Заседание родительского клуба "Содружество" "Детские страхи. Почему важно слушать и слышать ребенка?"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Заседание клуба Почему важно слышать ребенка? Детские страхи.
Тема: «Как слушать своего ребенка и что нам мешает это делать».
Цели:
- Дать представление об активном слушании детей и понимании их страхов;
Задачи:
1. Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.
2. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.
3. Содействовать эмоциональному сближению всех участников образовательного процесса, организации их общения.
Игра-знакомство.
Участники называют свое имя и любое качество, начинающееся на первую букву имени.
Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые родители!
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием». Что же это значит – активно слушать ребенка?
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление.
Существуют некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания.
Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.
Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы.
Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль – в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Беседа по способу активного слушания очень непривычна, и ею овладеть непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. Их по крайней мере три. Они также могут служить признаками того, что вам удается правильно слушать ребенка. Перечислю их.
1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
В последние два десятилетия психологи проделали очень важную работу: они выделили типы традиционных родительских высказываний – настоящих помех на пути активного слушания ребенка. Их оказалось целых двенадцать! Давайте же познакомимся с этими типами автоматических ответов родителей, а также с тем, что слышат в них дети.
1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».
В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности «в беде». В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.
2. Предупреждения, предостережения, угрозы:
«Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».
Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик. Угрозы и предупреждения плохи еще и тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.
3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».
Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое.
4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».
Как правило, мы не скупимся на подобные советы. Больше того, считаем своим долгом давать их детям. Часто приводим в пример себя. «Когда я был в твоем возрасте…» Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они открыто восстают: «Ты так думаешь, а я по другому», «Тебе легко говорить», «Без тебя знаю!». Что стоит за такими негативными реакциями ребенка? Желание быть самостоятельным, принимать решения самому. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его, наперед все знаем. Такая позиция родителей – позиция «сверху» – раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила. Не послушалась – пеняй на себя».
И здесь дети отвечают «Отстань», «Сколько можно», «Хватит!» В лучшем случае они перестают нас слышать.
6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!»
Вы, наверное, уже готовы согласиться с тем, что никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту, ответное нападение, отрицание, озлобление, либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем.
Что же может спасти положение, если ситуация в семье сложилась именно таким образом?
Первый и главный путь – постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его. Нет ничего более пагубного для ваших отношений, чем такое мнение.
7. Похвала. После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. В похвале есть всегда элемент оценки «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем». Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее.
8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!» Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе.
9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это все из-за того, что ты…», «Небось опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь…»
И в самом деле, кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его «вычисляют»? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.
10. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?».
Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все-таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные.
11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.
Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе.
12. Отшучивание, уход от разговора.
Познакомившись с длинным списком неудачных высказываний, вы можете воскликнуть: «И это нельзя, и то нельзя – что же можно?»
Очень важно научиться слышать собственные ошибки.
Чтобы более полно понять какие мы совершаем ошибки при общении с ребенком проведем небольшой тест.
Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?»
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком показывает существенное влияние на его успешность. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?
1. Какой (ая) ты у меня молодец (умница).
2. Ты способный (ая, у тебя все получится.
3. Ты невыносим (а!
4. У всех дети, как дети, а у меня.
5. Ты мой (я) помощник (ца).
6. Вечно у тебя все не так.
7. Сколько раз тебе повторять!
8. Какой (ая) ты сообразительный (ая).
9. Чтобы я больше не видел (а) твоих друзей!
10. Как ты считаешь?
11. Ты полностью распустился (сь!
12. Познакомь меня со своими друзьями.
13. Я тебе обязательно помогу, не переживай!
14. Меня не интересует, что ты хочешь!
Обработка результатов теста:
Если Вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13,
то начислите себе по одному баллу за каждый ответ.
Если Вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14,
то начислите себе по два балла за каждый ответ.
Подсчитайте общую сумму баллов.
7-8 баллов: Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9-10 баллов: Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11-12 баллов: Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.
13-14 баллов: Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношении со своим ребенком.
Что же такое страх?
Страх-это эмоциональная реакция человека на угрозу для жизни, страх может играть роль защитного механизма. Страхи могут выражаться в волнении, тревогах, беспокойстве или опасениях чего-то. Чаще всего страхи – нечто неопределенное, мнимое и расплывчатое.
Детские страхи в основном проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив и впечатлителен к окружающему миру. Он, как губка, впитывает в себя все, что увидел, услышал и узнал, верит разным историям, которые могут рассказать ему родители или старшие братья и сестры. Беспокойные, нервные, мнительные родители зачастую даже не подозревают, что могут служить причиной страха у своего ребенка. Они могут также слишком опекать его от воображаемых опасностей.
Поговорим о причинах страхов.
Основные причины страхов у детей - неуверенность в себе, порождающая робость, тревожность, несамостоятельность, ведущие к неведению, к сниженному уровню ориентации в окружающем ребенка мире, а то и к полному ее отсутствию.
