Методическая разработка заседания родительского клуба на тему Красную речь красиво и слушать
методическая разработка на тему

 

Разговор с родителями о слове, о речи, о культуре общения в форме КВН. Слово - это средство общения между людьми, обмена информацией. Речь-  средство передачи мыслей и чувств. Своеобразие речи каждого человека  составляют и его  индивидуальный словарный запас и набор грамматических структур, которыми он чаще всего пользуется и конечно же интонации. Чем больше слов в багаже, тем четче и яснее может человек   выразить свою мысль , тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему общаться с людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zasedaniya_roditelskogo_kluba.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика структурное  подразделение

  « Детский сад «Радуга»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

очередного заседания родительского клуба

« КАРАМЕЛЬКИ»

компенсирующей  группы

на тему: « Красную речь красиво и слушать»

                                                                                             Подготовила и провела

                                                                                                         воспитатель

                                                                                                          Ковалева С.П.

2013-2014 учебный год

            Цель: Оказание родителям практической помощи в повседневном  общении с детьми.

            Задачи: 

Способствовать возникновению положительных эмоций у детей и взрослых от совместного участия в заседании родительского клуба.  

Способствовать раскрытию индивидуальности, поддерживать проявления инициативы и творчества у родителей.

             Подготовительный этап:

  •  Провести анкетирование родителей.                                                    Приложение №1
  •  Написать приглашение каждой семье, изготовить их в виде аппликации.
  • Разослать на электронные адреса родителей задания для КВНа.
  • Изготовить медали победителям конкурса.
  • Оформить памятки.
  • Написать эпиграфы:

«Речь – удивительное,  сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». (Гегель Г.Ф)

« Ясность- главное достоинство речи». (Аристотель)

« Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (Паустовский К.Г)

  •  Оформить место проведения собрания (плакаты, выставка детских работ,  ручки,  бумага, стулья, столы)
  • Презентация

            Предлагаемая повестка:

1.Вступительная беседа.

2. Игра командами.

3. Подведение итогов. Награждение.

 

Музыкальная пауза, стихи.  

 Добрый день, уважаемые родители!

Вот  и наступил  субботний день, когда мы собрались все вместе.

 Мы всегда рады видеть вас. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Дети волновались и очень ждали вас сегодня. Ведь они так любят вас, гордятся вами, подражают вам во всем. Мы, кто работает с вашими детьми, разделяем их чувства и признаем: вас есть за что любить, чем гордится, вы действительно, являетесь достойным примером для своих детей, примером пунктуальности и отзывчивости. Нам приятно отметить, что за все  время работы вы всегда идете  нам навстречу, откликаетесь  на наши просьбы: расчистить снег, построить и залить горку, принять участие в конкурсах, праздниках.

                                                                                                                                  Спасибо вам.

Сегодня наш разговор -   о слове, о речи, о культуре общения, а наши дети  вместе с Юлией Владимировной приготовят нам рисунки : «Мой добрый Мультидруг»

Давайте дадим определения, что такое слово, речь, язык, общение и культурные нормы.

Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией.

Речь – средство передачи мыслей и чувств.

Общение – это способ жизни человека.

Культурные нормы – это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.

Задумывались ли вы над тем, что означает слово “язык”?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газеты, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает другим. И это происходит благодаря языку.

Язык – это инструмент, им необходимо хорошо владеть.

По манере говорить – интонации, тембру голоса, набору слов и построению фраз мы судим о человеке и таким образом общаемся.

Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас, и набор грамматических структур, которыми он чаще всего пользуется, и, конечно, же интонации. Чем больше слов в багаже, тем четче, яснее человек может выразить свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему общаться с людьми.

Сегодня мы поиграем в КВН, разделитесь на команды. За каждый правильный ответ команда получает очко, в конце игры мы подсчитаем очки и определим победителя.

Выберем жюри из трех человек.__________________________________________________

1 команда___________________________   2 команда________________________________

 Выберите капитанов команды.

Приветствие: 

  1. Наша команда бодра и смела, к КВНу готовы!  Ура!
  2. Лучшей команде достанется приз, эй, наш противник, поберегись!

Все:  Жюри мы доверяем - судьбу команд вручаем.

1 задание.

Какие пословицы и поговорки о слове, речи знаете вы?                   Приложение №2

2 задание

При разговоре важны не только слова, но интонация, с которой они произносятся. Порой обижают и даже оскорбляют не столько слова, сколько тон человека. Одно и  то же слово – в зависимости от того, с какой интонацией оно было произнесено, - может выражать самые разнообразные чувства.

Вот давайте попробуем одно и  то же коротенькое слово “ да” произнести по-разному.

(Каждая команда берет по три задания).                                                    Приложение №3

Поговорив о словах и интонациях, вернемся к правилам речевого этикета.

