Главные вкладки

    Проект «Красную речь красно и слушать».
    проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Ястребова Инна Николаевна

    Проект «Красную речь красно и слушать».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kratkosrochnyy_tvorcheskiy_proekt.docx32.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Алёнка» г.Советский.

    Краткосрочный творческий проект

     «Красную речь красно и слушать»

     в подготовительной к школе  компенсирующей группе

     для детей с ТНР

    №8 «Речецветик»

    Автор и руководитель проекта: учитель – логопед  

    1 квалификационной категории Ястребова И.Н.

    ХМАО г. Советский

    2016 год

    Краткосрочный творческий проект «Красную речь красно и слушать».

    Тип проекта:

    По доминирующей в проекте деятельности: творческий.

    По числу участников проекта: групповой

    По времени проведения: краткосрочный (2 недели).

    По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ

    По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

    Состав проектной группы:

    1.Воспитатели группы: Казакова Т.Л., Шаповалова Т.А., музыкальный руководитель Безматерных К.В., учитель-логопед Ястребова И.Н.

    2. Дети и  родители подготовительной  группы для детей  с ТНР«Речецветик».

    Цель проекта:

    Формировать представление  дошкольников о  живом слове, пробудить интерес к истории языка; воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

    Задачи проекта:

    • Привлечь внимание детей к речи; дать элементарные представления о том, из каких компонентов состоит речь; показать детям, какую роль для человека играет речь, почему ее необходимо развивать.
    • развивать познавательно-речевую деятельность детей;
    • развивать интерес и внимание к собственной речи и речи окружающих;
    • обогащать активный и пассивный словарь;
    • развивать грамматический строй речи с опорой на речевой опыт ребенка;
    • совершенствовать звуковую культуру речи детей; автоматизировать и дифференцировать в речи детей поставленные звуки.
    •  развивать контроль за собственной речью..

    Актуальность проблемы:

    Наблюдаемые у детей с нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми.

    Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у этих детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Вследствие этого у детей снижается потребность в общении, проявляются особенности поведения: незаинтересованность в контакте; неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л.Г.Соловьева).

    Дети с ТНР речи малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях И.Ф.Гаркуши и В.В.Кожевниковой (2001) отмечается, что:

    — у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются нарушения общения,

    — имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

    — преобладающая форма общения у детей старшего дошкольного возраста ситуативно-деловая, что характерно для нормально развивающихся детей двух – четырехлетнего возраста.

    Дети начинают сами замечать недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их. Стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно. Возникает чувство своей неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек со стороны сверстников. В дальнейшем недостатки преследуют ребенка в школе и после нее, мешают учиться. А в зрелом возрасте не дают выбрать профессию, которая ему нравится.

     Проблема положительной мотивации дошкольников  с ТНР является актуальной, ведь не имея положительного настроя на коррекционных занятиях, с ними будет трудно, или невозможно добиться положительной динамики в работе. Поэтому формирование положительной мотивации является предпосылкой успеха при логопедическом воздействии с детьми, ведь создаются благоприятные условия для преодоления недостатков произношения: эмоциональный контакт педагога с ребенком.

    С детьми провели блиц опрос  по выявлению знаний о значимости правильной и красивой речи, возникновении письменной речи. который показал, что дети имеют очень скудные знания. Не имеют представлений из каких компонентов состоит речь.

    Вопросы к беседе:

    1.Что такое речь?

    2. Для чего речь нужна человеку?

    3. Какую речь мы называем правильной и красивой?

    4.Для чего человеку необходимо воспитывать красивую и правильную речь?

    5.Как воспитать правильную и красивую речь?

    6.Для чего людям нужна письменность?

    Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Красную речь красно и слушать».

    Реализация проекта позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

    Предполагаемый результат:

    Развить  интерес детей  к собственной речи и речи окружающих.

    Побудить детей  к осознанному  отношению исправления речевых недостатков.

    Осознание родителями важности речевого развития дошкольников.

    Для успешного решения поставленных задач определили этапы работы:

    1. Проанализировать предметно-развивающую среду группы, логопедического кабинета, музыкального зала;

    2. Проанализировать план воспитательно-образовательной работы;

    3. Провести наблюдение за речью детей в течение дня;

    4. Составить перспективный план работы по теме.