До двух лет основные страхи - страхи перед незнакомыми предметами, людьми, животными.
Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда, если учесть напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события.
Это, прежде всего, ситуативные страхи опоздания (у дошкольников) животных и неожиданных звуков.
Наоборот, в группе "невидимых" страхов, не указываемых родителями, но признаваемых детьми, будут многочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств.
Как же помочь ребенку справиться со страхами?
В проблеме детских страхов важны три момента.
Во-первых, детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни лесом. Последствия этого - тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
А. Валлон в книге "От действия к мысли" приводит такой случай. На руку ребенка в возрасте чуть больше года села муха. Дедушка, конечно же, любивший внука, проявил непростительную неосторожность, заявив: "Берегись, она тебя сейчас съест". Он пошутил. Но когда спустя некоторое время к руке малыша пристала крошка хлеба, у него возник такой страх, что в течение некоторого времени ему приходилось надевать на руки перчатки для защиты от мух. Еще несколько таких "шуток" - и у ребенка невроз, кошмарные сны, тревожно-мнительное развитие личности.
Во-вторых, никогда не стыдить ребенка за испытываемый страх. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх повлияет на психику ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т. д. Испытывающий страх и не понятый родителями пассивен, склонен к депрессии. Страх у ребенка разрастается, что уже угрожает неврозом.
В-третьих, ребенка никогда нельзя оставлять одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым.
Чем больше ребенок знает, особенно в том, что не только интересует, но и тревожит его, тем меньше страхов. Не получая удовлетворительного ответа на поэтапно углубляющиеся ориентационно - познавательные вопросы, он отвечает на вопросы сам, и это не лучшие ответы. Фантазия и неведение в таком случае порождают страхи.
Лучшая психотерапия страхов это – игра. Играя, можно побегать за волком (один из играющих надевает маску волка). И теперь уже боится, просит прощения за свои проделки волк. В игре можно и самому побыть волком, бабой-ягой, попугать маму и бабушку, посмеяться над их страхом. Смех убивает страх. Очевидно, что в игре, как в древнем обряде, страх изживается символическим действом, когда страшное побеждают, превращая его в нестрашное.
Игра - способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра - это движение, победа, радость, удовольствие. Игра для ребенка - дело серьезное, поэтому и относиться к ней надо соответствующим образом.
Предметная игра строится вокруг предмета, ролевая - на каком-либо образе. Смешанные игры - предметно-ролевые, когда мальчик, катая машинку, воображает себя шофером, а девочка, играющая с куклой, видит себя мамой. Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам, морякам помогает побороть страх и испуг, неизбежные в любой игре.
Цель психологически направленных игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.
Игра предоставляет массу возможностей, причем все эти способы являются совершенно естественными для ребенка. Именно поэтому можно использовать даже не специальные психокоррекционные игры, а народные игры-забавы, которые прекрасно справляются с задачами уменьшения различных детских страхов и их профилактики.
А сейчас поговорим о некоторых видах страха. Существуют следующие виды страхов :
Страх темноты – наиболее распространенный страх среди детей дошкольного возраста. В темноте ребенок считает себя более уязвимым, так как выключается основной канал органов чувств – зрение. Ребенок теряет ориентацию в пространстве, воздух уплотняется и кажется, что вокруг уже совсем другая реальность.
Несколько приёмов, которые могут помочь преодолеть страх темноты у детей:
- Конкретизировать страх и поиграть с ним. Нужно ненавязчиво выяснить у ребёнка, кого или чего именно он боится, когда остаётся один. Затем можно слепить или нарисовать того, кто пугает малыша.
- Играть в темноте. Например, соорудить уютный домик из стульев и покрывал и спрятаться в нём, залезть под одеяло вместе с фонариком и притвориться шпионом, устроить театр теней.
- Сделать детскую уютной. Вместе с ребёнком выбрать кроватку, постельное бельё, настольную лампу, нарисовать картинки и развесить их на стене. Это поможет малышу почувствовать себя в комнате безопасно и комфортно.
- Оставить в детской включённый ночник, неяркую лампу или фонарик. Это позволит ребёнку видеть то, что происходит вокруг, и не бояться неизвестности.
- Не нагружать ребёнка перед сном. Ограничить просмотр телевизора перед сном, исключить активные игры.
- Подарить игрушку-компаньона. Вместе с малышом выбрать игрушку, которую он сможет взять с собой в кровать.
- Включить спокойную музыку перед сном. Тихая музыка поможет малышу адаптироваться к темноте, отвлечься от страхов, не даст услышать пугающие посторонние звуки и позволит расслабиться и уснуть.
- Если страх темноты у ребёнка сохраняется на протяжении длительного времени и мешает его нормальной жизнедеятельности, стоит обратиться к психологу.