На вопрос: “Нужно ли говорить правильно?” многие из вас ответят: “Да”.

А вот на вопрос: “Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку?” - ответы были разные. (Анализ анкет)

3 задание

Как правильно обратиться к незнакомому человеку? ( Варианты родителей)

Часто приходиться слышать мнение, что по-русски это просто невозможно – нет у нас сегодня подходящих слов. В самом деле, обращения вроде “парень”, “девушка” хороши далеко не всегда. Молодым человеком тоже не всякого назовешь, а обращения “мужчина” и “женщина” просто чудовищны, часто можно слышать: “Эй, дед…” или “Бабуля…”. Появляются какие-то “тетки…”, “дядьки…” и т.д. Широко распространившееся “дама” не намного лучше. Такая форма обращения не только невежлива, она крайне неуважительна. Имеет смысл, вспомнить, зачем вообще нужны обращения. В большинстве случаев – чтобы привлечь внимание потенциального собеседника, установить с ним контакт. Если это действительно так, и если мы к тому же обращаемся к незнакомому человеку, то практически во всех случаях стоит извиниться. У нашего незнакомца, безусловно, есть какие-то свои дела, свои заботы, свои мысли, а мы к нему обращаемся, значит, так или иначе, беспокоим. Наши “простите”, “будьте любезны”, “извините, пожалуйста” окажутся не только формулой извинения, но и способом привлечь внимание, то есть заменяют собой обращение.

4 задание                               конкурс капитанов                            Приложение 3а

Произнести скороговорку ( медленно, быстро )

1. За козой шагал козел, на козу козел был зол. Позвала коза козлят, а козла козлята злят.

2. Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли, мы посуды мыли сами, помогали нашей маме.                                                                      

5 задание                            домашнее задание.

Обычно к речи предъявляются следующие требования: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность.

Точность речи - это, главным образом, соответствие слов обозначаемым предметам действительности. Неточность выражений часто приводит к непониманию, неверным действиям и даже к смешным ситуациям.

 

 Ситуация ( из опыта):

1 команда:

Пример: На заднее сиденье маршрутки садятся две модно одетые девушки и продолжают начатый на улице разговор.

“Ты что же, изменила своему?” - спрашивает одна.

“Какому, 28-му?” - переспрашивает другая.

В маршрутке - молчание. Все смотрят на дам, вытаращив глаза. И тут девушка говорит:

“Да мы с Машкой уже две недели на 22-м ездим!”

Разговорная речь постоянно вторгается в литературную норму. Спорных вопросов типа “как лучше и правильнее сказать” возникает множество. Мы с вами попробуем разобраться.

  Ситуация 2 ( из опыта):

2 команда:

“Вы на следующей остановке сходите?”

“Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: “Вы на следующей остановке слезаете?”

“Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: “Вы на следующей остановке выходите?”

“Это замуж - выходят. В автобусе же говорят: “Вы встаете?”

“Ну и ну. Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы?”

“Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете”.

Какой  правильный ответ?

Что же означает чистота речи?  Это, прежде всего отсутствие в ней лишних слов, “слов-сорняков”, “слов-паразитов”.

Конечно, в самом языке нет ни одного слова, которое можно было бы так назвать.  К сожалению, многие постоянно вставляют в свою речь “любимые словечки”:

“так сказать”, “значит”, “вот”, “понятно”, “собственно говоря”, “видите ли”, “понимаете”, “как бы”, “типа того”, “в смысле”, “ну-у”, “э-э”.

6 задание 

 Перед вами стихи,  дополните их «словами паразитами» и прочите.     Приложение №4                                                              

(родители выполняют задание)

Да, все это вызывает улыбку. Но!        
Все это было бы смешно,
Когда бы, не было так грустно.

 Почему все-таки «слова-паразиты» появляются в нашей речи? Это происходит от волнения, неумения мыслить публично, и, наконец, от бедности индивидуального словаря говорящего.

7-ое задание

1 команда

Как правильно сказать: “закончить школу” или “окончить школу”?

(Ответы родителей.)

В наше время глаголы с приставкой “за” имеют два основных значения:

- довести до нежелательного состояния (он заучился);

- начать какое-то действие (мотор заработал).

Вот почему сочетание “закончить школу” является неправильным.

Смысл же приставки “о” - “довести до результата”, поэтому правильно рекомендуют говорить “окончить школу”.

«Кто последний?» или « кто крайний»

 Выражение относится к числу наиболее спорных, и многих оно обижает. Отсюда и стремление заменить его: “Кто крайний?” В ответ сердито поправляют: не крайний – последний. Многие полагают,  будто “последний” имеет значение “плохой, никудышный” и лучше сказать “крайний”. Однако можно рассуждать так: в выражении “Кто последний” сохраняется исконное значение слова “последний” - тот, кто идет по следу.

