Игры по словообразованию
методическая разработка по логопедии на тему

Успенская Светлана Васильевна

Любая форма поражения речевой деятельности ребёнка предполагает прохождение им всего сложного пути усвоения языка, как системы. В этой системе лексико-грамматическая сторона речи образует единое целое с другими составными частями. Нашей задачей является обучение ребёнка с речевыми нарушениями овладению родным языком, где важное место отводится:

 развитию и увеличению пассивного и активного словаря;

развитию грамматического строя;

 развитию   понимания и употребления грамматических форм;

 умению детей практически пользоваться фразовой речью;

умению употреблять основные грамматические категории;

развитию навыка практического словоизменения по падежам, лицам, числам, родам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_slovoobrazovaniyu.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №222»

Игры по словообразованию

Составитель:

 учитель-логопед Успенская С.В.

2015 г.

  Любая форма поражения речевой деятельности ребёнка предполагает прохождение им всего сложного пути усвоения языка, как системы. В этой системе лексико-грамматическая сторона речи образует единое целое с другими составными частями. Нашей задачей является обучение ребёнка с речевыми нарушениями овладению родным языком, где важное место отводится:

 развитию и увеличению пассивного и активного словаря;

развитию грамматического строя;

 развитию   понимания и употребления грамматических форм;

 умению детей практически пользоваться фразовой речью;

умению употреблять основные грамматические категории;

развитию навыка практического словоизменения по падежам, лицам, числам, родам.

        Приведенные ниже упражнения в словообразовании помогут детям

 подготовительного дошкольного возраста развить некоторые лексико-грамматические категории, а также овладеть ими.

        Упражнения в словообразовании являются итоговой  частью занятий, на которых отрабатывались определённые морфемные конструкции Упражнения кратковременные, проводят их в быстром темпе. В случае затруднений в ответах (молчание детей) или при первых ошибках требуемое слово необходимо подсказать логопеду, проговорить вместе, включить это слово ещё раз в ходе данного упражнения.

№1                          « НАЗОВИ            ПОСУДУ»

Программное содержание: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов.

--Сейчас мы будем вспоминать интересные слова, которые обозначают посуду. Даже если кто и забыл нужное слово, его легко образовать от слова, обозначающего продукт, который в этой посуде хранится.

--Посуда, где лежит хлеб -           хлебница

………….для конфет -                  конфетница

………….для перца -                    перечница

………….для сахара -                   сахарница

………….для селёдки -                 селёдочница

………… для салата –                   салатница

………….для соли -                      солонка

………….для масла -                    маслёнка

-- есть специальная посуда в которой заваривают чай         – чайник

                                                                            или кофе         – кофейник.

-- вот в этой посуде подают к обеду суп                                     супник

                                                 или         соус                                    соусник.

№ 2                            « ЧЕЙ           ДОМ»

Программное содержание: учить образовывать притяжательные прилагательные.

все дома и спрашивал: «Чей дом?». Всем он приказал отвечать громко и правильно, а если кто ответит тихо или неправильно, его выгонял из домика. Начинал он со своего дома и громко кричал: «В этом доме живёт козёл. Чей дом? – Козлиный».

Рядом стоял дом, где жила коза. Чей дом? ( козий).

В другом доме жили коровы и телята. Чей дом? (коровий и телячий).

Дальше жил верблюд. Чей дом? (верблюжий).

В этом доме хрюкает поросёнок. Чей дом? (поросячий).

А вот молодой осёл всегда боялся, чтобы не ошибиться, а то останешься без дома. Как отвечал осёл? Чей дом? (ослиный).

Всегда весело и громко отвечали две овцы. Чей дом? (овечий).

Дружно крякали в ответ утки. Чей дом? (утиный).

А в одном пустом доме поселились разбойники. Стали они скорее вспоминать правильное слово, чтобы козла обхитрить и остаться в доме. Чей дом? Разбойники отвечают: «Разбойничий». Ничего не поделать, раз ответили правильно, выгнать их нельзя.

№ 3                 «КАК      КОЗОЧКА      И      ВОЛК       РАЗГОВАРИВАЛИ»

Программное содержание: учить образовывать существительные со значением уменьшительности и увеличительности.

« Расскажу я вам сказку. Я начну, а потом вы мне будете помогать.

Встретились козочка и волк. Остановились и разговаривают. Коза говорит: « Меня козлятки по голосу узнают, у меня голосок ласковый». Волк отвечает:

«А я их пугаю. У тебя голосок, а у меня голосище». « Меня козлятки любят. У меня ласковые глазки». « У тебя глазки, а у меня глазищи». «Я учу козляток топать, у меня маленькая ножка». «У тебя ножка, а у меня ножища».

«Я их нежно облизываю, у меня нежный язычок». « А я их оцарапаю, у тебя язычок, а у меня язычище». «А вот чего у тебя нет! У меня страшные рожищи! Стала коза волка бодать, он и убежал.

     № 4               « НАЗОВИ              МЕНЯ»

Программное содержание: упражнять в образовании существительных с помощью различных суффиксов.

«Давайте вместе поиграем! Вам надо одним словом назвать человека, о котором я буду говорить. Это слово должно отвечать на вопрос – кто он?

( Отрабатываем существительные мужского и женского рода)

--Человек мне помогает, он мой …                   - помощник,       - помощница

--Человек умеет шутить, он большой …           - шутник,                 - шутница

--Этот ребёнок любит проказы, он …            -проказник,        -проказница        

--А этот всё время умничает, он такой …     - умник,                 -умница                

--Человек очень добрый, назовём его …            -добряк,                 -добрячка

--Вова очень сильный, про него говорят…  - силач,                 - силачка

--Алёша очень модничает, он настоящий …- модник,                -модница.

--А Дима много болтает, он такой …            - болтун                -болтунья

--Женя много говорит, он…                                - говорун,        - говорунья

--Этот малыш постоянно шалит, он …                -шалун,        - шалунья

--Про хитрого человека говорят, он …                -хитрец,        - хитрунья              --А про хвастливого …                                        -хвастун,        - хвастунья

--Рома часто молчит, он у нас …                        - молчун,        - молчунья

--Витю ленивого назовём…                                -ленивец,        - ленивица

--А вот два человека из сказки. Один богатый, пребогатый, а другой очень бедный. Их зовут …                                        - богач,         - богачка                                                                               …- бедняк,         - беднячка

№ 5          « И    Я    ТОЖЕ »

Программное содержание: упражнять в образовании существительных женского рода с помощью суффиксов.

        « Есть такая игра, в которую играют мальчики и девочки. Мальчики говорят про себя, а девочки про себя и каждый старается сказать правильно. Один мальчик говорит: « Я – мастер». А девочка отвечает: « Я тоже -  мастерица».

        Сейчас я буду говорить от лица мальчика, а вы будете отвечать от лица девочки.

Я лыжник             - я тоже лыжница

я лётчик             - я тоже лётчица

я шутник             - я тоже шутни

я шутник             - я тоже шутница

 я ученик             - я тоже учениц

я затейник             - я тоже затейница

 я защитник     - я тоже защитниц

я танцовщик   - я тоже танцовщица

я учитель             - я тоже учительница отличник             - я тоже отличница  

                                               

я повар     - я тоже повариха

я ткач        - я тоже ткачиха

я портной        - я тоже портниха        

я дворник           - я тоже дворничиха

 я дворник        - я тоже дворничиха  

я пловец        - я тоже пловчиха

я бегун        - я тоже бегунья

я прыгун      - я тоже прыгунья

я спортсмен - я тоже спортсменка

я гимнаст     - я тоже гимнастка

        А потом мальчики стали говорить такие слова, что девочки не захотели быть такими же. Они стали говорить: « А я не …..»

я озорник      - а я не озорница            я болтун     - а я не болтунья

я упрямец     - а я не упрямица           я драчун     - а я не драчунья

я трус            - а я не трусиха              я шалун      - а я не шалунья

я ленивец      - а я не ленивица           я ворчун     - а я не ворчунья

я лентяй        - а я не лентяйка            я проказник – а я не проказница

№ 6              «  СКАЖИ      ОДНИМ      СЛОВОМ  »

Программное содержание: упражнять в образовании имён прилагательных путём сложения двух слов.

        «Сегодня мы поиграем в игру, которая научит нас образовывать новое слово из двух названных мной.

--В доме шесть этажей. Вслушайтесь в последние два слова – шесть этажей. Значит этот дом какой?  - Шестиэтажный.

--Этому дереву десять лет, оно…десятилетнее.

--Цветок тепло любит, он …теплолюбивый.

--Человек труд любит, он …трудолюбивый.

--У новой машины очень быстрый ход, она … быстроходная.

--У слона толстая кожа, он … толстокожий.

--Идёт дедушка с седой бородой, он … седобородый.

--У бобра длинная шерсть, он …длинношёрстый.

--У спортсменки длинные ноги, она …длинноногая.

--У птицы длинный хвост, она …длиннохвостая.

--У моей подружки серые глаза, она …сероглазая.

--У клоуна рыжие волосы, он …рыжеволосый.