Следующий вид страха - Страх врачей, уколов, крови, боли – Один из самых распространенных страхов – страх боли. Именно им связаны между собой все эти четыре страха. Дети боятся уколов, боятся все и всегда, но с возрастом они учатся терпеть, чтобы не выглядеть трусливыми в глазах сверстник-друзей. Хуже когда ребенок остается в больнице один, без мамы. Это достаточно серьезно травмирует его психику.
Несколько приёмов, которые могут помочь преодолеть страх врачей, уколов, крови и боли у детей:
- Обыграть страх в игре. Для этого нужно разыграть с помощью игрушек и кукол ситуации, которые будут происходить в поликлинике или больнице.
- Посмотреть мультфильм или почитать книжки по данной теме. Затем обсудить с ребёнком, для чего герой пришёл к врачу, чего он боялся и чем всё завершилось.
- «Анатомирование страха». Нужно объяснить ребёнку, для чего нужен, например, шприц. Затем на игрушках или членах семьи показать примерный порядок действий при взятии крови, уколе.
- Нарисовать позитивный образ доктора. Важно, чтобы ребёнок изобразил доктора в мельчайших подробностях, обратив внимание на важные черты и атрибуты (одежду врача, шприц и т. д.).
- Нарисовать страх. Рядом нужно нарисовать себя большого, сильного, смелого, чтобы у ребёнка появилось чувство превосходства над страхом.
- Увлечь ребёнка занятием, которое ему нравится. Возможно, он любит рисовать, играть игрушками, читать книжки или просто рассматривать картинки.
- После посещения врача поговорить о чувствах и переживаниях ребёнка. Поделиться своими чувствами и обязательно похвалить ребёнка за смелость и терпение.
- Если боязнь уколов и походов к врачу слишком стойкая и препятствует проведению необходимых медицинских процедур, рекомендуется обратиться к детскому психологу.
Следующий вид страха - Страх вымышленных и сказочных героев – часто, посмотрев страшный фильм перед сном, ребенок вскакивает ночью и будит родителей, говорит о том, что ему боязно и просит посидеть с ним.
Несколько приёмов, которые могут помочь ребёнку преодолеть страх вымышленных и сказочных героев:
- Рисование. Можно нарисовать того, кого малыш боится, а затем подарить рисунок, чтобы задобрить и подружиться. Или, наоборот, устроить торжественную победу, разорвав рисунок на мелкие кусочки.
- Придуманная сказка. Для ребёнка до четырёх лет можно придумать сказку, в которой будет присутствовать волшебный предмет, способный победить всех злых существ. С ребёнком старше четырёх лет есть смысл придумать сказку вместе, в которой можно победить того же Волка или Кощея, а можно с ним подружиться.
- Домашний театр. Исполняя роли различных персонажей вместе с родными, ребёнок переживает свой страх. Постепенно можно подводить ребёнка к тому, чтобы он сам сыграл роль того самого страшного персонажа.
- Заострение внимания на положительном конце сказки. Нужно обсудить способ, с помощью которого добро победило.
- Ролевая игра. Вместе с малышом изготовляют «страшную» маску, изображающую объект его страхов. Надев эту маску, взрослый на время превращается в волка или тигра, а задачей ребёнка становится напугать его громким криком, ударами в барабан или любым другим безопасным способом.
- Если страх сохраняется длительное время, рекомендуется обратиться за психологической консультацией или помощью.
Страх животных – очень распространенный среди детей. Практически у всех детей имеется страх пауков. Один из факторов, по мнению автора, влияющие на появление боязни паука, - это страх боли. Пауки непонятны и неприятны внешне, они быстро бегают, именно устрашающий вид, но самое главное – они могут укусить.
Для преодоления страха животных у детей можно использовать следующие приёмы:
- Сказкотерапия. Можно найти сказки, которые поддерживают ребёнка и показывают, что у других тоже могут быть подобные страхи. Также можно сочинить вместе сказку о детском страхе и придумать, как ключевой герой побеждает его.
- Игровая терапия. В игре ребёнок может дать выход своим эмоциям и желаниям, набирается опыта общения, учится управлять собой и укрепляет уверенность в себе.
- Использование воображения. Ребёнок может представить то, чего боится, например кошку. Он заходит в комнату, остаётся с ней наедине, и ничего страшного не происходит — можно погладить животное, поиграть с ним, обнять.
- Посещение зоопарков, океанариумов. Знакомство с животными поможет узнать, какие звери нравятся ребёнку, а какие нет, и почему.
- Моральная поддержка. Когда дети боятся животное, их нужно поддержать.
- Если страх не проходит, рекомендуется обратиться к психологу.
И еще один вид - Страх потеряться.
Как известно, дети с 5 лет уже могут ненадолго оставаться играть одни. Они находят, чем себя занять, играют в ролевые игры и дают родителям возможность заниматься своими делами. Но это не касается тех детей, которые боятся остаться одни. Можно выявить очень много разных причин, если подойти к каждому случаю страха одиночества отдельно. Это и неуверенность в своих действиях из-за гиперопеки роли родителей, и неврозы страха темноты и замкнутого пространства, и ревность к старшим или младшим братьям и сестрам и т. д.
