Проект «Красную речь красно и слушать».
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ястребова Инна Николаевна

Проект «Красную речь красно и слушать».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_tvorcheskiy_proekt.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г.Советский.

Краткосрочный творческий проект

 «Красную речь красно и слушать»

 в подготовительной к школе  компенсирующей группе

 для детей с ТНР

№8 «Речецветик»

Автор и руководитель проекта: учитель – логопед  

1 квалификационной категории Ястребова И.Н.

ХМАО г. Советский

2016 год

Краткосрочный творческий проект «Красную речь красно и слушать».

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий.

По числу участников проекта: групповой

По времени проведения: краткосрочный (2 недели).

По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

1.Воспитатели группы: Казакова Т.Л., Шаповалова Т.А., музыкальный руководитель Безматерных К.В., учитель-логопед Ястребова И.Н.

2. Дети и  родители подготовительной  группы для детей  с ТНР«Речецветик».

Цель проекта:

Формировать представление  дошкольников о  живом слове, пробудить интерес к истории языка; воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

Задачи проекта:

  • Привлечь внимание детей к речи; дать элементарные представления о том, из каких компонентов состоит речь; показать детям, какую роль для человека играет речь, почему ее необходимо развивать.
  • развивать познавательно-речевую деятельность детей;
  • развивать интерес и внимание к собственной речи и речи окружающих;
  • обогащать активный и пассивный словарь;
  • развивать грамматический строй речи с опорой на речевой опыт ребенка;
  • совершенствовать звуковую культуру речи детей; автоматизировать и дифференцировать в речи детей поставленные звуки.
  •  развивать контроль за собственной речью..

Актуальность проблемы:

Наблюдаемые у детей с нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми.

Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у этих детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Вследствие этого у детей снижается потребность в общении, проявляются особенности поведения: незаинтересованность в контакте; неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л.Г.Соловьева).

Дети с ТНР речи малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях И.Ф.Гаркуши и В.В.Кожевниковой (2001) отмечается, что:

— у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются нарушения общения,

— имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

— преобладающая форма общения у детей старшего дошкольного возраста ситуативно-деловая, что характерно для нормально развивающихся детей двух – четырехлетнего возраста.

Дети начинают сами замечать недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их. Стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно. Возникает чувство своей неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек со стороны сверстников. В дальнейшем недостатки преследуют ребенка в школе и после нее, мешают учиться. А в зрелом возрасте не дают выбрать профессию, которая ему нравится.

 Проблема положительной мотивации дошкольников  с ТНР является актуальной, ведь не имея положительного настроя на коррекционных занятиях, с ними будет трудно, или невозможно добиться положительной динамики в работе. Поэтому формирование положительной мотивации является предпосылкой успеха при логопедическом воздействии с детьми, ведь создаются благоприятные условия для преодоления недостатков произношения: эмоциональный контакт педагога с ребенком.

С детьми провели блиц опрос  по выявлению знаний о значимости правильной и красивой речи, возникновении письменной речи. который показал, что дети имеют очень скудные знания. Не имеют представлений из каких компонентов состоит речь.

Вопросы к беседе:

1.Что такое речь?

2. Для чего речь нужна человеку?

3. Какую речь мы называем правильной и красивой?

4.Для чего человеку необходимо воспитывать красивую и правильную речь?

5.Как воспитать правильную и красивую речь?

6.Для чего людям нужна письменность?

Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Красную речь красно и слушать».

Реализация проекта позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

Предполагаемый результат:

Развить  интерес детей  к собственной речи и речи окружающих.

Побудить детей  к осознанному  отношению исправления речевых недостатков.

Осознание родителями важности речевого развития дошкольников.

Для успешного решения поставленных задач определили этапы работы:

1. Проанализировать предметно-развивающую среду группы, логопедического кабинета, музыкального зала;

2. Проанализировать план воспитательно-образовательной работы;

3. Провести наблюдение за речью детей в течение дня;

4. Составить перспективный план работы по теме.