--А вот малыш с круглым лицом, он … круглолицый.

--На морозе у детей красные щёки, они …краснощёкие.

--Выбежал щенок с отвислыми ушами, он вислоухий.

--У берёзы белый ствол, она …белоствольная.

№  7                « СЛОЖИ      В      ОДНО      СЛОВО »

Программное содержание: учить образовывать слова путём словосложения.

        «В нашей речи встречаются слова, которые как будто сложены из двух слов. Иногда такое слово заменяет собой целое предложение и мы тогда говорим более кратко. Например: мы говорим: «Помещение, где хранятся овощи», а можно сказать короче – овощехранилище. Такое сложное слово всем понятно, так как в него вошли части знакомых нам слов – овощи, хранить или сохранять.

        Ещё раз послушайте, как это звучит – овощехранилище. Вы слышали такое слово? – Да, на Дмитровском шоссе есть овощехранилище. Туда осенью завозят для зимнего хранения много картофеля, капусты, лука и других овощей.

        Попробуйте теперь сами составить другое сложное слово. Как назвать место, где хранится очень много воды - …водохранилище. По водохранилищу могут плыть пароходы, лодки, в нём живёт много рыбы.

        Вы слышали слово электропоезд – это поезд, который едет с помощью электричества. Может быть ещё кто-то знает слова, которые начинаются с части слова – электро…    - электролампа, электробритва, электрощётка.

        А теперь сложите ещё другие слова. В природе бывают такие явления:

листья падают – листопад                        снег падает – снегопад

вода падает -      водопад                          лёд ходит   -  ледоход

сено косят   -      сенокос                          голый лёд   - гололёд

буря ломает -     бурелом

        В нашей жизни много работ выполняют машины. Часто по названию работы называют и машины.

Овощи режет  - овощерезка                    кофе мелет   - кофемолка

Мясо рубит     - мясорубка                      сок выжимает – соковыжималка

Пыль сосёт     - пылесос                          сам варит      - самовар

        А есть ещё много машин без которых трудно обойтись.

Сам сваливает – самосвал                       сам катит   -        самокат

по снегу катит – снегокат                        по снегу ходит – снегоход

везде ходит -       вездеход                       лёд колет    -        ледокол

бетон мешает -    бетономешалка           сено косит  -        сенокосилка

бензин возит  -    бензовоз                       молоко возит -     молоковоз

по луне ходит -   луноход                        воду проводит -   водопровод

землю черпает -  землечерпалка             мышей ловит   -   мышеловка

        Вы знаете, что люди выполняют разную работу, т. е. у них разные профессии. Вслушайтесь в название профессии и вы поймёте, какую работу выполняет человек этой профессии.

Рыбу ловит       -  рыболов                  зверей ловит       - зверолов

Сады разводит  - садовод                   оленей разводит - оленевод

Пчёл разводит   - пчеловод                в воду лазает       - водолаз    

В море плавает  - мореплаватель       лес рубит            - лесоруб

Сталь варит       - сталевар                  трубы чистит     - трубочист

на коньках бегает – конькобежец     землю пашет      - землепашец

экскурсию водит – экскурсовод       цветы разводит  - цветовод

Существует ещё достаточное количество игр и упражнений по образованию притяжательных и относительных прилагательных, глаголов, наречий и т.д. , которые помогают ребёнку освоить родной язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидиктическая игра на словообразование

Пользуясь карточками детям удобно и интересно побирать слова....

Картотека «Коррекционно-развивающие игры по словообразованию для работы с детьми ОНР»

В картотеке "Коррекционно-развивающие игры по словообразованию для работы с детьми ОНР" даны примеры дидактических игр, использование которых способствует развитию грамматически правильной речи....

Методическая разработка по инновационной деятельности "Игры на словообразование по лексическим темам"

Методическая разработка по инновационной деятельности "Игры на словообразование по лексическим темам"...

« Игры по словообразованию» ( Статья сдана для публикации в журнал " Логопед")

Любая форма поражения речевой деятельности ребёнка предполагает прохождение им всего сложного пути усвоения языка, как системы. В этой системе ле...

Игры на словообразование для детей 6-7 лет (публикация в журнале "Логопед" №6 2017 г.)

Игры на словообразование для детей 6-7 лет  (журнал "Логопед" №6 2017 год)...

Дидактические игры на словообразование.

Дидактические игры и упражнения на формирование словообразования существительных....

Дидактическая игра (на словообразование) "У кого какая мама?"

Дидактическая игра (на словообразование) "У кого какая мама?"Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов (-иц, -их, -ок)Наглядный материал: картинки с изображением жи...