Несколько приёмов, которые могут помочь ребёнку преодолеть страх потеряться:
- Отыграть боязнь потеряться в игре. Можно придумать сценку, в которой ребёнок будет помогать потерявшемуся малышу. На роль плачущего ребёнка можно взять маленькую куклу. Так ребёнок легче почувствует ответственность за младшего и своё преимущество в возможностях самоконтроля и поисках решения.
- Предложить ребёнку нарисовать или слепить свой страх. В процессе выполнения задания нужно узнать у ребёнка, что или кого он нарисовал. Затем следует обратить внимание на то, что страх теперь не внутри ребёнка, а вовне, и ребёнок может им управлять.
- Сочинить сказку про страхи ребёнка. Главным героем сюжета может стать сам малыш, который смело сражается со злобным монстром-страхом и непременно побеждает его или вступает с ним в диалог и становится другом.
- Почитать книги или посмотреть мультфильмы про героев, которые преодолели свой страх. Важно обсудить их.
- Если самостоятельно преодолеть страх не удаётся, рекомендуется обратиться за помощью к психологу.
В завершении хочу вам дать несколько советов:
- нужно рассказать, что у папы и мамы тоже когда-то были страхи, которые они, повзрослев, преодолели. В этом случае ребенок понимает, что бояться не стыдно и взрослые могут помочь. У него появляется надежда стать смелым и сильным, когда подрастет.
- Нужно создавать атмосферу максимального психологического комфорта, то есть стараться облегчить страдания от страха. Например, оставлять приоткрытой дверь в комнату, где спит малыш, включать там светильник, брать крепко за руку, проходя мимо собаки.
- Нельзя запугивать ребенка разными страшными обещаниями : отдать в детдом, бросить на улице, сдать в милицию, сделать укол. У маленького человека страх, что его не любят и бросят, еще более велик.
- Детям противопоказаны семейные ссоры, которые порождают разнообразные страхи, тревогу и чувство вины. Поскольку им часто кажется, что родители больше никогда не помирятся, произойдет что-то ужасное и к тому же во всем виноват ребенок. Вот если бы он не заболел, не сломал игрушку, то все было бы иначе.
Ребёнку можно показать, что вы его понимаете, просто слушая его. Слушать ребёнка необходимо, но ещё более необходимо слышать, что он вам говорит.
- Что такое родительская любовь? (Родительская любовь как солнце необходима каждому. Это бескрайний океан, где плавают и наслаждаются нежностью и теплотой дети; Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.)
- Давайте продолжим фразу: "Дети - это : цветы жизни". Да, ребенок - это цветочек, очень хрупкий, ранимый, беззащитный, который нуждается в защите в любви. И чтобы цветочек рос и не увядал ему нужна вода. Так давайте подарим этому цветочку капли любви, которыми он будет питаться всю свою жизнь.
- У вас на столах лежат капли, напишите на них самое доброе, самое ласковое слово своему малышу-цветку.
Составляем картинку: 
- Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Говорите своему ребенку их каждый день. Слова можно сопровождать и объятиями. Считается, что ласковые слова и четыре объятия совершенно необходимы каждому ребенку, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально - 12 раз в день! Любите своего ребенка за то, что он есть. Ведь ребенок ждет любви, он в ней нуждается. Родители, а особенно мама, самые главные люди в его жизни.
Семья – это основа всего доброго, положительного, что есть в ребёнке. Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!
Хорошо, если в семье будет традиция: по вечерам с ребенком вести задушевные беседы. При этом Вы садитесь рядышком и рассказываете друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии.
Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.
Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием.
Опрос
Была ли полезна для вас сегодняшняя встреча?
Чем полезна эта встреча?
Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?
Нашли ли вы ответы на свои вопросы?
Какие выводы для себя сделали?
Что нового вы узнали сегодня?
Что вы будете делать по-другому после этого собрания?
Спасибо за внимание!
Ждем вас снова!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание клуба Почему важно слышать ребенка? Детские страхи.
Тема: «Как слушать своего ребенка и что нам мешает это делать».
Цели:
- Дать представление об активном слушании детей и их понимании;
Задачи:
1. Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.
2. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.
3. Содействовать эмоциональному сближению всех участников образовательного процесса, организации их общения.
3. «Как слушать своего ребенка и что нам мешает это делать».
3. Тест «Какой я родитель»
Игра-знакомство.
Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые родители!
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием». Что же это значит – активно слушать ребенка?
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление.
Существуют некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания.
Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.
Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы.
Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль – в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Беседа по способу активного слушания очень непривычна, и ею овладеть непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. Их по крайней мере три. Они также могут служить признаками того, что вам удается правильно слушать ребенка. Перечислю их.
