Картотека игр и упражнений с песком. способствующих коррекции и развитию речи
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Упражнение «Найди и назови картинку»

Ребёнку предлагается с помощью кисточки очистить поверхность от песка, рассмотреть картинку под стеклом и чётко назвать, что на ней изображено. Картинки подбираются в соответствии с автоматизируемым звуком. Похожее задание предлагается на дифференциацию звуков. Ребёнку необходимо отыскать картинки, чётко назвать их и из песка сделать стрелочки. Например, если в названии картинки есть звук [с], то стрелочка будет «смотреть вниз», потому что кончик языка опущен за нижние зубы, а если в названии картинки звук [Ш], то стрелочка будет «смотреть вверх», потому что язык расположен за верхними зубами. В зоне работы с песком, дети с удовольствием выполняют звуковой, звуко-буквенный анализ слов. Ребёнку предлагается отыскать предмет и с помощью декоративного камня выложить на песке обозначение каждого звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartateka_s_peskom.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Родниковский детский сад»

КАРТОТЕКА

 ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

С ПЕСКОМ,

СПОСОБСТВУЮЩИХ КОРРЕКЦИИ

И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Выполнила: учитель-логопед

МКДОУ «Родниковский детский сад»

 Николаева Ольга Владимировна

Родники 2015 г

Упражнение «Найди и назови картинку»

Ребёнку предлагается с помощью кисточки очистить поверхность от песка, рассмотреть картинку под стеклом и чётко назвать, что на ней изображено. Картинки подбираются в соответствии с автоматизируемым звуком. Похожее задание предлагается на дифференциацию звуков. Ребёнку необходимо отыскать картинки, чётко назвать их и из песка сделать стрелочки. Например, если в названии картинки есть звук [с], то стрелочка будет «смотреть вниз», потому что кончик языка опущен за нижние зубы, а если в названии картинки звук [Ш], то стрелочка будет «смотреть вверх», потому что язык расположен за верхними зубами. В зоне работы с песком, дети с удовольствием выполняют звуковой, звуко-буквенный анализ слов. Ребёнку предлагается отыскать предмет и с помощью декоративного камня выложить на песке обозначение каждого звука.

Игра «В гости к Маше»

На поверхности песочницы выкладывается прямая или извилистая дорожка, которая состоит из пробок от молочных бутылок, на которые наклеены нужные в данный момент логопеду картинки . В моем арсенале накоплены пробки с картинками на все «трудные» звуки, лексические темы, слова с разный слоговой структурой и т.д. Дорожку заранее раскладывать не нужно. Уже в процессе подготовки к игре начинается коррекционная работа. Логопед показывает ребенку пробку и если малыш правильно произносит слово, которое там нарисовано, то он получает пробку и кладет ее на песок. На финише стоит домик Маши, она очень ждет гостей. Игроки выбирают для себя персонажей, которыми будут ходить по пробкам (фигурки от «Киндер – сюрпризов»). На первую пробку логопед ставит подарок, который мы несем Маше. Игроки поочередно бросают игральный кубик и, в соответствии с его указаниями, передвигают фигурки по пробкам, четко называя картинки. Если отрабатываемый звук назван не правильно, фигурка не двигается! Лидер, обгоняя игрока с подарком, забирает у него этот «трофей» и сам несет его к Маше. Побеждает игрок, пришедший первым в гости.

Игра «Крепость»

На поверхности песочницы ровным кольцом раскладывается 25 – 30 пробок с нужными картинками – это «вражеская крепость». В кольце есть зазор размером в одну пробку, слева от которого – вход в «крепость», справа – выход. Рядом с выходом лежит пробка – «ворота», которой в конце игры будет закрыт зазор в кольце. Участники игры – «лазутчики» поочередно «бросают» игральный кубик и в соответствии с выпавшим числом четко называют определенное количество коррекционных картинок, начиная от входа (по часовой стрелке) и передвигает фишки по соответствующим пробкам. После хода каждого игрока логопед передвигает по внутренней стороне кольца свою фишку – «стражника» каждый раз вперед на один «шаг». «Лазутчики» знают, что добравшись до финиша, «стражник» перекроет выход – зазор в кольце картинок. Поэтому они стараются как можно скорее выбраться из «вражеской крепости». Игроков, не успевших финишировать до закрытия «крепости», «стражник» берет «в плен» и не выпускает без «выкупа». «Выкуп» для каждого «пленника» назначает логопед. Он дает детям какие – либо задания: прочесть чистоговорку или повторить цепочку слогов, воспроизвести ритмический рисунок или построить звуковую модель слова.

Игра «Гольф»

На поверхности песочницы ровным квадратом (5 на 5) раскладываются пробки с нужным звуком. В центре квадрата пробки нет. Там нужно сделать лунку для мяча. Единственная фишка – «Мяч» устанавливается на любой угловой пробке. Фишка может передвигаться только по прямой в направлении от играющего участника или к нему. Поэтому, когда два соперника садятся с двух смежных сторон стола получается, что фишка «Мяч» передвигается то по вертикали игрового поля, то по горизонтали. При игре вчетвером игроки садятся с четырех сторон стола. Первый участник игры «бросает» игральный кубик. Предположим, выпадает «шестерка». Ребенок передвигает фишку в направлении от себя на 5 пробок до края игрового поля и возвращается на одну пробку назад, делая шестой ход. Игрок при этом четко называет то, что нарисовано на каждой пройденной фишкой коррекционной картинке. Затем в игру вступает ребенок, сидящий с правой стороны стола и т.д. Победителем становится тот игрок, которому удается загнать фишку «Мяч» в центр квадрата – в «лунку».

Игра «Охотники»

В песочнице строится 2 домика. Между ними выкладывается прямая дорожка из 7-9 пробок – это мост. С одной стороны, у начала «моста», ставятся фишки всех игроков – «охотников», с другой стороны на финише встает «хищник» – любой отрицательный персонаж, которым может быть либо зверь (волк, тигр), либо сказочный антигерой (Дракон, Кощей), либо вымышленное существо, олицетворяющее негативные черты характера (Жадность, Злоба, Каприз). Роль «хищника» всегда исполняет взрослый. Первый игрок – «охотник» «бросает» игральный кубик. Предположим, у него выпадает «тройка». Он четко произносит названия трех первых картинок на «мосту», передвигает по ним фишку и останавливается на третьей пробке. Затем логопед «бросает» игральный кубик и «хищник» делает определенное число шагов по мосту навстречу «охотнику» При этом логопед четко называет картинки, давая детям образец произношения. Если «хищник» останавливается на той же самой пробке, на которой стоит «охотник», то он прогоняет «охотника» с моста обратно к его домику. Если же «хищник» не доходит до картинки, на которой стоит «охотник» или проходит дальше, то «охотник» остается стоять на своей пробке. А «хищник» после каждого своего хода (результативного или нерезультативного) возвращается на свой берег к началу моста. Затем «бросает» кубик второй игрок – и снова «хищник» (он вступает в игру после каждого игрока). В процессе игры на мосту оказывается несколько фишек игроков – «охотников». Если «хищник» во время своего очередного хода останавливается на пробке, где уже стоит одна или несколько фишек игроков – он прогоняет этого «охотника» (или этих «охотников») с моста. Как только кто-нибудь из «охотников» добирается до конца моста – он побеждает «хищника». Теперь мост свободен и все «охотники» могут беспрепятственно дойти до финиша.

Игра «Разведчики»

Два игрока, (или две пары игроков, если играют вчетвером) садятся друг против друга. На песке, перед ними раскладывается равное количество (по 7 или более) пробок – «солдатиков» с нужным звуком. Первый игрок «бросает» игральный кубик и четко называет указанное кубиком количество любых картинок в ряду соперника. Например: 
– Я беру в плен «ракету» и «рыбу».

 Следующий ход делает игрок, сидящий напротив: 
– Я забираю «корону», «рубашку» и «рубль».

 Пробки соперника переходят к игроку только в том случае, если он четко произносит корригируемый звук. Побеждает игрок (пара игроков), сумевший «взять в плен» всех «солдатиков» армии противника.

В «песочные» игры можно трансформировать почти все настольные игры [2]. Песочница повышает интерес ребенка к коррекционной работе. Она привлекает детей необычностью своего присутствия на логопедическом занятии, приятными ощущениями от прикосновения к песку. Дидактические игры в песочнице позволяют решать множество коррекционных задач. 
Если в качестве коррекционных картинок для пробок подбирать картинки со словами определенного звуко-слогового состава («сарафан», «мясорубка», «сковорода») – можно проводить работу по совершенствованию слоговой структуры слова.

Если предстоит работа по формированию речевого дыхания, можно предложить игрокам проговаривать свои слова на одном выдохе. Предположим, на игральном кубике выпадает «пятерка», это означает, что игрок должен на одном выдохе, без добора воздуха произнести 5 названий картинок.

Посредством таких игр можно развивать просодику. Так, игроку, имеющему слишком высокий голос можно предложить, например, фишку – «медведя». Крикливому ребенку будет полезно почувствовать себя в образе тихой мышки, а ребенку, говорящему слишком быстро – поиграть фишкой «черепаха».

При обучении детей звуковому анализу можно проводить игру без игрового кубика. Вернее, кубик потребуется каждому игроку только при розыгрыше первого хода. В дальнейшем фишки будут передвигаться на столько шагов (картинок), сколько звуков входит в состав слов, на которых эти фишки останавливаются в процессе игры. Например, если в игру вступает фишка, стоящая на картинке «комар» – она сможет передвинуться на 5 шагов.

Если логопед для игры подберет фигурки определенной лексической тематики (деревья, ягоды, цветы, насекомые, рыбы, птицы и т.д.) – он сможет уточнить, закрепить и, что особенно важно, активизировать знания детей, т.е. предоставить им возможность многократно использовать в речи не часто употребляемые, не обиходные слова:

- Прошла я мимо «сыроежки», мимо «подосиновика», мимо «мухомора», а «боровик» сорвала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений с песком.

Подбор игр и упражнений с песком для детей в летне - оздоровительный период....

Картотека игр и упражнений для детей с задержкой психического развития и с недоразвитием речи

В данной картотеке представлены игры и упражнения для детей с ЗПР и недоразвитием речи в различных направлениях.Например:игры, упражнения, используемые при планировании и организации общения детей с З...

Картотека логопедических игр-упражнений с песком

Представлена картотека игр-упражнений с песком...

АПО «Использование игр с песком для коррекции общего недоразвития речи у воспитанников группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения».

Проблема  коррекции общего недоразвития речи является одной из самых актуальных проблем в современной логопедии. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, за...

Семинар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум имеет практическую направленность. Целью данного семинара является активизация родителей в процессе коррекции и развития речи детей с ТНР. Одним из средств коррекции и развития реч...