    Продукты проектной деятельности:

    Рисунки на тему «Цветные чистоговорки»;

    Создание альбома «Правила красивой речи»;

    Создание выставки «Книга- секрет красивой речи»;

    подборка художественно-публицистической литературы по теме;

    презентации к занятиям  в формате Microsoft PowerPoint: «Как возникла книга»; «Пословицы и поговорки в картинках».

    презентация в формате Microsoft PowerPoint проекта «Красную речь красно и слушать».

    Методическое обеспечение проекта:

    Аникин В.П. Русский фольклор.

    Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,      пословицах, загадках на родном языке.

    Гуськова А.А. «Развитие монологической речи детей 6-7 лет».

    Поварова И.А. «Учимся говорить правильно и красиво».

    Погореловский С. «Веселая азбука для дошколят»

    Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду.

    Фомичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у дошкольников:      Практ.пособие

    Материалы Интернет порталов «Солнышко», «Всё для детского сада».

    Перспективный план

    Неделя

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Взаимосвязь со специалистами

    1 неделя

    1.Диагностическая беседа «Что такое речь?».

    2.Проблемный вопрос по ситуации «Красную речь красно и слушать».

    3.Беседа на тему «Мир звуков».

    1.Консультация для родителей «Как развить красивую речь у ребенка».

    2.Создание выставки

    «Книга – секрет красивой речи».

    3.Рисование на тему « Пословицы и поговорки в картинках».

    1.Беседа «Как музыка изображает речь человека».

    Слушание «Дедушкин рассказ» Н. Любарский.  – отв.муз.руководитель.

    2.Создание альбома «Правила красивой речи».

    2 неделя

    1.Проблемная ситуация «Говоришь - говори ясно, бьешь в барабан - бей, чтобы все слышали».

    2.Оформление уголка «Цветные чистоговорки».

    3.Беседа «Для чего нужен людям язык?».

    1.Консультация для родителей «Обогащение речи детей».

    2.Анкета для родителей «Уровень сформированности представлений о правильной и красивой речи».

    1.Аппликация  на тему «Цветные чистоговорки». – отв.воспитатель.

    2.Беседа «Четкость и внятность речи». – отв.муз.руководитель.

    Последовательность разворачивания проекта

    Последовательность разворачивания проекта

    Ответственный

    1 неделя

    1.Утро:

    Артикуляционная гимнастика. Комплекс1

    Цель: Развитие подвижности органов артикуляции.

    Проблемный вопрос по ситуации «Красную речь красно и слушать».

    Цель: выявление представлений о красивой речи.

    Вечер:

    Рассматривание альбома «Правила красивой речи».

    Цель: Вызвать интерес, выяснить знания детей.

    Консультация для родителей «Как развить красивую речь у ребенка».

    Воспитатель.

    Логопед

    Логопед.

    Логопед.

    2.Утро:

    Артикуляционная гимнастика. Комплекс1

    Цель: Развитие подвижности органов артикуляции.

    Беседа на тему «Мир звуков».

     Цель: - погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним, привлечь внимание детей к звуковой( внешней) стороне речи.

    Беседа «Как музыка изображает речь человека».

    Слушание «Дедушкин рассказ» Н. Любарский.

    Цель: продолжать учить определять темп, характер музыки, высказываться о музыке.

    Вечер:

    Повторение чистоговорок со звуками С, З, Ц.

    Цель: Автоматизация в речи свистящих звуков.

    Чтение рассказа Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».

    Цель: продолжать и углублять знания детей о правильной и красивой  речи, формировать умение отвечать на вопросы по тексту.

    Воспитатель.

    Логопед.

    Логопед

    Музыкальный руководитель.

    Логопед

    Воспитатель.

    3Утро:

    Артикуляционная гимнастика. Комплекс2.

    Цель: Развитие подвижности органов артикуляции.

    Игра «Карусели».

    Цель: Развитие темпа речи.

    Беседа на тему «Как общались первобытные люди».

    Цель: вызвать интерес, развивать умение размышлять.

    Экскурсия в библиотеку ДОУ.

    Цель: вызвать интерес, пополнять представления детей.

    Вечер:

    Повторение чистоговорок со звуками Ш,Ж.

    Цель: Автоматизация в речи шипящих звуков Ш,Ж.

