ПРОЕКТ "ОТ РИТМА К СЛОВУ"
проект по логопедии на тему

Цыганкова Жанна Валерьевна

Проект создан с целью комплексного, системного подхода к коррекции и социальной адаптации детей, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи) посредством применения нетрадиционных технологий в логопедической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ»

 ПРОЕКТ

«ОТ РИТМА – К СЛОВУ»

Разработка  и реализация  включения логоритмической технологии в коррекционно-развивающую деятельность логопедаhttp://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/00/eb/00ebdc9e4f2e9cd2fb92ca5da2da211e.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/660/90660244_sovetuy.jpg

Содержание:

Часть 1. Описание проекта………………………………………………………..3

Тема проекта……………………………………………………………………….3

Краткая аннотация проекта……………………………………………………….3

Описание проблемы, решению которой посвящен проект…………………4 – 5

Основные целевые группы, на которые направлен проект……………………...5

Основные цели и задачи проекта……………………………….............................6

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта; конкретные ожидаемые результаты и эффект проекта в долгосрочной перспективе………………………………………………………...7

Механизм оценки результатов…………………………………………………….8

Часть 2. Рабочий план реализации проекта………………………………………9

Сведения об основных исполнителях проекта…………………………………...9

Материально-техническое обеспечение…………………………………………..9

Календарный план реализации проекта (поэтапный)…………………………..10

Текущие результаты по проекту (апробация)…………………………………...11

Список литературы…………………………………………………………..12 - 13

Приложение

Тема проекта:  «ОТ РИТМА – К СЛОВУ».

Разработка  и реализация  включения логоритмической технологии в коррекционно-развивающую деятельность логопеда.

Краткая аннотация проекта  «От ритма – к слову».

Заявителем проекта является Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области "Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Семья".  

Проект создан с целью комплексного, системного подхода к коррекции и социальной адаптации детей, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи) посредством применения нетрадиционных технологий в логопедической работе.

Цель: внедрить  логоритмические приёмы в практику логопедического воздействия  с дошкольниками, имеющими  ТНР (общее недоразвитие речи).

Результаты реализации проекта: данный проект повысит продуктивность коррекционно-развивающего процесса, а также поможет выработать модель сотрудничества  логопеда с родителями и специалистами учреждения. Кроме того, методические материалы могут быть использованы в работе специалистами учреждения для оптимизации процесса реабилитации  и абилитации дошкольников в условиях специализированных учреждений.

Новизна проекта состоит в использовании нетрадиционных подходов к коррекции речевых расстройств.

Место реализации проекта: ГКУ СО МО "Каширский ССРЦН "Семья"  отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями и отделение диагностики и социальной реабилитации.

Описание проблемы, решению которой посвящен проект

Актуальность проекта. Согласно данным статистики, за 2014 – 2015 г. 86 % детей, зачисленных в логопедическую группу отделения РНОУФВ, имеют тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи I уровня). 90 % детей,  зачисленных в  логопедическую группу отделения  ДиСР,  имеют диагноз общее недоразвитие речи II - III уровня.  

Дети с первым уровнем развития практически безречевые, их характеризует негативизм, отсутствие форм и средств общения. Наряду с речевыми нарушениями у детей данной категории  имеются определенные психологические (психолого-педагогические, патопсихологические)  особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Это в разной степени проявляется в сенсорной, интеллектуальной,  аффективно-волевой сферах.

Дети со вторым-третьим уровнем речевого развития уже имеют определенный словарь общеупотребительных слов, владеют некоторыми грамматическими категориями. Их общая и речевая активность выше, чем у детей с первым уровнем, но по-прежнему их характеризует недостаточная устойчивость внимания, трудности его распределения, слабость мнестической деятельности и т. д. Дети  соматически ослаблены, они имеют недостатки двигательной сферы и другие специфические особенности.

Бесспорным является факт, что нарушения речи в определенной мере влияют на формирование других сторон психики, а в некоторых случаях и именно ими вызываются. Социальная адаптация детей в связи с этим затруднена.

При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы и приёмы чаще всего перестали приносить  желаемые результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекционной работы [10, с. 102]. В связи с чем, разработка альтернативной комплексной системы, направленной на повышение эффективности уровня речевого и неречевого развития детей, имеющих ТНР (общее недоразвитие речи), приобретает особую значимость.