Продукты проектной деятельности:

Рисунки на тему «Цветные чистоговорки»;

Создание альбома «Правила красивой речи»;

Создание выставки «Книга- секрет красивой речи»;

подборка художественно-публицистической литературы по теме;

презентации к занятиям  в формате Microsoft PowerPoint: «Как возникла книга»; «Пословицы и поговорки в картинках».

презентация в формате Microsoft PowerPoint проекта «Красную речь красно и слушать».

Методическое обеспечение проекта:

Аникин В.П. Русский фольклор.

Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,      пословицах, загадках на родном языке.

Гуськова А.А. «Развитие монологической речи детей 6-7 лет».

Поварова И.А. «Учимся говорить правильно и красиво».

Погореловский С. «Веселая азбука для дошколят»

Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду.

Фомичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у дошкольников:      Практ.пособие

Материалы Интернет порталов «Солнышко», «Всё для детского сада».

Перспективный план

Неделя

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимосвязь со специалистами

1 неделя

1.Диагностическая беседа «Что такое речь?».

2.Проблемный вопрос по ситуации «Красную речь красно и слушать».

3.Беседа на тему «Мир звуков».

1.Консультация для родителей «Как развить красивую речь у ребенка».

2.Создание выставки

«Книга – секрет красивой речи».

3.Рисование на тему « Пословицы и поговорки в картинках».

1.Беседа «Как музыка изображает речь человека».

Слушание «Дедушкин рассказ» Н. Любарский.  – отв.муз.руководитель.

2.Создание альбома «Правила красивой речи».

2 неделя

1.Проблемная ситуация «Говоришь - говори ясно, бьешь в барабан - бей, чтобы все слышали».

2.Оформление уголка «Цветные чистоговорки».

3.Беседа «Для чего нужен людям язык?».

1.Консультация для родителей «Обогащение речи детей».

2.Анкета для родителей «Уровень сформированности представлений о правильной и красивой речи».

1.Аппликация  на тему «Цветные чистоговорки». – отв.воспитатель.

2.Беседа «Четкость и внятность речи». – отв.муз.руководитель.

Последовательность разворачивания проекта

Последовательность разворачивания проекта

Ответственный

1 неделя

1.Утро:

Артикуляционная гимнастика. Комплекс1

Цель: Развитие подвижности органов артикуляции.

Проблемный вопрос по ситуации «Красную речь красно и слушать».

Цель: выявление представлений о красивой речи.

Вечер:

Рассматривание альбома «Правила красивой речи».

Цель: Вызвать интерес, выяснить знания детей.

Консультация для родителей «Как развить красивую речь у ребенка».

Воспитатель.

Логопед

Логопед.

Логопед.

2.Утро:

Артикуляционная гимнастика. Комплекс1

Цель: Развитие подвижности органов артикуляции.

Беседа на тему «Мир звуков».

 Цель: - погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним, привлечь внимание детей к звуковой( внешней) стороне речи.

Беседа «Как музыка изображает речь человека».

Слушание «Дедушкин рассказ» Н. Любарский.

Цель: продолжать учить определять темп, характер музыки, высказываться о музыке.

Вечер:

Повторение чистоговорок со звуками С, З, Ц.

Цель: Автоматизация в речи свистящих звуков.

Чтение рассказа Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».

Цель: продолжать и углублять знания детей о правильной и красивой  речи, формировать умение отвечать на вопросы по тексту.

Воспитатель.

Логопед.

Логопед

Музыкальный руководитель.

Логопед

Воспитатель.

3Утро:

Артикуляционная гимнастика. Комплекс2.

Цель: Развитие подвижности органов артикуляции.

Игра «Карусели».

Цель: Развитие темпа речи.

Беседа на тему «Как общались первобытные люди».

Цель: вызвать интерес, развивать умение размышлять.

Экскурсия в библиотеку ДОУ.

Цель: вызвать интерес, пополнять представления детей.

Вечер:

Повторение чистоговорок со звуками Ш,Ж.

Цель: Автоматизация в речи шипящих звуков Ш,Ж.

Рисование на тему « Пословицы и поговорки в картинках».

 Цель: Привлечь родителей в организации выставки.