    Рисование на тему « Пословицы и поговорки в картинках».

     Цель: Привлечь родителей в организации выставки.

    Воспитатель.

    Логопед

    Воспитатель.

    Логопед.

    Воспитатель. Логопед.

    Логопед

    Логопед. Воспитатель. Родители.

    4.Утро:

    Артикуляционная гимнастика. Комплекс2.

    Цель: Развитие подвижности органов артикуляции.

    Беседа «Для чего нужен людям язык?».

    Цель: Развивать умение размышлять, аргументировать свой ответ.

    Вечер:

    Чтение детям стихотворения «Гром».

    Цель: развитие силы голоса.

    Воспитатель.

    Логопед.

    Логопед.

    Воспитатель.

    5.Утро:

    Артикуляционная гимнастика. Комплекс3.

    Цель: Развитие подвижности органов артикуляции.

    Беседа «Откуда азбука пошла».

    Цель: развивать познавательный интерес к окружающему миру.

    Музыкально-дидактическая игра «Зайка, мишки и лисица».

    Цель: учить определять высоту музыки, голоса.

    Вечер:

    Повторение чистоговорок со звуками Ч,Щ.

    Цель: Автоматизация в речи шипящих звуков Щ, Ч.

    Беседа с родителями. Попросить принести литературу, иллюстрации по теме проекта для пополнения книжного уголка группы- выставки «Книга – секрет красивой речи».

    Цель: Вовлечь родителей в проект. 

    Воспитатель.

    Логопед.

    Логопед.

    Музыкальный руководитель.

    Логопед.

    Воспитатель. Логопед. Родители.

    2 неделя

    6.Утро:

    Мимическая  гимнастика. Комплекс1

    Цель: Развитие мимических мышц.

    Чтение рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква».

    Цель: продолжать и углублять знания детей о правильной и красивой  речи, формировать умение отвечать на вопросы по тексту.

    Вечер:

    Проблемный вопрос по ситуации «Говоришь - говори ясно, бьешь в барабан - бей, чтобы все слышали».

    Цель: выявление представлений о речи.

    Консультация для родителей «Обогащение речи детей».

     «Цветные чистоговорки».

    Предложить помочь детям выучить чистоговорки и выполнить аппликации..

    Логопед. Воспитатель.

    Логопед.

    Воспитатель.

    Логопед.

    Логопед.

    Воспитатели.

    7.Утро:

    Мимическая  гимнастика. Комплекс1

    Цель: Развитие мимических мышц.

    Показ презентации «Как возникла книга».

    Цель: познакомить с понятием «книга». Чтение рассказа Е. Перехвальской

    «В тундру пришло лето».

    Цель: расширять представления детей о возникновении письменности.

    Беседа «Четкость и внятность речи».

     Распевка «Здравствуйте»,«Пляшут зайцы». Н.Френкель

    Цель: учить четко внятно произносить текст песни, запоминать текст песни.

    Вечер:

    Чтение рассказа С. Погореловского «Вот что с буквами случилось».

    Цель: продолжать и углублять знания детей о правильной и красивой  речи, формировать умение отвечать на вопросы по тексту.

    Предложить родителям оказать помощь в изготовлении масок к инсценировке.

    Цель: вовлечь родителей в работу над проектом.

    Логопед.

    Логопед.

    Музыкальный руководитель.

    Воспитатель.

    Воспитатель. Логопед. Родители.

    8.Утро:

    Дыхательная гимнастика. Комплекс1

    Цель: Развитие продолжительного речевого выдоха.

    Проблемный вопрос по ситуации.

    - Умную речь приятно слушать.

     - Слово горы ворочает.

    Цель: выявление представлений о речи.

    Чтение правил красивой речи о паузах, ударении.

    Цель: выявить умение слушать, проговаривать, запоминать  текст.

    Вечер:

    Инсценировка «Лиса и журавль»      

    Цель: развитие мелодико -интонационной стороны речи.

    Работа с родителями.

    Предложить помочь детям выучить загадки, поговорки, стихотворения по теме.

    Цель: формировать навыки совместной работы воспитателей, детей и родителей.

    Логопед. Воспитатель.

    Логопед.

    Логопед.

    Воспитатель.

    Воспитатель. Родители.