В работах, посвященных вопросам коррекции тяжелых речевых расстройств (Л. С. Волкова, Г. В. Чиркина, Е. М. Мастюкова) большое значение придается тому, что речь тесно связана онтогенетически, анатомически и функционально с двигательной системой.

Обоснование выбранной для проекта темы объясняется тем, что при тяжелых речевых расстройствах достаточно отчетливо обнаруживается взаимосвязь между двигательными и речевыми нарушениями. Кроме того, не исключено отрицательное влияние речевых расстройств на характер и поведение ребенка. В связи с этим, логопеду в коррекционной работе необходимо учитывать особенности структуры и механизмов двигательного и речевого дефектов, а также выбирать такие методы и приемы коррекции, которые могли бы максимально воздействовать на дефект.

Основные целевые группы, на которые направлен проект

Дети дошкольного возраста, зачисленные в логопедическую группу отделений РНОУФВ и ДиСР, имеющие  I, II, III уровень речевого развития.

Основные цели и задачи проекта

 Цель проекта: изучить теоретико-методические основы применения логоритмических приёмов в практике логопедического воздействия и разработать методический комплекс по их применению в работе с дошкольниками, имеющими  ТНР (общее недоразвитие речи).

 Для достижения  цели необходимо решение ряда задач:

•        Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;

•        Рассмотреть влияние логоритмических приёмов на развитие речи и психомоторики у детей  дошкольного возраста с ТНР;

•        Проанализировать уровень сформированности речевых и неречевых функций у детей дошкольного возраста с ТНР, провести коррекционную работу с применением логоритмических приёмов;

•        Разработать методический комплекс, направленный на формирование речевых и психомоторных функций  у дошкольников с  ТНР.

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта

Основным результатом проекта станет разработка эффективной рабочей модели  деятельности учителя-логопеда. Таким образом,  будет достигнута цель проекта: внедрение логоритмических приёмов в практику логопедического воздействия  с дошкольниками, имеющими  ТНР (общее недоразвитие речи).

Конкретные ожидаемые результаты

  • Положительная динамика в развитии речевых и психомоторных функций у детей дошкольного возраста;
  • Социальная адаптация и улучшение психологического и физического здоровья детей с ОВЗ;
  • Повышение компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в способах оказания помощи своему ребенку в процессе инклюзии;
  • Повышение качества предоставления социальных услуг.

Эффект проекта в долгосрочной перспективе

Данный проект станет хорошим стартом для систематической коррекционно-развивающей деятельности  логопеда с детьми, имеющими ТНР (общее недоразвитие речи), а также поможет выработать модель сотрудничества  логопеда с родителями и специалистами учреждения. Кроме того, методические материалы могут быть использованы в работе специалистами учреждения (воспитателями, психологами, дефектологом, логопедом) для оптимизации процесса реабилитации  и абилитации дошкольников в условиях специализированных учреждений.

Механизм оценки результатов.

Оценка деятельности проекта в целом будет осуществляться независимой экспертной группой (по плану вышестоящих органов).

Оценивание будет происходить в виде рецензирования методических материалов и наглядных материалов, применяемых в проекте, экспертных заключениях о мероприятиях.

Критериями качественной оценки проекта станут положительные изменения в двигательной и речевой функций у детей с ТНР (общим недоразвитием речи).

Критериями количественной оценки послужит контрольный мониторинг уровня развития детей дошкольного возраста, имеющих ТНР (общее недоразвитие речи).

Часть 2. Рабочий план реализации проекта

Сведения об основных исполнителях проекта

  1. Медведева С. В.  – руководитель проекта,  заведующий отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями.   Осуществляет общее руководство исполнением проекта.
  2. Цыганкова Ж. В. – автор проекта, логопед. Организует и осуществляет проект.
  3. Тамбова Н. В. – врач педиатр. В проекте оказывает консультативную помощь по сбору анамнестических данных и состоянию здоровья детей.
  4. Воспитатели 1 и 2 групп  закрепляют с детьми задания учителя-логопеда (тетрадь взаимодействия специалистов).
  5. Голубева В. С. - социальный педагог отделения ДиСР. Оказывает консультативную помощь по сбору анкетных данных. На индивидуальных занятиях с детьми закрепляет задания логопеда.
  6. Рязановская О. В., Шагова Е. Ю. – социальные педагоги отделения РНОУФВ. Оказывают консультативную помощь по сбору анкетных данных и информируют родителей по требованию логопеда.
  7. Родители закрепляют домашние задания логопеда (индивидуальные тетради).