2 команда

“Одеть” или “надеть” - как правильно?

Здесь все просто: одевают кого-то, надевают что-то (Если можно что-то надеть, то можно и снять, если кого-то можно одеть, то можно и раздеть)

Как правильно сказать: “займи мне денег” или “ одолжи мне денег”?

Следует сказать “дай мне в долг”,“взаймы” или “одолжи”, поскольку глагол “занять” имеет значение “взять взаймы”, а не “дать взаймы”.

Таким образом, чтобы в нашей речи не возникало подобных ситуаций, каждому из нас необходимо внимательно следить за собственными словами, учиться правильно, говорить. Хорошая речь невозможна без соответствующих знаний. Нельзя знать все, но можно и нужно знать, где найти недостающие знания.

Скажите, где можно найти ответы? ( Классика, словари - чем больше, тем лучше).

8  задание

Блиц –  опрос  (по 10 вопросов)                                                                                                                    

Памятка «Хорошая речь слаще меда»                                                           (Приложение №5)

О чем люди говорят? Обо всем на свете. Всем нам нравится общаться с приятным собеседником. Какие культурные нормы мы должны соблюдать во время беседы?

Культурные нормы – это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.

9 задание

Вспомните все правила хорошего тона во время беседы ( ответы родителей)

Памятка “Правила хорошего тона во время беседы”                            (Приложение №6)

Посчитаем сколько очков у каждой команды. Награждение.

Недаром говорят, что есть только один способ стать хорошим собеседником – научиться слушать. Подводя итог сказанному, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, приятен окружающим. Пусть будет больше добрых слов в нашем общении.

Встанем  в круг, поиграем в игру « Слово – эстафета». Я начну,  а вы продолжите:  «Мой ребенок будет правильно и красиво говорить, если я………….. ».

Мне было приятно вновь встретиться с вами, желаю вашей семье …………… ( передаю горящую свечу)

Ребята принесли свои работы, подарите их своим мамам.  ( Дети дарят рисунки)

Вручить памятки родителям.

Музыкальная пауза (общий танец)

Чаепитие.

 Пожалуйста, оцените,
довольны - 3, частично довольны - 2, не довольны - 0.
1. Насколько Вам понравилась встреча   _____________________
2. Ваши предложения  встретиться по вопросу:
 

  • «Эмоциональное благополучие детей»
  • «Здоровый образ жизни»
  • « Семейные традиции»

Список литературы

  1. Статья Н.А. Бажановой “Слово не воробей, - вылетит – не поймаешь”? стр. 78
  2. Журнал “Читаем, учимся, играем” №12/2006 г.
  3. В.А.Монина “Сила слова” стр.68 2008г
  4. М.В.Карпухина “Давай с тобой поговорим”. 2007г
  5. Н.М. Метенова « Родительское собрание в детском саду» 2008г
  6.  Интернет ресурсы:  Maaam.ru.; Nsportal.ru.; Detsadd.narod.ru;doshkolnik. ru;

                                                                                                     

Приложение № 1

                                                   Анкета

Просим Вас ответить на следующие вопросы.

                           «Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить». Укажите причины.

1. Надо ли говорить правильно?    

2. Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку:

             

Если «Да», укажите причины:

  1. *не нравится, когда говорят неправильно;
  2. *не надо портить русский язык;
  3. *чтобы человек не допускал ошибок
  4. *другие___________________________________________________

  1. Если «Нет», укажите причины:
  2. *чтобы не обидеть;
  3. *чтобы не оказаться бестактным;
  4. *чтобы не смущать человека;
  5. *другие_________________________________________________

  Приложение № 2

 «Пословицы русского народа»

  1. -Добрым словом и бездомный богат.
  2. – Ветер рушит горы, а слово - дружбу
  3.  -Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  4. -Ласковое слово, что вешний день.
  5. Кого не смог убедить словом, того не убедишь и палкой.
  6. -Слово слово родит, третье само бежит.
  7. -От приветливых слов язык не отсохнет.
  8. - Ласковое слово и кость ломит.
  9. Острый язык — дарование, длинный язык — наказание.
  10. - Одно ласковое слово сильнее десяти ударов.
  11. -От языка не уйдешь (Язык везде достанет).
  12. –Слово не стрела, а ранит.
  13.  -Вымолвить не хочется, так и язык не ворочается.
  14. -На добрый привет добрый и ответ.

