Проект адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР) в соответствии с требованиями ФГОС ДО
проект по логопедии (младшая группа) на тему

в данном проекте описана структура и содержание адаптированной образовательной программы для ребёнка с ОВЗ в контексте требований стандарта дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл martyanova_e.p._aop.docx57.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР) в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Разработчик:

Мартьянова Екатерина Павловна,

учитель-логопед, МАДОУ «детский сад № 56»

 г.о. Самара

Самара, 2017.


А) специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

- описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса:

- описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности:

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий:

- взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя или инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья:

Б) механизмы адаптации Программы для детей с ОВЗ.

- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- организация освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

В) использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов.

- материально-техническое, методическое и дидактическое оснащение образовательного процесса для детей с ОВЗ в ДОО.

Г) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Описываем:

- перспективно-тематическое планирование групповых коррекционных мероприятий (всех узких специалистов – учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора ЛФК);

- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими Программы.

А) Ребёнок с заявления родителей и на основании заключения ПМПК зачисляется в

соответствующую возрастную группу компенсирующей направленности. Затем

проводится комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика уровня общего психологического и речевого развития ребёнка. По итогам обследования заведующим ДОУ организуется психолого-медико-педагогический консилиум (на основании Положения о ПМПК ДОУ), на котором все специалисты ДОУ сообщают о результатах мониторинга, определяют перечень индивидуальных коррекционно-развивающих мероприятий с данным ребёнком. Заведующая дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочие программы специалистов и ОАОП ДО.

С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с ребёнком в группе компенсирующей направленности. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития ребёнка проходит в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.

Психолого-медико-педагогический консилиум обязательно проводится также и в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности.

 Обучение ребёнка с ОВЗ осуществляется по программам:

- Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет  Н.В. Нищева;

- Основная адаптированная образовательная программа ДО.

В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на специальную группу утверждается одна ставка учителя-логопеда и две ставки воспитателя. Также в детском саду работают музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог и медицинский работник. Режим дня и расписание занятий всех специалистов строится с учётом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей ребёнка, а также с учётом коррекционно-развивающих задач. В качестве ассистента, оказывающего ребёнку необходимую помощь, выступает помощник воспитателя.

В группе компенсирующей направленности ДОО коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития ребёнка с ОВЗ. Все педагоги следят за речью ребёнка и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты ДО под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевых и психологических нарушений. Взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса осуществляется по направлениям.

С воспитателями:

  • Совместное изучение коррекционной и общеобразовательной программ;
  • Обсуждение результатов диагностики уровня общего и речевого развития ребёнка;
  • Составление календарно-тематического плана работы на год;
  • Обсуждение индивидуального плана коррекционных мероприятий
  • Ведение тетради «Взаимосвязь с воспитателями»; индивидуальной тетради коррекционной работы на ребёнка;
  • Совместное планирование работы с родителями;
  • Взаимопосещение занятий;
  • Консультирование воспитателей по темам:

-  особенности речевой и психофизиологической патологии детей с ТНР и ЗПР;

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- развитие речи детей на занятиях воспитателя;

- развитие речевой деятельности в ходе режимных моментов.

С педагогом-психологом:

  • Совместное изучение документации детей с ОНР;
  • Обсуждение результатов диагностики;
  • Корректировка индивидуальных программ работы с детьми;
  • Взаимопосещение занятий;
  • Консультирование психолога по темам:

- особенности речевой патологии детей с ТНР и ЗПР;

- развитие связной речи и речевого общения детей на занятиях с психологом.

С музыкальным руководителем:

  • Обсуждение результатов диагностики ребёнка;
  • Подготовка и совместное проведение занятий по логоритмике, праздников, развлечений с включением ребёнка в досуговые мероприятия;
  • Включение в содержание занятий  музыкального руководителя коррекционную работу по развитию просодической стороны речи, голосоведения и чувства ритма у ребёнка с ОВЗ;
  • Консультирование музыкального руководителя по темам:

- особенности речевой и психофизиологической патологии детей с ТНР и ЗПР;

- развитие речевого общения детей на занятиях по музыкальному воспитанию;

- требования к отбору музыкального репертуара для детей с ОВЗ.