Воспитатель.

Логопед

Воспитатель.

Логопед.

Воспитатель. Логопед.

Логопед

Логопед. Воспитатель. Родители.

4.Утро:

Артикуляционная гимнастика. Комплекс2.

Цель: Развитие подвижности органов артикуляции.

Беседа «Для чего нужен людям язык?».

Цель: Развивать умение размышлять, аргументировать свой ответ.

Вечер:

Чтение детям стихотворения «Гром».

Цель: развитие силы голоса.

Воспитатель.

Логопед.

Логопед.

Воспитатель.

5.Утро:

Артикуляционная гимнастика. Комплекс3.

Цель: Развитие подвижности органов артикуляции.

Беседа «Откуда азбука пошла».

Цель: развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Музыкально-дидактическая игра «Зайка, мишки и лисица».

Цель: учить определять высоту музыки, голоса.

Вечер:

Повторение чистоговорок со звуками Ч,Щ.

Цель: Автоматизация в речи шипящих звуков Щ, Ч.

Беседа с родителями. Попросить принести литературу, иллюстрации по теме проекта для пополнения книжного уголка группы- выставки «Книга – секрет красивой речи».

Цель: Вовлечь родителей в проект. 

Воспитатель.

Логопед.

Логопед.

Музыкальный руководитель.

Логопед.

Воспитатель. Логопед. Родители.

2 неделя

6.Утро:

Мимическая  гимнастика. Комплекс1

Цель: Развитие мимических мышц.

Чтение рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква».

Цель: продолжать и углублять знания детей о правильной и красивой  речи, формировать умение отвечать на вопросы по тексту.

Вечер:

Проблемный вопрос по ситуации «Говоришь - говори ясно, бьешь в барабан - бей, чтобы все слышали».

Цель: выявление представлений о речи.

Консультация для родителей «Обогащение речи детей».

 «Цветные чистоговорки».

Предложить помочь детям выучить чистоговорки и выполнить аппликации..

Логопед. Воспитатель.

Логопед.

Воспитатель.

Логопед.

Логопед.

Воспитатели.

7.Утро:

Мимическая  гимнастика. Комплекс1

Цель: Развитие мимических мышц.

Показ презентации «Как возникла книга».

Цель: познакомить с понятием «книга». Чтение рассказа Е. Перехвальской

«В тундру пришло лето».

Цель: расширять представления детей о возникновении письменности.

Беседа «Четкость и внятность речи».

 Распевка «Здравствуйте»,«Пляшут зайцы». Н.Френкель

Цель: учить четко внятно произносить текст песни, запоминать текст песни.

Вечер:

Чтение рассказа С. Погореловского «Вот что с буквами случилось».

Цель: продолжать и углублять знания детей о правильной и красивой  речи, формировать умение отвечать на вопросы по тексту.

Предложить родителям оказать помощь в изготовлении масок к инсценировке.

Цель: вовлечь родителей в работу над проектом.

Логопед.

Логопед.

Музыкальный руководитель.

Воспитатель.

Воспитатель. Логопед. Родители.

8.Утро:

Дыхательная гимнастика. Комплекс1

Цель: Развитие продолжительного речевого выдоха.

Проблемный вопрос по ситуации.

- Умную речь приятно слушать.

 - Слово горы ворочает.

Цель: выявление представлений о речи.

Чтение правил красивой речи о паузах, ударении.

Цель: выявить умение слушать, проговаривать, запоминать  текст.

Вечер:

Инсценировка «Лиса и журавль»      

Цель: развитие мелодико -интонационной стороны речи.

Работа с родителями.

Предложить помочь детям выучить загадки, поговорки, стихотворения по теме.

Цель: формировать навыки совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Логопед. Воспитатель.

Логопед.

Логопед.

Воспитатель.

Воспитатель. Родители.

9.Утро:

Дыхательная гимнастика. Комплекс1

Цель: Развитие продолжительного речевого выдоха.

Чтение правил красивой речи о дыхании.

Цель: выявить умение слушать, проговаривать, запоминать  текст.