1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
В последние два десятилетия психологи проделали очень важную работу: они выделили типы традиционных родительских высказываний – настоящих помех на пути активного слушания ребенка. Их оказалось целых двенадцать! Давайте же познакомимся с этими типами автоматических ответов родителей, а также с тем, что слышат в них дети.
1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».
В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности «в беде». В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.
2. Предупреждения, предостережения, угрозы:
«Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».
Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик. Угрозы и предупреждения плохи еще и тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.
3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».
Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое.
4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».
Как правило, мы не скупимся на подобные советы. Больше того, считаем своим долгом давать их детям. Часто приводим в пример себя. «Когда я был в твоем возрасте…» Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они открыто восстают: «Ты так думаешь, а я по другому», «Тебе легко говорить», «Без тебя знаю!». Что стоит за такими негативными реакциями ребенка? Желание быть самостоятельным, принимать решения самому. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его, наперед все знаем. Такая позиция родителей – позиция «сверху» – раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила. Не послушалась – пеняй на себя».
И здесь дети отвечают «Отстань», «Сколько можно», «Хватит!» В лучшем случае они перестают нас слышать.
6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!»
Вы, наверное, уже готовы согласиться с тем, что никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту, ответное нападение, отрицание, озлобление, либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем.
Что же может спасти положение, если ситуация в семье сложилась именно таким образом?
Первый и главный путь – постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его. Нет ничего более пагубного для ваших отношений, чем такое мнение.
7. Похвала. После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. В похвале есть всегда элемент оценки «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем». Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее.
8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!» Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе.
9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это все из-за того, что ты…», «Небось опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь…»
И в самом деле, кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его «вычисляют»? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.
10. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?».
Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все-таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные.
11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.
Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе.
12. Отшучивание, уход от разговора.
Познакомившись с длинным списком неудачных высказываний, вы можете воскликнуть: «И это нельзя, и то нельзя – что же можно?»
Очень важно научиться слышать собственные ошибки.
Чтобы более полно понять какие мы совершаем ошибки при общении с ребенком проведем небольшой тест.
Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?»
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком показывает существенное влияние на его успешность. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?
1. Какой (ая) ты у меня молодец (умница).
2. Ты способный (ая, у тебя все получится.
3. Ты невыносим (а!
4. У всех дети, как дети, а у меня.
5. Ты мой (я) помощник (ца).
6. Вечно у тебя все не так.
7. Сколько раз тебе повторять!
8. Какой (ая) ты сообразительный (ая).
9. Чтобы я больше не видел (а) твоих друзей!
10. Как ты считаешь?
11. Ты полностью распустился (сь!
12. Познакомь меня со своими друзьями.
13. Я тебе обязательно помогу, не переживай!
14. Меня не интересует, что ты хочешь!
Обработка результатов теста:
Если Вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13,
то начислите себе по одному баллу за каждый ответ.
Если Вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14,
то начислите себе по два балла за каждый ответ.
Подсчитайте общую сумму баллов.
7-8 баллов: Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9-10 баллов: Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11-12 баллов: Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.
13-14 баллов: Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношении со своим ребенком.
Что же такое страх?
Страх-это эмоциональная реакция человека на угрозу для жизни, страх может играть роль защитного механизма. Страхи могут выражаться в волнении, тревогах, беспокойстве или опасениях чего-то. Чаще всего страхи – нечто неопределенное, мнимое и расплывчатое.
Детские страхи в основном проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив и впечатлителен к окружающему миру. Он, как губка, впитывает в себя все, что увидел, услышал и узнал, верит разным историям, которые могут рассказать ему родители или старшие братья и сестры. Беспокойные, нервные, мнительные родители зачастую даже не подозревают, что могут служить причиной страха у своего ребенка. Они могут также слишком опекать его от воображаемых опасностей.
Поговорим о причинах страхов.
Основные причины страхов у детей - неуверенность в себе, порождающая робость, тревожность, несамостоятельность, ведущие к неведению, к сниженному уровню ориентации в окружающем ребенка мире, а то и к полному ее отсутствию.
До двух лет основные страхи - страхи перед незнакомыми предметами, людьми, животными.
Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда, если учесть напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события.
Это, прежде всего, ситуативные страхи опоздания (у дошкольников) животных и неожиданных звуков.
Наоборот, в группе "невидимых" страхов, не указываемых родителями, но признаваемых детьми, будут многочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств.
Как же помочь ребенку справиться со страхами?
В проблеме детских страхов важны три момента.
Во-первых, детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни лесом. Последствия этого - тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
А. Валлон в книге "От действия к мысли" приводит такой случай. На руку ребенка в возрасте чуть больше года села муха. Дедушка, конечно же, любивший внука, проявил непростительную неосторожность, заявив: "Берегись, она тебя сейчас съест". Он пошутил. Но когда спустя некоторое время к руке малыша пристала крошка хлеба, у него возник такой страх, что в течение некоторого времени ему приходилось надевать на руки перчатки для защиты от мух. Еще несколько таких "шуток" - и у ребенка невроз, кошмарные сны, тревожно-мнительное развитие личности.
