Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения
методическая разработка по логопедии на тему
Работа По коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_etapy_i_napravleniya_raboty_po_korrektsii_zvukoproiznosheniya.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения на учебный год
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
- Подготовительный этап
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе.
Основные направления на данном этапе:
- Формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
- Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- Развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- Развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;
- Укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
- Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; - формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.
1.Постановка звуковв такой последовательности:
- свистящие С, З, Ц, С’, З’;
- шипящий Ш;
- сонор Л;
- шипящий Ж;
- сонорыР, Р’;
- шипящие Ч, Щ.
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щёточка», «Футбол», «Фокус»;
- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем ручи»;
Для Р, Р: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемёт»;
- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.
2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогахпо мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека).
- С, З, Ш, Ж, С’, З’, Л’ автоматизируются в начале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных.
- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.
- Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3.Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4.Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5.Дифференциация звуков:
- С-З, С-С’, С-Ц, С-Ш;
- Ж-З, Ж-Ш;
-Ч-C’, Ч-Т’, Ч-Щ;
- Щ-С’, Щ-Т’, Щ-Ч, Щ-Ш;
- Р-Л, Р-Р’, Р’-Л’, Р’-Й, Л’-Л;
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
3. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
4. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
5. Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.
6. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения.
Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.
Формирование артикуляционной моторики
Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями.
- Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определённого профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребёнком индивидуально.
- Систематическойартикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения. Начальные этапы (авторское пособие).
Представлено авторское пособие по постановке звук [ш] по подражанию, с помощью артикуляционных упражнений, с механической помощью, смешанный способ постановки звука. Предлагается для занятий с логопед...
Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения
Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения...
Этапы работы по коррекции звукопроизношения
Памятка для родителей. Как проходит работа по коррекции звукопроизношения у детей вместе с учителем-логопедом. Описанны 4 этапа по развитию звукопроизношения. А также представлен материал, как родител...
Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
Консультация для родителей«Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения»Учитель-логопед С.А. Позднякова...
Конспект занятия на подготовительном этапе работы по коррекции звукопроизношения Тема: «Подготовка к постановке звука с»
Цель: закрепление умения выполнять арт.упражнения для звука с в полном объемеФормирование длительной и направленной воздушной струиРазвитие слухового вниманияОборудование:Ход занятияI....
Этапы логопедической работы при коррекции звукопроизношения
Это консультация для родителей, для того чтобы они лучше представляли как работает логопед с их ребенком....
Основные этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и родители, поскольк...