    9.Утро:

    Дыхательная гимнастика. Комплекс1

    Цель: Развитие продолжительного речевого выдоха.

    Чтение правил красивой речи о дыхании.

    Цель: выявить умение слушать, проговаривать, запоминать  текст.

    Подготовка к презентации проекта. Организация выставки детских работ, поделок, книжной полки по теме проекта.

    Вечер:

    Повторение чистоговорок со звуками Р, Л.

    Цель: Автоматизация в речи сонорных звуков.

    Анкета для родителей «Уровень сформированности представлений о правильной и красивой речи».

    Логопед. Воспитатель.

    Логопед.

    Логопед. Воспитатели.

    Логопед.

    Логопед. Родители.

    10.Утро:

    Презентация проекта   «Красную речь красно и слушать».» - открытое занятие для воспитателей д/с

    Логопед. Воспитатели. Музыкальный руководитель. Родители. Педагоги.

    Обеспечение проектной деятельности:

    Методическое:

    Организованная образовательная деятельность

    «Комплексные занятия»

    По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

    Лободина Н.В., конспекты  занятий по разделу «Коммуникация» - конспект занятия «Что такое речь?»,

     «Художественное творчество» - рассказа Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р»; В.Драгунского «Заколдованная буква»; Е. Перехвальской  «В тундру пришло лето»; С. Погореловского «Вот что с буквами случилось».

    Аппликации  на тему «Цветные чистоговорки».

    Материально - техническое:

    Прензентация в формате Microsoft PowerPoint «Красную речь красно и слушать», «Как возникла книга»; «Пословицы и поговорки в картинках».

    Диагностико - дидактическое:

    Конспекты, раздаточный материал, символы красивой речи; «Альбом красивой речи».

    художественная литература: рассказы и стихи о устной и письменной речи , иллюстрации к пословицам и поговоркам, музыкальным произведениям.

    Этапы реализации проекта.

    Подготовительный – сбор информации, опрос детей,  определение темы проекта, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом

    Практический – реализация проекта через беседы, рассматривание картин, Художественно – творческая деятельность (рисование, аппликация), чтение художественной литературы по теме, слушание музыкальных произведений. экскурсию в библиотеку.

    Итоговый – Составление портфолио проекта, презентация работы над проектом.

    Приложение

     

    1. Альбом красивой речи.
    2. Анкета для родителей «Уровень сформированности представлений о правильной и красивой речи».
    3. Презентация «Пословицы и поговорки в картинках».
    4. Праздник красивой речи.
    5. Презентация проекта.

    Список использованной литературы:

    1.Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе / Г.М. Науменко. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2000. – 224 с.

    2.Пословицы и поговорки. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю.Г. Круглов. - М. : Высшая школа, 1986. – 193 с.

    3.Тарасова Т.Р. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) / Т.Р. Тарасова // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 12. – с. 59 – 62.

    4.proekt_vospitanie_kultury_rechi_u_doshkolnikov_s_ispolzovaniem_rechevykh_igr.docx

    5.www.razumniki.ru/razvivaem_rech.html

    6.nsportal.ru

    7.www.logoped.ru

    Подписано «Соглашение о совместной деятельности учителя-логопеда с родителями (законными представителями)».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка заседания родительского клуба на тему Красную речь красиво и слушать

    Разговор с родителями о слове, о речи, о культуре общения в форме КВН. Слово - это средство общения между людьми, обмена информацией. Речь-  средство передачи мыслей и чувств. Своеобразие р...

    Конспект занятия по развитию речи: «КРАСНУЮ РЕЧЬ ЛЮБО СЛУШАТЬ»

    Программное содержание- Вызвать у детей размышления о том, как важно владеть словом, о том, какое это бесценное богатство.- Пробудить у детей желание общаться, вызвать интерес к речи окружающих и собс...

    консультация для родителей "Почему Красная книга-красная"

    Красная книга-это не закон об охране природы, она всего лишь собрала в себе множество фактов учёных о мировой флоре и фауне. Её цвет указывает на надвигающуюся опасность и является предостережением то...

    Проект"Красную речь красно и слушать"

    Проект по развитию речи детей дошкольного возраста....

    Красную речь, красно и слушать.

    Овладение родным языком- важное приобретение ребенка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития средствами малых форм фольклора в современном дошкольном образовании , как общая основа воспитания...