Во-вторых, никогда не стыдить ребенка за испытываемый страх. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх повлияет на психику ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т. д. Испытывающий страх и не понятый родителями пассивен, склонен к депрессии. Страх у ребенка разрастается, что уже угрожает неврозом.
В-третьих, ребенка никогда нельзя оставлять одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым.
Чем больше ребенок знает, особенно в том, что не только интересует, но и тревожит его, тем меньше страхов. Не получая удовлетворительного ответа на поэтапно углубляющиеся ориентационно - познавательные вопросы, он отвечает на вопросы сам, и это не лучшие ответы. Фантазия и неведение в таком случае порождают страхи.
Лучшая психотерапия страхов это – игра. Играя, можно побегать за волком (один из играющих надевает маску волка). И теперь уже боится, просит прощения за свои проделки волк. В игре можно и самому побыть волком, бабой-ягой, попугать маму и бабушку, посмеяться над их страхом. Смех убивает страх. Очевидно, что в игре, как в древнем обряде, страх изживается символическим действом, когда страшное побеждают, превращая его в нестрашное.
Игра - способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра - это движение, победа, радость, удовольствие. Игра для ребенка - дело серьезное, поэтому и относиться к ней надо соответствующим образом.
Предметная игра строится вокруг предмета, ролевая - на каком-либо образе. Смешанные игры - предметно-ролевые, когда мальчик, катая машинку, воображает себя шофером, а девочка, играющая с куклой, видит себя мамой. Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам, морякам помогает побороть страх и испуг, неизбежные в любой игре.
Цель психологически направленных игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.
Игра предоставляет массу возможностей, причем все эти способы являются совершенно естественными для ребенка. Именно поэтому можно использовать даже не специальные психокоррекционные игры, а народные игры-забавы, которые прекрасно справляются с задачами уменьшения различных детских страхов и их профилактики.
А сейчас поговорим о некоторых видах страха. Существуют следующие виды страхов :
Страх темноты – наиболее распространенный страх среди детей дошкольного возраста. В темноте ребенок считает себя более уязвимым, так как выключается основной канал органов чувств – зрение. Ребенок теряет ориентацию в пространстве, воздух уплотняется и кажется, что вокруг уже совсем другая реальность.
Несколько приёмов, которые могут помочь преодолеть страх темноты у детей:
- Конкретизировать страх и поиграть с ним. Нужно ненавязчиво выяснить у ребёнка, кого или чего именно он боится, когда остаётся один. Затем можно слепить или нарисовать того, кто пугает малыша.
- Играть в темноте. Например, соорудить уютный домик из стульев и покрывал и спрятаться в нём, залезть под одеяло вместе с фонариком и притвориться шпионом, устроить театр теней.
- Сделать детскую уютной. Вместе с ребёнком выбрать кроватку, постельное бельё, настольную лампу, нарисовать картинки и развесить их на стене. Это поможет малышу почувствовать себя в комнате безопасно и комфортно.
- Оставить в детской включённый ночник, неяркую лампу или фонарик. Это позволит ребёнку видеть то, что происходит вокруг, и не бояться неизвестности.
- Не нагружать ребёнка перед сном. Ограничить просмотр телевизора перед сном, исключить активные игры.
- Подарить игрушку-компаньона. Вместе с малышом выбрать игрушку, которую он сможет взять с собой в кровать.
- Включить спокойную музыку перед сном. Тихая музыка поможет малышу адаптироваться к темноте, отвлечься от страхов, не даст услышать пугающие посторонние звуки и позволит расслабиться и уснуть.
- Если страх темноты у ребёнка сохраняется на протяжении длительного времени и мешает его нормальной жизнедеятельности, стоит обратиться к психологу.
Следующий вид страха - Страх врачей, уколов, крови, боли – Один из самых распространенных страхов – страх боли. Именно им связаны между собой все эти четыре страха. Дети боятся уколов, боятся все и всегда, но с возрастом они учатся терпеть, чтобы не выглядеть трусливыми в глазах сверстник-друзей. Хуже когда ребенок остается в больнице один, без мамы. Это достаточно серьезно травмирует его психику.
Несколько приёмов, которые могут помочь преодолеть страх врачей, уколов, крови и боли у детей:
- Обыграть страх в игре. Для этого нужно разыграть с помощью игрушек и кукол ситуации, которые будут происходить в поликлинике или больнице.
- Посмотреть мультфильм или почитать книжки по данной теме. Затем обсудить с ребёнком, для чего герой пришёл к врачу, чего он боялся и чем всё завершилось.
- «Анатомирование страха». Нужно объяснить ребёнку, для чего нужен, например, шприц. Затем на игрушках или членах семьи показать примерный порядок действий при взятии крови, уколе.
