« Игры по словообразованию» ( Статья сдана для публикации в журнал " Логопед")
статья по логопедии на тему

Успенская Светлана Васильевна

 

         Любая форма поражения речевой деятельности ребёнка предполагает прохождение им всего сложного пути усвоения языка, как системы. В этой системе лексико-грамматическая сторона речи образует единое целое с другими составными частями. Нашей задачей является обучение ребёнка с речевыми нарушениями овладению родным языком, где важное место отводится:

- развитию и увеличению пассивного и активного словаря;

- развитию грамматического строя;

- развитию   понимания и употребления грамматических форм;

- умению детей практически пользоваться фразовой речью;

- умению употреблять основные грамматические категории;

- развитию навыка практического словоизменения по падежам, лицам, числам, родам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_slovoobrazovaniyu.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Город Москва

ГБОУ «Школа №222»

Работа

Тема: « Игры по словообразованию»

учителя - логопеда

Успенской Светланы Васильевны


   

        Любая форма поражения речевой деятельности ребёнка предполагает прохождение им всего сложного пути усвоения языка, как системы. В этой системе лексико-грамматическая сторона речи образует единое целое с другими составными частями. Нашей задачей является обучение ребёнка с речевыми нарушениями овладению родным языком, где важное место отводится:

 развитию и увеличению пассивного и активного словаря;

развитию грамматического строя;

 развитию   понимания и употребления грамматических форм;

 умению детей практически пользоваться фразовой речью;

умению употреблять основные грамматические категории;

развитию навыка практического словоизменения по падежам, лицам, числам, родам.

        Приведенные ниже упражнения в словообразовании помогут детям

 подготовительного дошкольного возраста развить некоторые лексико-грамматические категории, а также овладеть ими.

        Упражнения в словообразовании являются итоговой  частью занятий, на которых отрабатывались определённые морфемные конструкции Упражнения кратковременные, проводят их в быстром темпе. В случае затруднений в ответах (молчание детей) или при первых ошибках требуемое слово необходимо подсказать логопеду, проговорить вместе, включить это слово ещё раз в ходе данного упражнения.

№1                          « НАЗОВИ            ПОСУДУ»

Программное содержание: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов.

--Сейчас мы будем вспоминать интересные слова, которые обозначают посуду. Даже если кто и забыл нужное слово, его легко образовать от слова, обозначающего продукт, который в этой посуде хранится.

--Посуда, где лежит хлеб -           хлебница

………….для конфет -                  конфетница

………….для перца -                    перечница

………….для сахара -                   сахарница

………….для селёдки -                 селёдочница

………… для салата –                   салатница

………….для соли -                      солонка

………….для масла -                    маслёнка

-- есть специальная посуда в которой заваривают чай         – чайник

                                                                            или кофе         – кофейник.

-- вот в этой посуде подают к обеду суп                                     супник

                                                 или         соус                                    соусник.

№ 2                            « ЧЕЙ           ДОМ»

Программное содержание: учить образовывать притяжательные прилагательные.

все дома и спрашивал: «Чей дом?». Всем он приказал отвечать громко и правильно, а если кто ответит тихо или неправильно, его выгонял из домика. Начинал он со своего дома и громко кричал: «В этом доме живёт козёл. Чей дом? – Козлиный».

Рядом стоял дом, где жила коза. Чей дом? ( козий).

В другом доме жили коровы и телята. Чей дом? (коровий и телячий).

Дальше жил верблюд. Чей дом? (верблюжий).

В этом доме хрюкает поросёнок. Чей дом? (поросячий).

А вот молодой осёл всегда боялся, чтобы не ошибиться, а то останешься без дома. Как отвечал осёл? Чей дом? (ослиный).

Всегда весело и громко отвечали две овцы. Чей дом? (овечий).

Дружно крякали в ответ утки. Чей дом? (утиный).

А в одном пустом доме поселились разбойники. Стали они скорее вспоминать правильное слово, чтобы козла обхитрить и остаться в доме. Чей дом? Разбойники отвечают: «Разбойничий». Ничего не поделать, раз ответили правильно, выгнать их нельзя.

№ 3                 «КАК      КОЗОЧКА      И      ВОЛК       РАЗГОВАРИВАЛИ»

Программное содержание: учить образовывать существительные со значением уменьшительности и увеличительности.

« Расскажу я вам сказку. Я начну, а потом вы мне будете помогать.

