Главные вкладки

    Мастер- класс Тема: «Использование элементов Лего-конструирования и интерактивных игрушек на логопедических занятиях».
    методическая разработка по логопедии на тему

    Сафонова Ирина Эдуардовна
    Мастер- класс Тема: «Использование элементов Лего-конструирования и интерактивных игрушек на логопедических занятиях».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass.docx24.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер- класс

    Тема: «Использование элементов Лего-конструирования и интерактивных игрушек  на логопедических занятиях».

    Цель: Ознакомление педагогов с возможностями конструктора Лего и интерактивных игрушек в речевом развитии дошкольников. Формирование практических навыков игры в Лего-конструктор.

    Задачи: 1. Познакомить педагогов с возможностями конструктора Лего и интерактивными игрушками, которые могут быть использованы для речевого развития детей дошкольного возраста.

    2. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, создавать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к образовательной деятельности.

    Ход мастер-класса

    Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать на нашем мастер-классе.

    Дети:

    1. Лего – умная игра,

        Увлекательна, хитра!

    2. Интересно здесь играть,

        Строить, составлять, искать!

            3. Приглашаю всех друзей

                В Лего поиграть скорей!

            4. Тут и взрослым интересно!

                В Лего поиграть полезно!

    Тема нашего мастер-класса: «Использование элементов Лего-конструирования и интерактивных игрушек на логопедических занятиях».

    На современном этапе развития инновационных технологий особое место занимает ЛЕГО-конструирование. Ведь развивая мелкую моторику, мы действуем на кору головного мозга, что дает нам развивать речь. ЛЕГО-конструирование эффективно применяется в логопедии. С помощью ЛЕГО-конструктора  закрепляются грамматические конструкции, лексика, развивается связная речь. Также ЛЕГО-конструктор можно применять при обучении грамоте, закреплении звукового анализа, составлении схемы предложения. Занятия с использованием ЛЕГО очень интересны для детей, они воспринимают как игру, поэтому ЛЕГО помогает более эффективно усвоить программный материал.

    И сегодня я хочу показать, как можно применять ЛЕГО-конструктор для развития речи детей.

    При проведении  Артикуляционной гимнастики используем такие задания:

    Задание 1. Поставьте на плато 3 детали в ряд: круг, трубочка, кирпичик. Показываем на детали и выполняем артикуляционные упражнения: «Колечко», «Трубочка», «Заборчик». Вариант: педагог указывает детали в разнобой, дети должны выполнить соответствующую позу.

    Задание 2.  Поставьте  на своих плато 4-ре детали в следующем порядке: красную – в середину, зеленую - вверху, желтую - внизу, фиолетовую - слева и оранжевую - справа. Показываем на детали и выполняем упражнения для языка: «Качели», «Часики», «Парус», «Киска сердится», «Лопаточка», «Иголочка». /при выполнении этих заданий также развивается мелкая моторика и пространственная ориентация/

    Для развития звукопроизношения и фонематического слуха играем в такие игры:  

    «Произнеси звук кратко и протяжно»

    - Выложите на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы.

    Послушайте, как гудит самолет: «л-л-л». Он может издавать протяжный звук: «л-л-л» и краткий звук: «л». Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в самолет и полетаем. Летать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на плато».

    Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый, выложенный на плато элемент конструктора, и произнести звук [Л]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.

     «Где находится звук?» /на определение места звука в слове/

    - Выложите на плато цепочку из трех деталей конструктора: красной, желтой, зеленой.

    У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «Л»».

    Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «Л» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове.

    «Продолжи узор и произнеси слоги»

    - Продолжите узор на плато из красных, желтых и зеленых элементов.

    Вы уже знаете, что наш веселый самолет любит разные песенки. Но иногда он путает слова этих песенок. Давайте ему поможем. Договоримся, что красная деталь – это слог «ЛА», желтая – слог «ЛО», зеленая – слог «ЛУ». Постарайтесь не перепутать и пропеть песенку правильно».

    Педагог просит ребенка указывать пальчиком на элементы ряда и произносить слоги в зависимости от его цвета.

    Игры по усвоению лексики и грамматики по лексическим темам с использованием конструирования.