  1. Язык острее бритвы.
  2. Ради красного словца не пожалеет и отца.
  3. Язык до Киева доведет.
  4. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
  5. Ты ему по секрету, а он всему свету.
  6. Ешь пирог с грибами и держи язык за зубами.
  7. Говори, да не заговаривайся.
  8. Когда больше двух, говорят вслух.
  9. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
  10. Из песни слов не выкинешь.
  11. Язык мой – враг мой.
  12. Мели, Емеля, твоя неделя.
  13. Ветер рушит горы, а слово - дружбу.
  14. Слово-серебро, а молчание-золото.
  15. Умные речи и слушать приятно.
  16. С умным разговаривать - ума набираться.

 

  Приложение № 3

Громко и тихо                        

Неуверенно и решительно

Восторженно и задумчиво              

Нежно и иронично

Торжествующе и разочарованно

С энтузиазмом и скучающе

 Скороговорки                                                                                          Приложение №3а

  1. За козой шагал козел, на козу козел был зол. Позвала коза козлят, а козла козлята злят.

       2. Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.                                                                      

                                                                                                    Приложение№4

Мир волшебной красоты

Открывают нам музеи.

Побывал сегодня ты

В Третьяковской галерее.

Ты теперь совсем большой.

Понимаешь мысли, чувства.

Я желаю всей душой.

Чтобы ты любил искусство.

Он к бровям моим прирос.
Он залез мне в валенки.
Говорят, он — Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой,
В нашем умывальнике.
Говорят, он с бородой,
А шалит, как маленький.

Приложение № 5

Хорошая речь слаще мёда

Уважаемые родители,  правильно произнесите эти слова:

       НЕЛЬЗЯ                                                                        НУЖНО

1. шофер        1. Шофёр

2. нету        2. Нет

3. вота        3. Вот

4. жгётся, жгёт        4. Жжётся, жжёт

5. ихний, евонный        5. Их, его, её

6. пошили        6. Сшили

7. красивей        7. Красивее

8. в пальте        8. В пальто

9.транвай        9. Трамвай

10. хочем, хочут                                                                  10.  Хотим, хотят

11. едь         11. Поезжай

12. ложим, ложу        12. Кладём, кладу

13. разуть ботинки        13. Снять ботинки

14. местов нет        14. Мест нет

15. одеваю  пальто        15. Надеваю пальто

16. к ей, к ему        16. К ней, к нему

17. тортЫ        17. Торты

18.5 килограмм        18. 5 килограммов

19. сколько времени        19. Который час

20. слезать, вылезать        20. Сходить, выходить

21. крайний        21. Последний

 Приложение № 6

                             Правила хорошего тона во время беседы

Уважаемые родители! Надеемся, эти правила этикета с вашей помощью будет усвоены детьми.

  •  Не стоит быть слишком болтливым, нужно хорошо ориентироваться в общей теме разговора.
  • Не употреблять крикливого «Я», культурный тон поведения требует избегать в разговоре с собеседником неприятных для него тем или тех, которые будут вызывать скуку.
  • Для поддержания разговора необходимо выбирать темы, которые будут интересны вашему собеседнику.
  • Каждое слово должно произноситься очень четко и уверенно, чтобы ваш собеседник мог вас понять. Но в тоже время вы не должны очень громко разговаривать что бы, ни в коем случае не оказаться в неловкое положение. Если в вашу беседу вмешивается третий оппонент, а ваш разговор был интимного характера, вам нужно быть достаточно корректным и деликатным.
  • Ни в коем случае нельзя во время разговора показывать, что вам скучно утомительно или то, что вы хотели бы разговаривать с другими людьми. Также нельзя держать в руках, какие либо предметы, которые могут вас отвлекать от беседы или все время смотреть на часы.

  • Культурный и воспитанный человек никогда не будет сплетничать.

  •  Не обсуждать темы по поводу внешнего вида знакомых людей.

  • Не красиво во время разговора перебивать собеседника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Мы вместе" (заседание родительского клуба)

Встреча проводится в нетрадиционной форме - включена предварительная работа, как с родителями, так и с детьми; на самом занятии используются элементы тренинга. Такая форма работы предоставляет возможн...

Методическая разработка: Заседание «Клуба выходного дня» «Адаптируемся вместе»

Работа с родителями по адаптации детей в детском саду....

Методическая разработка заседания детско-родительского клуба по теме «Жизнь без опасности»

Цель: содействовать активному участию родителей в формировании у детей безопасного поведенияЗадачи: - закрепить правила безопасности дома...

Заседание родительского клуба "Гнездышко". Тема заседания "Дети, родители и детский сад"

Родительский клуб "Гнездышко". Первая ознакомительная встреча. Познакомить родителей друг с другом, сплотить их. Подвести к выводу, что дети, родители и сотрудники детского сада это одна бол...

Заседание родительского клуба в старшей логопедической группе "Говорить красиво - это здорово!"

Заседание родительского клуба в старшей логопедической группе "Говорить красиво - это здорово!"...