Подготовка к презентации проекта. Организация выставки детских работ, поделок, книжной полки по теме проекта.

Вечер:

Повторение чистоговорок со звуками Р, Л.

Цель: Автоматизация в речи сонорных звуков.

Анкета для родителей «Уровень сформированности представлений о правильной и красивой речи».

Логопед. Воспитатель.

Логопед.

Логопед. Воспитатели.

Логопед.

Логопед. Родители.

10.Утро:

Презентация проекта   «Красную речь красно и слушать».» - открытое занятие для воспитателей д/с

Логопед. Воспитатели. Музыкальный руководитель. Родители. Педагоги.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

Организованная образовательная деятельность

«Комплексные занятия»

По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

Лободина Н.В., конспекты  занятий по разделу «Коммуникация» - конспект занятия «Что такое речь?»,

 «Художественное творчество» - рассказа Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р»; В.Драгунского «Заколдованная буква»; Е. Перехвальской  «В тундру пришло лето»; С. Погореловского «Вот что с буквами случилось».

Аппликации  на тему «Цветные чистоговорки».

Материально - техническое:

Прензентация в формате Microsoft PowerPoint «Красную речь красно и слушать», «Как возникла книга»; «Пословицы и поговорки в картинках».

Диагностико - дидактическое:

Конспекты, раздаточный материал, символы красивой речи; «Альбом красивой речи».

художественная литература: рассказы и стихи о устной и письменной речи , иллюстрации к пословицам и поговоркам, музыкальным произведениям.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный – сбор информации, опрос детей,  определение темы проекта, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом

Практический – реализация проекта через беседы, рассматривание картин, Художественно – творческая деятельность (рисование, аппликация), чтение художественной литературы по теме, слушание музыкальных произведений. экскурсию в библиотеку.

Итоговый – Составление портфолио проекта, презентация работы над проектом.

Приложение

 

  1. Альбом красивой речи.
  2. Анкета для родителей «Уровень сформированности представлений о правильной и красивой речи».
  3. Презентация «Пословицы и поговорки в картинках».
  4. Праздник красивой речи.
  5. Презентация проекта.

Список использованной литературы:

1.Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе / Г.М. Науменко. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2000. – 224 с.

2.Пословицы и поговорки. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю.Г. Круглов. - М. : Высшая школа, 1986. – 193 с.

3.Тарасова Т.Р. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) / Т.Р. Тарасова // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 12. – с. 59 – 62.

4.proekt_vospitanie_kultury_rechi_u_doshkolnikov_s_ispolzovaniem_rechevykh_igr.docx

5.www.razumniki.ru/razvivaem_rech.html

6.nsportal.ru

7.www.logoped.ru

Подписано «Соглашение о совместной деятельности учителя-логопеда с родителями (законными представителями)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка заседания родительского клуба на тему Красную речь красиво и слушать

Разговор с родителями о слове, о речи, о культуре общения в форме КВН. Слово - это средство общения между людьми, обмена информацией. Речь-  средство передачи мыслей и чувств. Своеобразие р...

Конспект занятия по развитию речи: «КРАСНУЮ РЕЧЬ ЛЮБО СЛУШАТЬ»

Программное содержание- Вызвать у детей размышления о том, как важно владеть словом, о том, какое это бесценное богатство.- Пробудить у детей желание общаться, вызвать интерес к речи окружающих и собс...

консультация для родителей "Почему Красная книга-красная"

Красная книга-это не закон об охране природы, она всего лишь собрала в себе множество фактов учёных о мировой флоре и фауне. Её цвет указывает на надвигающуюся опасность и является предостережением то...

Проект"Красную речь красно и слушать"

Проект по развитию речи детей дошкольного возраста....

Красную речь, красно и слушать.

Овладение родным языком- важное приобретение ребенка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития средствами малых форм фольклора в современном дошкольном образовании , как общая основа воспитания...

Презентация для детей подготовительной к школе группы на тему: «Животное, занесенное в Красную книгу – Красный волк»

Презентация для детей подготовительной к школе группы на тему: «Животное, занесенное в Красную книгу – Красный волк»...