Развитие правильной речи ребенка в семье (развитие речи ребенка на пятом году жизни)
учебно-методический материал (средняя группа)

Сорокина Дина Юрьевна

                                                                                                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rebenka_na_pyatom_godu_zhizni.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка на пятом году жизни.

На пятом году жизни большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж],[ч`],[щ`], многие начинают верно произносить звуки [р],[р`],[л], но ещё не всегда умеют верно употреблять их во всех словах. В этом возрасте они смешивают шипящие звуки со свистящими, звуки [р],[р`]- со звуками [л,][л`] (звук имеется, но не всегда верно употребляется). Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.

Овладение новыми звуками, однако, не обходится без трудностей. Так, четко произнося шипящие и сонорные звуки [р],[р`],[л] в слогах и часто правильно употребляя их во вновь усвоенных словах, ребенок иногда продолжает произносить их по-старому в словах давно знакомых. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо добиться, чтобы новый звук удавался повсеместно. У некоторых детей овладение новыми звуками вызывает чрезмерную увлеченность ими. Малыши начинают употреблять их даже в тех словах, в которых их вовсе нет. Если, скажем, раньше ребенок не выговаривал [ш] и [ж], заменяя их на [с]  и[з], то теперь он начинает их произносить, даже когда не надо: шумка, (сумка),жамок (замок), жвездочка (звездочка) и др.

В этом возрасте следует продолжать знакомство ребенка с новыми словами, приучать его точно называть качество предметов, определять, из чего они сделаны (стол, стул, шкаф-из дерева; банка, ваза, стакан-из стекла и т.д.),находить в предметах сходство и различие, знать такие временные понятия, как утро, день, вечер, вчера ,сегодня, завтра, весна и осень; пространственные отношения: справа-слева, впереди-сзади, наверху-внизу.

Приведенная ниже игра научит ребенка ориентироваться в таких, еще очень сложных для него понятиях.

  • «Когда это бывает?». Назовите один или несколько признаков какого-нибудь времени года, а ребенку предложите определить, о каком времени года идет речь:

-Когда дети катаются на санках? (Зимой.)

-Когда распускаются почки на деревьях, появляются первые листочки? (Весной.)

- Когда в лесу поспевают ягоды, можно купаться в реке? (Летом.)

-Когда улетают птицы на юг, желтеют листья?(Осенью.)

 -Уточните и закрепите знания ребенка о временных и пространственных отношениях.

-Когда заходит солнышко? (Вечером.)

-Какой рукой ты рисуешь? (Правой.)

Развивать ориентировку в пространстве, то есть умение правильно обозначать предметы по отношению к себе и пользоваться такими словами как справа-слева, впереди-сзади, наверху-внизу,можно следующим образом. Ребенок, например, должен определить местонахождение стула по отношению к себе. Поставьте стул впереди малыша и спросите его: «Где стул?». (Впереди.)Затем, переставляя стул или изменяя положение ребенка по отношению к нему, попросите малыша сказать, где стоит стул: сзади, слева, справа.

Во время самостоятельных занятий ребенка-рисования, лепки, конструирования- обратите его внимание на то, где, например, находятся те или иные предметы на его рисунке. Спросите его, где на его рисунке солнышко(наверху),дом (внизу), а где елочка по отношению к дому (слева или справа).

Закрепить правильное образование окончаний поможет ребенку следующая игра.

  • «Найди и исправь ошибку». Произнося фразу неправильно, согласуйте существительные с глаголом, прилагательным или употребляйте неправильное окончание: «Папа купила игрушку», «Таня спел песню», «Укати красивый шапка». Ребенку надо найти ошибку.

Игры на развитие слухового внимания, восприятия и речевого слуха.

  • «Скажи, что ты слышишь». Посадите ребенка рядом с собой, предложите ему, закрыв глаза, внимательно послушать и сказать, что он слышит вокруг себя(тиканье часов, хлопанье дверей, стук посуды на кухне, шум улицы).Такую же игру можно провести в лесу, в парке. Так, в лесу ребенок может услышать шелест листьев, стук дятла по дереву, кукование кукушки.
  • «Будь внимательным». Игра предназначена для развития у ребенка умения слышать и различать звуки в словах. С небольшим интервалом произнесите слова:мама,сок,собака,вата,снег,коробка,телефон,сапоги,туча,соловей-и предложите ребенку, когда он услышит в слове звук [с],хлопнуть в ладоши. Если ребенок затрудняется выделить звук [с],то его в словах нужно произносить протяжно: с-сок, с-собака.

Предложите ребенку хлопать в ладоши, когда он услышит звук [з] в словах: замок ,конфета, пальто, зонт, зайка, лейка, завод ,змея, кот, машина, зубы.

Предложите ребенку подобные игры со словами, включающими звуки [ш], [ж] (когда услышит эти звуки, надо поднять руку): шуба,рыба,шишка,труба,платье,шар,топор,школа,шина,ведро;жук,рука,дыня,жаба,конь,живот,одеяло,желуди,валенки,жираф.

Литература:

Максаков А.И.

Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей.2-е изд.-М.:Мозаика-Синтез,2005.-112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"

Для развития звуковой культуры речи в детском саду ведущими являются фронтальные формы работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности. Но в силу разных причин некоторые дети плохо усв...

Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Консультация для родителейРАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ...

Развитие речи ребенка на пятом году жизни

Возрастные нормативы речевого развития и диагностика...

Консультация для родителей Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на пятом году жизни.

В данной консультации содержится материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика) у ребёнка к пяти годам жизни и на что следет обратить особо...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка пятого-шестого года жизни".

Подробная консультация для родителей- детей старшей группы, направит взрослых чаще удилять внимание развитию речи детей....

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"...