Практикум для родителей воспитанников 2 младшей группы на тему: «Игры для развития речи детей»
консультация по логопедии (младшая группа) по теме

Игры – это любимое занятие наших детей. Трудно найти ребёнка, который не любил бы игр. Вместе с тем игра это не только детское развлечение, но и самый большой помощник родителям в воспитании детей. Во-первых, это единственное чем можно успокоить и занять ребёнка, чтобы выкроить время для каких-то своих дел. Во-вторых, игра необходима для развития ребенка. Она является основной деятельностью в детском возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_2_ml.gr_.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей воспитанников 2 младшей группы

на тему:

«Игры для развития речи детей»

Игры – это любимое занятие наших детей. Трудно найти ребёнка, который не любил бы игр. Вместе с тем игра это не только детское развлечение, но и самый большой помощник родителям в воспитании детей. Во-первых, это единственное чем можно успокоить и занять ребёнка, чтобы выкроить время для каких-то своих дел. Во-вторых, игра необходима для развития ребенка. Она является основной деятельностью в детском возрасте.

Развивающая игра имеет большое значение и для эмоционального становления детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице). Играя затем в больницу, имитируя и проигрывая страшные истории в играх, ребёнок перестает их бояться.

Игра, к тому же и критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. С возрастом меняется не только ребёнок, растет не только он, но и игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. Застревание ребёнка на каком-то этапе, ведёт и к остановке развития игры, что может быть первым сигналом для родителей о возникновении проблем в развитии у ребёнка. Таким образом, этапы развития игр должны соответствовать этапам возрастного развития ребенка.

Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Затем ребёнок уже приобщается к действительности, он играет уже не чью-то роль, не роль взрослого, а у него появляется своя собственная роль в мире взрослых. Игры во взрослых уже теряют своё значение для него. В школьном возрасте появляется уже игры направленные на развитие умственной и эмоциональной сферы ребенка, где он учится общаться со сверстниками взрослыми, изучает правила взаимоотношений в обществе.

Начиная включаться всё больше в мир взрослых, игра постепенно утрачивает свой смысл и превращается во времяпровождение для детей, в своеобразный отдых.

Пока же ваши дети ещё только на пути к взрослой жизни, наблюдайте за их развитием, и чаще с ними играйте в занимательные игры.

«Что сначала, что потом»

Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

 Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

 сначала чай наливают, потом пьют

 сначала человек ложится спать, потом встает

 сначала самолет взлетает, потом…

 сначала птичка откладывает яичко, потом…

 Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

 Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:

 сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,

 сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…

 Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

«Что будет, если…»

Еще одна устная игра.

 Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.

 "Что будет, если я встану ногами в лужу?"

 "Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

«Что можно делать с … С чем можно делать…»

 Вы начинаете:

 "Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает.

 Или:

 "Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".

 Или:

 Чай пьют, а печенье едят.

 На кровати лежат, а на стуле сидят.

 Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.

 Рубашку шьют, а шарф …

 Котлеты жарят, а суп…

 Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.

 Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

«Кто что делает?»

Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

 Начало может быть таким:

 "Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."

 "Чайник - свистит, кипит,…"

 "Машина - едет, гудит, светит,…"

 "Снег - идет, тает,…"

 "Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"

 Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

 И лягушка, и зайчик - прыгают.

 И птица, и муха летают.

 И снег, и дождь выпадают на землю.

 И снег, и лед - тают.

 Или много предметов на одно действие:

 "Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"

 "Едет - машина, поезд, велосипед, …"

 "Тает - мороженое, лед, …"

 Или задания, имеющие только один ответ:

 "Кто чинит сапоги?"

 "Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях.

 "Кто хоботом пьет воду?"

 "Носит грибы на иголках?" и т.д.

«Что где? Кто где?»

Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.

 Что есть у нас на кухне?

 Что есть у нас в прихожей? И так далее.

 Где у нас стоит телевизор?

 Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).

 Потом "отправиться" в путешествие.

 Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?

 Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

«Что внутри?»

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

 дом - стол,

 шкаф - свитер,

 холодильник - кефир,

 тумбочка - книжка,

 пузырек - лекарство,

 кастрюля - суп,

 дупло - белка,

 улей - пчелы,

 нора - лиса,

 автобус - пассажиры,

 корабль - матросы,

 больница - врачи,

 магазин - покупатели.

«Угадай, кто это?»

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

 Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

 Например:

 Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)

 Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)

 Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)

 Длинная, безногая, ядовитая. (змея)

 Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)

 Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

«Больше, чем… Меньше, чем»

Взрослый ставит задачу:

 "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал."

 Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.

 Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего его мира, используя при этом самые разнообразные виды развивающих игр для детей.   Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему. Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка и его родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум с родителями второй младшей группы на тему: "Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребёнка 3 - 4 лет"

Семинар - практикум с родителями на тему: "Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребёнка 3 - 4 лет"...

Мастер - класс для родителей 2 младшей группы по теме: «Игры способствующие развитию речи детей трех лет".

Мастер - класс для родителей 2 младшей группы по теме: «Игры способствующие развитию речи детей трех лет". Примеры игр....

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Практикум для родителей воспитанников средней группы на тему: «Факторы успешного речевого развития ребёнка»

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детс...

Консультация для родителей второй младшей группы на тему «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры речи взрослых и от того, как о...

Семинар – практикум для родителей Первой младшей группы на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Семинар – практикум для родителейПервой младшей группы  на тему:«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»...