Встретились козочка и волк. Остановились и разговаривают. Коза говорит: « Меня козлятки по голосу узнают, у меня голосок ласковый». Волк отвечает:

«А я их пугаю. У тебя голосок, а у меня голосище». « Меня козлятки любят. У меня ласковые глазки». « У тебя глазки, а у меня глазищи». «Я учу козляток топать, у меня маленькая ножка». «У тебя ножка, а у меня ножища».

«Я их нежно облизываю, у меня нежный язычок». « А я их оцарапаю, у тебя язычок, а у меня язычище». «А вот чего у тебя нет! У меня страшные рожищи! Стала коза волка бодать, он и убежал.

     № 4               « НАЗОВИ              МЕНЯ»

Программное содержание: упражнять в образовании существительных с помощью различных суффиксов.

«Давайте вместе поиграем! Вам надо одним словом назвать человека, о котором я буду говорить. Это слово должно отвечать на вопрос – кто он?

( Отрабатываем существительные мужского и женского рода)

--Человек мне помогает, он мой …                   - помощник,       - помощница

--Человек умеет шутить, он большой …           - шутник,                 - шутница

--Этот ребёнок любит проказы, он …            -проказник,        -проказница        

--А этот всё время умничает, он такой …     - умник,                 -умница                

--Человек очень добрый, назовём его …            -добряк,                 -добрячка

--Вова очень сильный, про него говорят…  - силач,                 - силачка

--Алёша очень модничает, он настоящий …- модник,                -модница.

--А Дима много болтает, он такой …            - болтун                -болтунья

--Женя много говорит, он…                                - говорун,        - говорунья

--Этот малыш постоянно шалит, он …                -шалун,        - шалунья

--Про хитрого человека говорят, он …                -хитрец,        - хитрунья              --А про хвастливого …                                        -хвастун,        - хвастунья

--Рома часто молчит, он у нас …                        - молчун,        - молчунья

--Витю ленивого назовём…                                -ленивец,        - ленивица

--А вот два человека из сказки. Один богатый, пребогатый, а другой очень бедный. Их зовут …                                        - богач,         - богачка                                                                               …- бедняк,         - беднячка

№ 5          « И    Я    ТОЖЕ »

Программное содержание: упражнять в образовании существительных женского рода с помощью суффиксов.

        « Есть такая игра, в которую играют мальчики и девочки. Мальчики говорят про себя, а девочки про себя и каждый старается сказать правильно. Один мальчик говорит: « Я – мастер». А девочка отвечает: « Я тоже -  мастерица».

        Сейчас я буду говорить от лица мальчика, а вы будете отвечать от лица девочки.

Я лыжник             - я тоже лыжница

я лётчик             - я тоже лётчица

я шутник             - я тоже шутни

я шутник             - я тоже шутница

 я ученик             - я тоже учениц

я затейник             - я тоже затейница

 я защитник     - я тоже защитниц

я танцовщик   - я тоже танцовщица

я учитель             - я тоже учительница отличник             - я тоже отличница  

                                               

я повар     - я тоже повариха

я ткач        - я тоже ткачиха

я портной        - я тоже портниха        

я дворник           - я тоже дворничиха

 я дворник        - я тоже дворничиха  

я пловец        - я тоже пловчиха

я бегун        - я тоже бегунья

я прыгун      - я тоже прыгунья

я спортсмен - я тоже спортсменка

я гимнаст     - я тоже гимнастка

        А потом мальчики стали говорить такие слова, что девочки не захотели быть такими же. Они стали говорить: « А я не …..»

я озорник      - а я не озорница            я болтун     - а я не болтунья

я упрямец     - а я не упрямица           я драчун     - а я не драчунья

я трус            - а я не трусиха              я шалун      - а я не шалунья

я ленивец      - а я не ленивица           я ворчун     - а я не ворчунья

я лентяй        - а я не лентяйка            я проказник – а я не проказница

№ 6              «  СКАЖИ      ОДНИМ      СЛОВОМ  »

Программное содержание: упражнять в образовании имён прилагательных путём сложения двух слов.

        «Сегодня мы поиграем в игру, которая научит нас образовывать новое слово из двух названных мной.

--В доме шесть этажей. Вслушайтесь в последние два слова – шесть этажей. Значит этот дом какой?  - Шестиэтажный.

--Этому дереву десять лет, оно…десятилетнее.

--Цветок тепло любит, он …теплолюбивый.

--Человек труд любит, он …трудолюбивый.

--У новой машины очень быстрый ход, она … быстроходная.