- Нарисовать позитивный образ доктора. Важно, чтобы ребёнок изобразил доктора в мельчайших подробностях, обратив внимание на важные черты и атрибуты (одежду врача, шприц и т. д.).
- Нарисовать страх. Рядом нужно нарисовать себя большого, сильного, смелого, чтобы у ребёнка появилось чувство превосходства над страхом.
- Увлечь ребёнка занятием, которое ему нравится. Возможно, он любит рисовать, играть игрушками, читать книжки или просто рассматривать картинки.
- После посещения врача поговорить о чувствах и переживаниях ребёнка. Поделиться своими чувствами и обязательно похвалить ребёнка за смелость и терпение.
- Если боязнь уколов и походов к врачу слишком стойкая и препятствует проведению необходимых медицинских процедур, рекомендуется обратиться к детскому психологу.
Следующий вид страха - Страх вымышленных и сказочных героев – часто, посмотрев страшный фильм перед сном, ребенок вскакивает ночью и будит родителей, говорит о том, что ему боязно и просит посидеть с ним.
Несколько приёмов, которые могут помочь ребёнку преодолеть страх вымышленных и сказочных героев:
- Рисование. Можно нарисовать того, кого малыш боится, а затем подарить рисунок, чтобы задобрить и подружиться. Или, наоборот, устроить торжественную победу, разорвав рисунок на мелкие кусочки.
- Придуманная сказка. Для ребёнка до четырёх лет можно придумать сказку, в которой будет присутствовать волшебный предмет, способный победить всех злых существ. С ребёнком старше четырёх лет есть смысл придумать сказку вместе, в которой можно победить того же Волка или Кощея, а можно с ним подружиться.
- Домашний театр. Исполняя роли различных персонажей вместе с родными, ребёнок переживает свой страх. Постепенно можно подводить ребёнка к тому, чтобы он сам сыграл роль того самого страшного персонажа.
- Заострение внимания на положительном конце сказки. Нужно обсудить способ, с помощью которого добро победило.
- Ролевая игра. Вместе с малышом изготовляют «страшную» маску, изображающую объект его страхов. Надев эту маску, взрослый на время превращается в волка или тигра, а задачей ребёнка становится напугать его громким криком, ударами в барабан или любым другим безопасным способом.
- Если страх сохраняется длительное время, рекомендуется обратиться за психологической консультацией или помощью.
Страх животных – очень распространенный среди детей. Практически у всех детей имеется страх пауков. Один из факторов, по мнению автора, влияющие на появление боязни паука, - это страх боли. Пауки непонятны и неприятны внешне, они быстро бегают, именно устрашающий вид, но самое главное – они могут укусить.
Для преодоления страха животных у детей можно использовать следующие приёмы:
- Сказкотерапия. Можно найти сказки, которые поддерживают ребёнка и показывают, что у других тоже могут быть подобные страхи. Также можно сочинить вместе сказку о детском страхе и придумать, как ключевой герой побеждает его.
- Игровая терапия. В игре ребёнок может дать выход своим эмоциям и желаниям, набирается опыта общения, учится управлять собой и укрепляет уверенность в себе.
- Использование воображения. Ребёнок может представить то, чего боится, например кошку. Он заходит в комнату, остаётся с ней наедине, и ничего страшного не происходит — можно погладить животное, поиграть с ним, обнять.
- Посещение зоопарков, океанариумов. Знакомство с животными поможет узнать, какие звери нравятся ребёнку, а какие нет, и почему.
- Моральная поддержка. Когда дети боятся животное, их нужно поддержать.
- Если страх не проходит, рекомендуется обратиться к психологу.
И еще один вид - Страх потеряться.
Как известно, дети с 5 лет уже могут ненадолго оставаться играть одни. Они находят, чем себя занять, играют в ролевые игры и дают родителям возможность заниматься своими делами. Но это не касается тех детей, которые боятся остаться одни. Можно выявить очень много разных причин, если подойти к каждому случаю страха одиночества отдельно. Это и неуверенность в своих действиях из-за гиперопеки роли родителей, и неврозы страха темноты и замкнутого пространства, и ревность к старшим или младшим братьям и сестрам и т. д.
Несколько приёмов, которые могут помочь ребёнку преодолеть страх потеряться:
- Отыграть боязнь потеряться в игре. Можно придумать сценку, в которой ребёнок будет помогать потерявшемуся малышу. На роль плачущего ребёнка можно взять маленькую куклу. Так ребёнок легче почувствует ответственность за младшего и своё преимущество в возможностях самоконтроля и поисках решения.
- Предложить ребёнку нарисовать или слепить свой страх. В процессе выполнения задания нужно узнать у ребёнка, что или кого он нарисовал. Затем следует обратить внимание на то, что страх теперь не внутри ребёнка, а вовне, и ребёнок может им управлять.