С инструктором по физическому воспитанию:

  • Обсуждение результатов диагностики детей.
  • Подготовка и совместное проведение спортивных досугов, праздников, развлечений с включением ребёнка в досуговые мероприятия;
  • Включение в содержание занятий инструктора по физическому воспитанию коррекционную работу по развитию речевого дыхания и формированию направленной воздушной струи.
  • Консультирование инструктора по физическому воспитанию по темам:

- особенности речевой и психофизиологической патологии детей с ТНР и ЗПР;

- развитие речевого общения детей на занятиях по физическому воспитанию;

Б) Обследование устной речи детей проводится в ДОУ 2 раза в год. Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать Примерную программу в соответствии с возможностями и способностями данного ребёнка.

Диагностика развития детей осуществляется так же воспитателями в содружестве с психологом, музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания в начале учебного года. Воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре заполняю диагностические альбомы.

В сентябре – первичное обследование, которое позволяет выявить основные образовательные потребности ребёнка с ОВЗ по следующим параметрам:

  • Анамнез и раннее речевое и психомоторное развитие
  • Личностные и психологические особенности
  • Слуховое внимание
  • Зрительное восприятие
  • Зрительно-пространственный гнозис и праксис
  • Общая моторика
  • Ручная моторика
  • Мимическая мускулатура
  • Артикуляционная моторика
  • Произносительная сторона речи
  • Фонематические процессы
  • Импрессивная речь
  • Экспрессивная речь

В течение года проводится мониторинг по мере необходимости, по запросу родителей или администрации ДОУ, а также в случае зачисления новых воспитанников. 

В конце учебного года всеми специалистами группы компенсирующей

направленности проводится итоговая индивидуальная педагогическая диагностика в ходе образовательной деятельности. Проведение индивидуальной педагогической диагностики в конце учебного года в группе компенсирующей направленности необходимо в связи с тем, что следует определить динамику развития ребенка и целесообразность его дальнейшего пребывания в группе данного вида.

За основу был взят мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР методического комплекта Н.В. Нищевой. (Быховская А.М., Казова Н.А.)

Данная диагностика состоит из 4-х блоков: «Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера», «Неречевые психические функции», «Моторная сфера», «Произносительная сторона речи и речевые психические функции». В ходе диагностики логопед заполняет речевую карту на ребёнка с ОВЗ, диагностические таблицы, в которые заносятся баллы по всем оцениваемым показателям развития ребёнка. Затем определяется уровень общего и речевого развития каждого ребёнка (в процентном соотношении). По результатам диагностики логопедом определяются перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, его интеграцию в образовательном учреждении и освоение им Программы. Выводы по результатам обследования уровня психологического и речевого развития ребёнка оформляются в виде аналитической справки и предоставляются на педагогическом консилиуме.

Важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии имеет организация предметно-пространственной развивающей среды как в кабинете логопеда, так и в групповом помещении. В младшей группе компенсирующей направленности обязательно оборудуется «Речевой уголок». Наполнение речевого уголка в групповом помещении, соответствует изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение уголка частично обновляется в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Составляя еженедельные задания воспитателям, логопед даёт им не только методические рекомендации, но и обеспечивает их необходимыми играми и пособиями из своего кабинета, что позволит эффективно осуществлять преемственность в работе и закреплять с ребёнком пройденный материал.

На отдельном стенде логопед помещает график и расписание работы, советы и методические рекомендации родителям.

Основной формой работы по речевому развитию является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, групповые, занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Содержание коррекционной работы, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, направлено на создание системы комплексной помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии , их социальную адаптацию и оказание помощи в освоении основной образовательной программы ДОУ. Логопедические занятия во 2-й младшей группе для ребёнка с ОВЗ подразделяются на индивидуальные и групповые. Они проводятся с первой недели октября и до середины мая.

Групповые занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные – ежедневно, в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения. Усвоение данной образовательной программы ребёнком возможно только при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей, а также педагогов детского сада. Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и воспитателями: на прогулках, в вечерние и утренние часы, в процессе трудовой и изобразительной деятельности. Родители ребёнка и педагоги ДОУ постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

В) Программно-методическое оснащение образовательной среды в ДО:

  • Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей логопедической  группе для детей с ОНР. — СПб.: >ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  • Нищева Н.В. Мой букварь. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Младшая группа. Домашняя тетрадь. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Ранний возраст. Домашняя тетрадь. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Наборы предметных и сюжетных картинок и журналов по лексическим темам.
  • Магнитная и разрезная азбука.

Материально-техническое оснащение образовательной среды в ДО:

  • Магнитная доска и комплект материала к ней.
  • Мольберт.
  • Компьютер.
  • Принтер.
  • Экран.
  • Наборное полотно.
  • Пособия  для развития физиологического дыхания.
  • Комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа, одноразовые шпатели.
  • Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи.
  • Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.
  • Детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики, массажные коврики.

Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала.

Рекомендуемые игры и игровые упражнения: «Как рычат мишки?», «Хлопки», «Поручение», «Покажи и назови», «Илюшины игрушки», «Один, одна, одно», «Что делает?», «Оденем куклу», «Большой — маленький», «Четвертый лишний», «Для чего нужны?», «Внимательные ушки», «Кто где?», «У кого?», «Кто в домике живет?», «Один, два, три», «Разноцветные флажки», «Мой, моя», «Будь внимательным», «Воробьишки» и др., «Толстый и тонкий».

Рекомендуемые иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам, картины«Птичий двор», «Собака со щенятами», «Кошка с котятами», «Мы играем», «В песочнице»

Рекомендуемые игры для развития психических функций: «Где гремит?», «Что звучит?», «Погреми так же», «Что как звучит?», «Волшебный мешочек», «Обведи пальчиком», «Узнай на ощупь», «Разрезные картинки», «Собери пупса»17, «Пес и щенок», «Петушок», «Лиса и мышка», «Чайник», «Бабочка и цветок», «Алешка».

Занимательные задания и упражнения: «Домики и дорожки», «Сложи узор», «Медведь и пчелы», «Кто быстрее?», «Гаражи», «Разноцветные фонарики», «Поезд», «Смотай ленту», «Собери бусы», «найди такой же», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Сложи листик», «Насос», «Когда это бывает?», «Большие и маленькие», «Зверята», «Разноцветные кораблики».

Г) На основании диагностики, проведённой специалистами ДО, разработан учебный план и календарно-тематический план групповых коррекционных мероприятий, индивидуальное планирование работы с ребёнком с ОВЗ.  

Тематическое планирование групповых коррекционных мероприятий узких специалистов.

Месяц,

Лексическая тема

Словарь11

Итоговое мероприятие

неделя

Октябрь,

Семья

Мама, папа, бабушка,

Спортивный праздник

1 неделя

дедушка, сын, дочь,

«Папа, мама и я —

любить, кормить, купать,

спортивная семья»

обувать, одевать, расти,

красный, желтый,

зеленый, синий, большой,

маленький, круглый один,

много, я, мы, мой, моя,

хорошо, плохо

Октябрь,

Игрушки

Мяч, кубики, кукла,

Выставка рисунков «Моя

2—3

машинка, мишка, колесо,

любимая игрушка»

недели

круг, голова, рука, нога,

(совместное с

лапа, бросать, катать,

родителями творчество)

играть, желтый, хороший,

плохой, круглый, ты, вы,

он, она, тут, там

Октябрь,

Я. Части тела и лица

Глаз, нос, рот, ухо, спина,

Опыт «Чиним игрушку»

4 неделя

живот, есть, пить, сидеть,

(строение человека)

лежать, ходить, смотреть,

говорить, слушать, вот,

здесь, на, у

Ноябрь,

Туалетные

Мыло, щетка, полотенце,

Опыт «Мыльные

1 неделя

принадлежности

расческа, квадрат,

пузыри»

умываться,

причесываться, горячий,

холодный

Ноябрь,

Одежда

Брюки, рубашка, платье,

Коллективная

2—3

кофта, куртка, шапка,

аппликация из готовых

недели

шарф, носки, колготки,

форм «Платье для

рукава, карман, пуговица,

куклы»

одеваться, надевать,

мамин, папин, много,

мало, один, вверху, внизу,

спереди, сзади, день, ночь

Ноябрь, 4

Обувь

Ботинки, туфли, тапки,

Досуг «Здравствуй,

неделя —

сапоги, снег, лед, обувать,

зима!»

