Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения
методическая разработка по логопедии на тему

Карелина Ирина Владимировна

Работа            По коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения на учебный год

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

  1. Подготовительный этап

Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе.

Основные направления на данном этапе:

  • Формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
  • Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
  • Развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
  • Развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;
  • Укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

  1. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

- устранение дефектного звукопроизношения;

- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;                                                                                                                                       - формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.

1.Постановка звуковв такой последовательности:

- свистящие С, З, Ц, С’, З’;                                                  

- шипящий Ш;

- сонор Л;

- шипящий Ж;

- сонорыР, Р’;

- шипящие Ч, Щ.

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щёточка», «Футбол», «Фокус»;

- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем ручи»;

Для Р, Р: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемёт»;

- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.

2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогахпо мере постановки может проводиться как индивидуально, так и  в подгруппе (2-3 человека).

- С, З, Ш, Ж, С’, З’, Л’ автоматизируются в начале в прямых слогах, затем в обратных  и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных.

- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.

- Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3.Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4.Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

5.Дифференциация звуков:

- С-З, С-С’, С-Ц, С-Ш;

- Ж-З, Ж-Ш;

-Ч-C’, Ч-Т’, Ч-Щ;

- Щ-С’, Щ-Т’, Щ-Ч, Щ-Ш;

- Р-Л, Р-Р’, Р’-Л’, Р’-Й, Л’-Л;

6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).

3. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

4. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

5. Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.

6. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения.

Нормализация просодической стороны речи.

Обучение рассказыванию.

Формирование артикуляционной моторики

Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями.

  1. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определённого профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребёнком индивидуально.
  2. Систематическойартикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения. Начальные этапы (авторское пособие).

Представлено авторское пособие по постановке звук [ш] по подражанию, с помощью артикуляционных упражнений, с механической помощью, смешанный способ постановки звука. Предлагается для занятий с логопед...

Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения

Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения...

Этапы работы по коррекции звукопроизношения

Памятка для родителей. Как проходит работа по коррекции звукопроизношения у детей вместе с учителем-логопедом. Описанны 4 этапа по развитию звукопроизношения. А также представлен материал, как родител...

Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения.

Консультация для родителей«Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения»Учитель-логопед С.А. Позднякова...

Конспект занятия на подготовительном этапе работы по коррекции звукопроизношения Тема: «Подготовка к постановке звука с»

Цель: закрепление умения выполнять арт.упражнения для звука с в полном объемеФормирование длительной и направленной воздушной струиРазвитие слухового вниманияОборудование:Ход занятияI....

Этапы логопедической работы при коррекции звукопроизношения

Это консультация для родителей, для того чтобы они лучше представляли как работает логопед с их ребенком....

Основные этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения.

Логопедическая работа  по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и родители, поскольк...