- Сочинить сказку про страхи ребёнка. Главным героем сюжета может стать сам малыш, который смело сражается со злобным монстром-страхом и непременно побеждает его или вступает с ним в диалог и становится другом.
- Почитать книги или посмотреть мультфильмы про героев, которые преодолели свой страх. Важно обсудить их.
- Если самостоятельно преодолеть страх не удаётся, рекомендуется обратиться за помощью к психологу.
В завершении хочу вам дать несколько советов:
- нужно рассказать, что у папы и мамы тоже когда-то были страхи, которые они, повзрослев, преодолели. В этом случае ребенок понимает, что бояться не стыдно и взрослые могут помочь. У него появляется надежда стать смелым и сильным, когда подрастет.
- Нужно создавать атмосферу максимального психологического комфорта, то есть стараться облегчить страдания от страха. Например, оставлять приоткрытой дверь в комнату, где спит малыш, включать там светильник, брать крепко за руку, проходя мимо собаки.
- Нельзя запугивать ребенка разными страшными обещаниями : отдать в детдом, бросить на улице, сдать в милицию, сделать укол. У маленького человека страх, что его не любят и бросят, еще более велик.
- Детям противопоказаны семейные ссоры, которые порождают разнообразные страхи, тревогу и чувство вины. Поскольку им часто кажется, что родители больше никогда не помирятся, произойдет что-то ужасное и к тому же во всем виноват ребенок. Вот если бы он не заболел, не сломал игрушку, то все было бы иначе.
Ребёнку можно показать, что вы его понимаете, просто слушая его. Слушать ребёнка необходимо, но ещё более необходимо слышать, что он вам говорит.
- Что такое родительская любовь? (Родительская любовь как солнце необходима каждому. Это бескрайний океан, где плавают и наслаждаются нежностью и теплотой дети; Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.)
- Давайте продолжим фразу: "Дети - это : цветы жизни". Да, ребенок - это цветочек, очень хрупкий, ранимый, беззащитный, который нуждается в защите в любви. И чтобы цветочек рос и не увядал ему нужна вода. Так давайте подарим этому цветочку капли любви, которыми он будет питаться всю свою жизнь.
- У вас на столах лежат капли, напишите на них самое доброе, самое ласковое слово своему малышу-цветку.
Составляем картинку:
- Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Говорите своему ребенку их каждый день. Слова можно сопровождать и объятиями. Считается, что ласковые слова и четыре объятия совершенно необходимы каждому ребенку, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально - 12 раз в день! Любите своего ребенка за то, что он есть. Ведь ребенок ждет любви, он в ней нуждается. Родители, а особенно мама, самые главные люди в его жизни.
Семья – это основа всего доброго, положительного, что есть в ребёнке. Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!
Хорошо, если в семье будет традиция: по вечерам с ребенком вести задушевные беседы. При этом Вы садитесь рядышком и рассказываете друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии.
Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.
Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием.
Опрос
Была ли полезна для вас сегодняшняя встреча?
Чем полезна эта встреча?
Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?
Нашли ли вы ответы на свои вопросы?
Какие выводы для себя сделали?
Что нового вы узнали сегодня?
Что вы будете делать по-другому после этого собрания?
Спасибо за внимание!
Ждем вас снова!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Давайте слушать и слышать своих детей» Выступление на родительском собрании гр.№12 воспитателя: Миннихановой Г.М.
1.УМЕЕТ ЛИ РЕБЕНОК СЛУШАТЬ?2.УМЕТЬ СЛУШАТЬ - ЛУЧШИЙ СПОСОБ ОБЩАТЬСЯ!3.УМЕЕТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК СЛУШАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ УКАЗАНИЯВЗРОСЛОГО?4.РАЗВИТА ЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА МЕХАНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ?5.РАЗВИТА ЛИ У ...

Детские страхи: почему они возникают и как с ними бороться?
В статье представлены причины возникновения детских страхов; наиболее частые ошибки родителей, которые порождают детские страхи. А также представлены способы преодоления страхов у детей...

Сценарий родительского собрания «Детские страхи»
Цель: профилактика возникновения детских страхов и тревожности.Задачи: познакомить родителей с причинами и особенностями возникновения страхов у детей дошкольного возраста, с некоторыми прие...

Консультация для ребенка: "Почему взрослым важно слушать и слышать своих детей и как научиться понимать ребенка"
Консультация для ребенка...

Родительское собрание "Детские страхи и причины из возникновения"
Познакомить родителей с причинами и особенностями возникновения страхов у детей дошкольного возраста, с некоторыми приемами борьбы со страхами; отработать навыки родительского поведения, препятствующе...

Заседание родительского клуба "Содружество" "Детские страхи. Почему важно слушать и слышать ребенка?"
Заседание клуба Почему важно слышать ребенка? Детские страхи.Тема: «Как слушать своего ребенка и что нам мешает это делать».Цели:- Дать представление об активном слушании детей и понимании...