    «Рассели животных по домам» /определение количества слогов в слове/

    Предварительная работа: дети из элементов конструктора строят дома с одним, двумя, тремя окнами.

    Детям раздаются фигурки животных, названия которых состоят из одного, двух и трех слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.

    «Паровоз»

    Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор картинок с изображением предметов различных групп (например – домашние животные и дикие животные).

    На первом этапе занятия педагог просит детей по образцу выложить с помощью элементов конструктора на своих плато «вагончики»: - Наши животные отправляются в путешествие на поезде. Надо рассадить их по вагонам. Только нельзя их смешивать между собой – в левом вагоне поедут домашние животные, а в правом – дикие. Задача детей – разложить игрушки, согласно инструкции.

    Интерактивная игрушка «Пчелки» /автоматизация звуков в изолированном виде/

    Задания:

    1. Помоги пчелке долететь до цветочка, пожужжи вместе с ней: «жжжж».

    2. Помоги трактору доехать до поля, заведи мотор: «тррр».

    3. Помоги самолету долететь до аэропорта, погуди вместе с ним: «лллл».

    4. Помоги  машине добраться до гаража, заведи мотор: «тррр».

    Дети программируют пчелку, и, пока пчелка едет, произносят нужный звук.

    Использование ЛЕГО-игр создает положительную мотивацию, формирует интерес к изучению новой информации, снимает негативное отношения к процессу обучения, что позволяет говорить о коррекционном воздействии ЛЕГО- конструктора в целом.

    Рефлексия

    Конструктор ЛЕГО - лучший друг.

    Он учит, развивает, и с ним составишь ты хоть что,

    Он очень помогает.

    Буклеты.

    Использованная литература

    1. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002.

    2. Комарова, Л. Г. Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    3. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера»

    4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно- игровой деятельности у детей с помощью Lego. – М.: Владос, 2003.

    5. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М: Академия, 2003.

    Самоанализ мастер- класса.

    Тема: «Использование элементов Лего-конструирования и интерактивных игрушек  на логопедических занятиях».

    Цель: Ознакомление педагогов с возможностями конструктора Лего и интерактивных игрушек в речевом развитии дошкольников. Формирование практических навыков игры в Лего-конструктор.

    Для достижения этой цели я познакомила педагогов с возможностями конструктора Лего и интерактивными игрушками, которые могут быть использованы для речевого развития детей дошкольного возраста.

    Сегодня мною были представлены игры  для развития артикуляционной моторики, мелкой моторики рук и  пространственной ориентации:  «Артикуляционная гимнастика»

    Игры, направленные на развитие звукопроизношения и фонематического слуха:  

    «Произнеси звук кратко и протяжно», «Где находится звук?», «Продолжи узор и произнеси слоги».

    Игры, используемые в речевом развитии – «Паровоз» - при изучении лексической темы «Животные», «Рассели животных по домам»- на определение количества слогов в слове.

    Интерактивная игрушка «Пчелки» - на автоматизацию звуков в изолированном виде.

    Я хотела показать, как  ЛЕГО – конструктор можно использовать логопедам на логопедических занятиях, так и воспитателям на занятиях по развитию речи.

    1. Лего – умная игра,

        Увлекательна, хитра!

    2. Интересно здесь играть,

        Строить, составлять, искать!

            3. Приглашаю всех друзей

                В Лего поиграть скорей!

            4. Тут и взрослым интересно!

                В Лего поиграть полезно!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс Будем здоровы!. "Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях".

    Цель: применение здоровьесберегающих и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.Задачи:обучить детей приёмам сохранения здоровья:восстановления сил,развития ...

    Мастер-класс Тема: Использование изоленты в детском творчерстве "Домик"

    Расчитан педагогов и родителей, а также детей дошкольного возраста. Эту работу может сделать даже дети 2-3-хгодовалые....

    Мастер-класс для родителей по Лего конструированию «Развиваться вместе с Лего веселей»

    Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО- конструирования. Вовлечение родителей в образовател...

    Презентация "Использование элементов лего-конструирования на логопедических занятиях".

    Логопедическая работа с использованием лего-конструирования сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негати...