--У слона толстая кожа, он … толстокожий.

--Идёт дедушка с седой бородой, он … седобородый.

--У бобра длинная шерсть, он …длинношёрстый.

--У спортсменки длинные ноги, она …длинноногая.

--У птицы длинный хвост, она …длиннохвостая.

--У моей подружки серые глаза, она …сероглазая.

--У клоуна рыжие волосы, он …рыжеволосый.

--А вот малыш с круглым лицом, он … круглолицый.

--На морозе у детей красные щёки, они …краснощёкие.

--Выбежал щенок с отвислыми ушами, он вислоухий.

--У берёзы белый ствол, она …белоствольная.

№  7                « СЛОЖИ      В      ОДНО      СЛОВО »

Программное содержание: учить образовывать слова путём словосложения.

        «В нашей речи встречаются слова, которые как будто сложены из двух слов. Иногда такое слово заменяет собой целое предложение и мы тогда говорим более кратко. Например: мы говорим: «Помещение, где хранятся овощи», а можно сказать короче – овощехранилище. Такое сложное слово всем понятно, так как в него вошли части знакомых нам слов – овощи, хранить или сохранять.

        Ещё раз послушайте, как это звучит – овощехранилище. Вы слышали такое слово? – Да, на Дмитровском шоссе есть овощехранилище. Туда осенью завозят для зимнего хранения много картофеля, капусты, лука и других овощей.

        Попробуйте теперь сами составить другое сложное слово. Как назвать место, где хранится очень много воды - …водохранилище. По водохранилищу могут плыть пароходы, лодки, в нём живёт много рыбы.

        Вы слышали слово электропоезд – это поезд, который едет с помощью электричества. Может быть ещё кто-то знает слова, которые начинаются с части слова – электро…    - электролампа, электробритва, электрощётка.

        А теперь сложите ещё другие слова. В природе бывают такие явления:

листья падают – листопад                        снег падает – снегопад

вода падает -      водопад                          лёд ходит   -  ледоход

сено косят   -      сенокос                          голый лёд   - гололёд

буря ломает -     бурелом

        В нашей жизни много работ выполняют машины. Часто по названию работы называют и машины.

Овощи режет  - овощерезка                    кофе мелет   - кофемолка

Мясо рубит     - мясорубка                      сок выжимает – соковыжималка

Пыль сосёт     - пылесос                          сам варит      - самовар

        А есть ещё много машин без которых трудно обойтись.

Сам сваливает – самосвал                       сам катит   -        самокат

по снегу катит – снегокат                        по снегу ходит – снегоход

везде ходит -       вездеход                       лёд колет    -        ледокол

бетон мешает -    бетономешалка           сено косит  -        сенокосилка

бензин возит  -    бензовоз                       молоко возит -     молоковоз

по луне ходит -   луноход                        воду проводит -   водопровод

землю черпает -  землечерпалка             мышей ловит   -   мышеловка

        Вы знаете, что люди выполняют разную работу, т. е. у них разные профессии. Вслушайтесь в название профессии и вы поймёте, какую работу выполняет человек этой профессии.

Рыбу ловит       -  рыболов                  зверей ловит       - зверолов

Сады разводит  - садовод                   оленей разводит - оленевод

Пчёл разводит   - пчеловод                в воду лазает       - водолаз    

В море плавает  - мореплаватель       лес рубит            - лесоруб

Сталь варит       - сталевар                  трубы чистит     - трубочист

на коньках бегает – конькобежец     землю пашет      - землепашец

экскурсию водит – экскурсовод       цветы разводит  - цветовод

Существует ещё достаточное количество игр и упражнений по образованию притяжательных и относительных прилагательных, глаголов, наречий и т.д. , которые помогают ребёнку освоить родной язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры разные нужны", статья для научно - методического журнала "Дошкольное воспитание" (№6 2012)

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности детей возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми....

Формирование произношения звуков у детей с моторной алалией ( Статья сдана для публикации в журнал " Логопед"

В постановке звуков нуждаются все моторные алалики. Особенностью этих детей является то, что у них могут отсутствовать все звуки, даже очень простые по артикуляции ([М, Т] и подобные). Может не быть г...

Игры на словообразование для детей 6-7 лет (публикация в журнале "Логопед" №6 2017 г.)

Игры на словообразование для детей 6-7 лет  (журнал "Логопед" №6 2017 год)...

Публикации в журнал "Звёздочка наша"

Публикации на тему выставок декоративно-прикладного искуства к Новому году....