Картотека упражнений с песком для коррекции детской агрессии
картотека по коррекционной педагогике

Калитвянская Людмила Владимировна

      Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методов для специалиста. Для детей - это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша.

      Песочная терапия - это мощнейший коррекционный ресурс. В подносе с влажным или сухим песком ребенок располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком он облекает в физическую форму самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия является практическим методом, который объединяет сознательное и бессознательное. рациональное и эмоциональное, вербальное и невербальное. 

      Поднос выступает в качестве пространства, где можно создать собственный мир и преобразить существующий в реальности. На песочном месте раскрывается внутренний мир ребенка. Он реализован в материальном воплощении, то есть его можно рассматривать, ощущать, изменять. С помощью песочной терапии можно вывести наружу и материализовать свой прошлый опыт или травмы. У детей дошкольного возраста, для которых игра и жизнь всегда идут рядом, объективизация бессознательного материала ведет к интеграции и перенесению опыта в существующую деятельность.

     Упражнение "Такие разные настроения"

Цель: знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы.

Описание задания: рисуем на песке лица с различными настроениями.

     Игра "Вершки и корешки"

Описание задания: педагог называет какой-нибудь овощ (морковь, помидор, лук, огурец, редис, репа, кабачок, картофель, свекла, горох), а дети быстро отвечают, что в нем съедобное. Если корешки - прячут руки в песок. А если вершки - ставят кулачки на поверхность песка.

      Упражнение "Песочное море"

Цель: снятие тревожности, развитие коммуникативных навыков.

Ход упражнения: педагог рассказывает детям сказку: "На далекой и неизвестной планете в давние - давние времена не было воды, а был только песок. И было огромное - огромное море из песка. Сейчас я предлагаю вам превратиться в ветер и сделать на море волны".

(Дети с помощью ладоней создают на море волны). Педагог продолжает: "Песочные волны умели говорить и постоянно шептались. Возьмите песок на ладони, пересыпайте его и представьте, как песочек шепчет ваше имя. Произнесите его!" (Дети приглушенно произносят свое имя, пересыпая песок с ладони на ладонь).

     Упражнение "Я разрушил злость"

Предложите детям победить свою злость с помощью фигурки из кинетического песка - например, во время ссоры можно вылепить шарик или башенку. Это, во-первых, отвлечет ребенка от проблемы, а во-вторых, даст ему возможность перенести свои негативные чувства на неодушевленный объект. Скажите малышу: "Представь, что это твоя злость, теперь ты можешь разрушить эту башнб - и тебе станет легче".

После того, как фигура будет разрушена, предложите ребенку разгладить песок и оставить на нем свои отпечатки или вылепить с помощью формочек фигурки, которые ему нравятся, в знак примирения с собой. Такие занятия успокаивают и воспитывают детей - не зря подобные упражнения психотерапевты рекомендуют проводить в качестве профилактики. Предложите ребенку делать так каждый раз, когда он разозлится.

     Игра "Кричалки - шепталки - молчалки"

Цель: развитие наблюдательности, умение действовать по правилу, волевой регуляции.

Надо сделать  силуэта ладони на песке, украшенные красные, желтыми, синими бумажками. Это сигналы. Когда педагог указывает на красную ладонь - "кричалку" - можно бегать. кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - "шепталка" - можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчалками".

     Игра "Разговор с руками"

Цель: научить детей  контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладони - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросить: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?".

Если ребенок не подключается к разговору, проводите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки - хорошие, они многое умеют (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2 - 3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с интерактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок соглашается на такие условия, то  через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

     Игра "Ласковые ласки"

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снятие агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Педагог подбирает 6 - 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и так далее. Все это выкладывается на песок. Все предметы делают следы на кинетическом песке (ходят по песку), а затем ребенку предлагается оголить руку по локоть; психолог объясняет,  что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

     Игра "Секретные задания кротов"

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. 

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.

Ход игры: Педагог: "Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так!" (Взрослый взмахивает руками и складывает их "уточкой", показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев нос, глаза и 2 зуба). "Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное задание под землей". (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). "Ну что, погружаемся в песок? Смотри, и делай, как мой крот".

Педагог погружает одну руку в песок, шевелит ею под землей (обращает внимание ребенка на изменение поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Варианты: все действия осуществлять с закрытыми глазами - искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются - ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с целью коррекции детской агрессии

Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает “можно” и “нельзя”? На помощь приходят игры, в которые родители могут поиграть с детьми дома....

Картотека игр и упражнений с песком. способствующих коррекции и развитию речи

Упражнение «Найди и назови картинку»Ребёнку предлагается с помощью кисточки очистить поверхность от песка, рассмотреть картинку под стеклом и чётко назвать, что на ней изображено. Картинки подбираются...

Картотека сказок для профилактики и коррекции детской тревожности

Картотека сказок для профилактики и коррекции детской тревожности детей раннего возраста...

Использование игры для коррекции детской агрессии (СТАТЬЯ)

Использование игры для коррекции поведения ребёнка....

Картотека упражнений для оптимизации и коррекции межполушарных взаимодействий

Картотека включает в себя упражнения, направленные на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий....

Игры с целью коррекции детской агрессии

Игры с целью коррекции детской агрессии...