Материально-техническое обеспечение

Для проведения проектной деятельности в учреждении ГКУ СО МО «Каширский ССРЦН «Семья» имеются необходимые условия: кабинет логопеда, ТСО, программно-методическое (См. приложение № 1) и дидактическое обеспечение, что гарантирует качественную реализацию проекта.

Календарный план реализации проекта (поэтапный)

Мероприятия

Сроки реализации

Участники

Организаторы

I этап (диагностический)

Комплексная диагностика уровня сформированности речевых и неречевых функций

1-2 неделя сентября

Дети от 3 до 6 лет

Логопед

Врач педиатр

Соц. педагоги

II этап (подготовительный)

Разработка  годового комплексного плана мероприятий

Сентябрь – октябрь (на I реабилитационный период)

Декабрь – март

(на II реабилитационный период)

Логопед

III этап (практический)

Коррекционно-развивающие занятия (фронтальные и индивидуальные)

Сентябрь – май (отделение ДиСР)

Сентябрь – август (Отделение РНОУФВ)

Дети от 3 до 6 лет

Логопед

Индивидуальные консультации для специалистов и родителей

В течение года (по запросу)

Специалисты отделений, родители

Логопед

Выпуск информационных бюллетеней

В течение года (1 раз в месяц)

Логопед

Открытое занятие

1 раз в год

Специалисты отделений

Логопед

Выступление на спецсовете

1 раз в год

Специалисты учреждения

Логопед

Выступление на методическом объединении специалистов

1 раз в год

Специалисты отделений

Логопед

Информация на портал учреждения

1 раз в год

Логопед

Промежуточный мониторинг развития детей

4 неделя декабря,

3 неделя января

Дети от 3 до 6 лет

Логопед

IV этап (контрольный)

Контрольный мониторинг развития детей

3-4 недели мая (отделение ДиСР)

3-4 недели июня (отделение РНОУФВ)

Дети от 3 до 6 лет

Логопед

V этап (итоговый)

Обобщение результатов деятельности по теме проекта

Июль-август

Логопед

Текущие результаты по проекту (апробация).

Разработан годовой комплексный план мероприятий. Проведена коррекционная работа с применением логоритмических приемов. Сформирована взаимосвязь между специалистами учреждения и родителями детей. Контрольный мониторинг показывает положительную динамику в развитии детей.

КОНТРОЛЬНЫЙ   МОНИТОРИНГ

Успешность выполнения заданий детьми отделений ДиСР и РНОУФВ контрольного исследования по средним показателям в % успешности за период с 01.09.2014 г. по 31.06.2016 г.

№ п/п

Названия проб 

Первичная диагностика 

Заключительная 

диагностика 

Динамика 

1. 

Общая моторика 

41% 

56 % 

15 % 

2. 

Мелкая моторика 

29 % 

44 % 

15 % 

3. 

Мимическая и артикуляционная мускулатура 

27 % 

39 % 

12 % 

4. 

Импрессивная речь 

73 % 

82 % 

9 % 

5. 

Звукопроизношение 

60 % 

64 % 

4 % 

6. 

Слоговая структура слова 

43 % 

54 % 

11 % 

7. 

Фонематический слух 

47 % 

62 % 

14 % 

8. 

Фонематическое восприятие 

34 % 

50 % 

16 % 

9. 

Грамматический строй 

33 % 

44 % 

11 % 

10. 

Лексический запас 

37 % 

48 % 

11 % 

11. 

Связная речь 

26 % 

32 % 

6 % 

Рис.  Динамика  развития детей за период с 01.09.2014 г. по 31.06.2016 г.

Список литературы:

  1.  Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика [Текст] : методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР под ред. Г. А. Волковой  /  Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова - СПб. : КАРО, 2005. - 103 с.
  2. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] : Учеб. пособ. / Н. Ю. Борякова, Т. В. Белова – М. : АСТ, Астрель, 2008. - 176 с.
  3. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель - М. : АСТ, Астрель, 2005. - 384 с.
  4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика  [Текст] : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова – М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
  5. Жинкин Н. И. Механизмы речи [Текст]  / Н. И. Жинкин - М. : АПН РСФСР, 1958. – 378 с.
  6. Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] : учеб. – метод. пособие / Е. В. