».

Давайте ребенку поправить вас, заметить ошибки, сказать правильно. Пусть ребёнок покажет на лишний, неподходящий предмет и назовёт его: «карась, сом, утка». С удовольствием ваш малыш будет поправлять вас, когда вы скажете: «Бабочка плавает, а рыбка летает», «Арбуз деревянный, а ящик спелый». Наверняка ребёнку понравится, если вы вовлечёте в игру какую-нибудь игрушку, которую надо будет поправлять, учить.

Когда вы играете с ребёнком, между вами идёт диалог. На пятом году жизни ребёнок уже способен на небольшой монолог, то есть доступным становится связное высказывание. Сделать монолог для ребёнка привычным помогут картинки. На первых порах нужно стараться получить рассказ по картинке хотя бы из нескольких предложений. Приготовьте картинки, изображающие какие-нибудь события, по ним удобно составить рассказ (например, времена года). Высшим пилотажем использования картинок будет составление объёмистого рассказа по серии сюжетных картинок. Вначале вы помогаете разложить их по порядку, ну, а затем малыш справляется с этим самостоятельно. Когда небольшое повествование по картинке будет удаваться, перейдите на пересказы с помощью ваших вопросов. Пересказываем, а затем играем, не забываем комментировать свои действия. Играя с ребёнком, давайте возможность малышу пофантазировать. Реализовать какие-то придумки.

Теперь надо научить ребёнка придумывать загадки или играть в «объяснялки». Попросите малыша описать какой-нибудь предмет, но не называть его. Причём ребёнок может рассказывать не только о признаках этого предмета, но и о том, как он используется, что делают с его помощью. На первых порах в роли загадывателя лучше выступать вам, а ребёнок будет отгадывать. (например: «пушистый, хвостатый, любит молочко, на мышей охотится, кто это?»).

На пятом году жизни ваш ребёнок уже довольно часто пользуется сложными предложениями или их частями. Задавайте вопросы, побуждая ребёнка давать полный, развёрнутый ответ. Продолжайте знакомить ребёнка с предлогами, для этого давайте точные, конкретные поручения. (например: «Возьми банку со стола и поставь её на подоконник»). Затем спросите, откуда была взята банка и куда поставлена. Игра в поиск спрятанного предмета тут тоже будет к месту. Или можете сложить несколько предметов в разных местах; пусть малыш перечислит их, точно указав, где что находится.

При формировании правильного звукопроизношения огромную роль играет ежедневная артикуляторная гимнастика. Для разных групп звуков существуют специальные комплексы артикуляторных упражнений. Выполнять их нужно ежедневно!!! Только в таком случае ваш малыш сможет быстро и эффективно овладеть новым звуком.

Закрепляя правильное звукопроизношение в различных чистоговорках, скороговорках и потешках, вы одновременно должны стараться развивать и умение различать и воспринимать звуки (фонематическое восприятие). Не забывайте, что скоро ребёнку предстоит обучение грамоте, к этому нужно начинать готовить его уже сейчас. В этом вам помогут игры: «Покажи собачку, если услышишь в называемых мною словах звук «р» -рычание собачки», «Найди на картинке (на улице, на столе, в комнате) все предметы со звуком «ш». Помимо этого ребёнок учится говорить громче или тише, с разной интонацией, эмоциями, более или менее выразительно.

Итоги:

Итак, в норме к пяти годам ребёнок:

  • Обладает словарным запасом около 3000 слов
  • Знает свой адрес
  • Пользуется предложениями из 5-6 слов
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
  • Умеет пересказывать
  • Правильно произносит практически все звуки
  • Определяет право-лево у себя, но не у других
  • Знает простые антонимы (большой – маленький, твёрдый – мягкий)
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
  • Считает до десяти
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь ребенка пятого года жизни

Консультация для родителей...

Развитие речи ребенка на пятом году жизни

Возрастные нормативы речевого развития и диагностика...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка пятого-шестого года жизни".

Подробная консультация для родителей- детей старшей группы, направит взрослых чаще удилять внимание развитию речи детей....

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...