декабрь 1

бегать, прыгать, белый,

неделя

один, два, мне, меня,

тепло, холодно, день,

ночь, впереди, сзади,

вверху, внизу

Декабрь,

Мебель

Стол, стул, шкаф, кровать,

Сюжетно-ролевая игра

2—3

полка, спинка, сидеть,

«Дочки-матери»

недели

лежать, красный, желтый,

зеленый, синий, большой,

маленький, круглый,

квадратный, тебя, тебе,

вверху, внизу, много,

мало, в, на, у

Декабрь,

Новый год. Елка

Зима, снег, елка,

Новогодний утренник

4 неделя

треугольник,

треугольный, Дед Мороз,

Снегурочка, подарок,

украшать, приносить,

дарить, холодно,

получать, много, вверху,

внизу, один, два, три, в,

на, у

Январь,

Зимние каникулы

1—2

недели

Январь,

Продукты питания

Суп, сок, чай, молоко,

Экскурсия на пищеблок

3 неделя

хлеб, тарелка, чашка,

ложка, вилка, нож, есть,

пить, сладкий, кислый,

вкусный, горячий,

холодный, круглый,

квадратный, треугольный,

107

вкусно, много, мало, утро,

день, вечер, ночь

Январь 4

Посуда

Тарелка, чашка, ложка,

Опыт «Сварим куклам

неделя —

вилка, круг, квадрат,

суп»

февраль 1

треугольник, мыть,

неделя

красный, желтый,

зеленый, синий, большой,

маленький, круглый,

квадратный, треугольный,

короткий, длинный, мне,

меня, тебя, тебе

Февраль,

Домашние птицы

Петух, курица, цыпленок,

Интегрированное

2—3

утка, утенок, гусь, хвост,

занятие «Петушок с

недели

крылья, день, ночь, утро,

семьей»

вечер плавать, клевать,

пищать, крякать, красный,

желтый, зеленый, синий,

большой, маленький,

один, два, три, больше,

меньше, в, на, у

Февраль 4

Домашние животные

Кот, собака, котенок,

Интегрированное

неделя —

щенок, корова, коза, рога,

занятие «В деревню к

март 2

ходить, лежать, играть,

бабушке»

неделя

пить, давать, большой,

маленький, такой же,

вкусный, один, два, три,

тут, там, впереди, сзади,

много, мало, в, на, у

Март,

Мамин праздник

Мама, бабушка, девочка,

Утренник «Здравствуй,

1 неделя

праздник, мимоза, цветок,

весна! Мамин праздник»

весна, солнце,

поздравлять, любить, петь,

танцевать, рисовать,

дарить, длинный,

короткий, такой же,

одинаковый, в, на, у

Март,

Дикие птицы

Грач, грачонок, голубь,

Экскурсия в парк и

3—4

ворона, воробей, дерево,

наблюдение за птицами

недели

ветка, гнездо, круглый,

летать, кормить, расти,

тепло, холодно

Апрель,

Дикие животные

Волк, лиса, лисенок, заяц,

Интегрированное

1—2

медведь, голова, уши,

занятие «В гостях у

недели

лапа, хвост, ходить,

мишки»

прыгать, бегать, рычать,

большой, маленький,

один, два, три, он, она,

они, много, мало, больше,

меньше, в, на, у

108

Апрель,

Транспорт

Машина, автобус,

Сюжетно-ролевая игра

3—4

трамвай, троллейбус,

«На улице нашей

недели

руль, сидение, круг,

большое движенье»

круглый, треугольник,

дорога, тротуар, переход,

светофор, ехать, идти,

много, мало, тут, там,

впереди, сзади, в, на, у

Май,

Весенние каникулы

1 неделя

Май,

Лето. Цветы

Лето, солнце, одуванчик,

Экскурсия в парк.

2 неделя

лютик, клевер, ромашка,

Рассматривание

цветок, лист, трава,

одуванчиков

дерево, небо, туча, дождь,

лужа, день, ночь, утро,

вечер, гулять, бегать,

прыгать, смотреть,

красный, желтый,

зеленый, синий, один, два,

три, я, мы, ты, вы, вверху,

внизу

Май,

Лето. Насекомые

Бабочка, жук, муха,

Выставка коллажей

3 неделя

квадрат, круг,

«Бабочки на лугу»

треугольник, шар, куб,

(совместное с

день, ночь, летать,

родителями творчество)

смотреть, красный,

желтый, зеленый, синий,

круглый, квадратный,

треугольный, один, два,

три, я, мы, ты, вы, он, она

они, мой, твой, ваш, наш,

вверху, внизу

Май,

Игры с водой и

Вода, песок, песочница,

Интегрированное

4 неделя

песком

ведерко, лопатка,

занятие с

формочка, воронка,

рассматриванием

красный, желтый,

картины «В песочнице»

зеленый, синий, длинный,

короткий, один, два, три,

я, мы, ты, вы, вверху,

внизу, квадрат, круг,

треугольник, шар,

насыпать, наливать,

строить

Индивидуальное планирование работы с ребёнком с ОВЗ.

РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.

Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности,

одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы).

Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они),

притяжательных местоимений (мой, твой), притяжательных прилагательных (мамин, папин).

Учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению

(надевать — снимать, завязывать — развязывать; большой — маленький, длинный —короткий, широкий — узкий, высокий — низкий).

Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа).

Формировать различение количественных числительных (один, два, три).

Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода (кот — коты, мяч — мячи, дом — дома, кукла — куклы, рука — руки), понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода в единственном числе в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах; имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).

Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа

глаголов (играет — играют, спит — спят); глаголы прошедшего времени по родам (сидел — сидела); возвратные и невозвратные глаголы (умывает — умывается).

Работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе).

Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи

понимание простых предложений и коротких текстов.

РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.

Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе

обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы и животные, дикие птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые. Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.

Формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов по

изучаемым лексическим темам.

Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой).

Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они).

Обогатить активной словарь наречиями, обозначающими местонахождение

предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).

Формирование и совершенствование ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и

множественного числа имен существительных мужского и женского родов в

именительном падеже (кот — коты, мяч — мячи, дом — дома, кукла куклы, нога —ноги).

Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен

существительных мужского и женского родов в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах (беспредложные конструкции), затем предложные конструкции с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у).

Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).

Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (иди, идите), инфинитива (стоять, петь), глаголов изъявительного наклонения в единственном и множественном числе настоящего времени (стоит, стоят).

Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего

времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа (упал, упала, упали).

Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского

и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч,

маленькая груша).

Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с

именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин).

Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко).

Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне.

Формировать двусловное предложение (Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик?), фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп.) Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это?), составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)

Развитие ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ.

Воспитывать внимание к звуковой стороне речи.

Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э]— [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о].

Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по

артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п.

Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот — кит, бочка —точка, миска — киска).

Развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на

различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.

Развитие ФОНЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА.

Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха.

Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.

Развивать подражание речевым звукам.

Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулирование (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м], [н], [н], [п], [п’], [т], [т’], [ф] [ф], [в], [в], [б], [б], [к], [к], [г], [г], [х], [х]6

Воспитывать правильный, умеренный темп речи.

Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

Развитие РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ и разговорной ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

Воспитывать потребность в речевом общении.

Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях.

Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам.

Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по

демонстрации действий.

Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда.

Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ.

Совершенствовать чувственный опыт детей. Формировать перцептивную

деятельность. Обогащать чувственный опыт детей при обследовании предметов, объектов. Знакомить с разными способами обследования предметов и объектов.

Формировать умение узнавать и различать неречевые звуки.

Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать контрастные по величине, цвету, форме игрушки, предметы.

Формировать умение узнавать предметы на ощупь.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

Воспитывать слуховое внимание при восприятии тихо и громко звучащих

игрушек, тихой и громкой речи. Воспитывать слухоречевую память.

Развивать зрительное внимание и память.

Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Учить группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (игрушки,одежда, обувь, посуда).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ

а) Специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:б) Механизмы адаптации Программы для детей с ОВЗв) Использование специальных образовательных программ и м...

Проект адаптированной образовательной программы для детей раннего возраста в службе ранней помощи с задержкой психического развития (риск нарушения)

        Создание службы ранней помощи в Учреждении для сопровождения семей с детьми раннего возраста с задержкой психического развития или с риском нарушения, позволяет оказ...

адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с НОДА

Адаптированная основная образовательная программа принята на Педагогическом совете протокол № 1от 31.08.2018 и утверждена приказом МБДОУ «Детский сад  № 31«Светлана» от 31.08.20...

Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с ТНР

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи. Данная программа определяет цел...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (старшая дошкольная группа «Солнышко) 2019-2020 учебный год

Цель.Обеспечить построение целостного педагогического процесса направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе краеведческого образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе краеведческого образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО является одной из годовых задач групп ДО. Детский сад – ...

Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи 2021-2022 уч.год

Программа разработана в соответствии с ФГОС и Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи. Данная программа определяет цель, ...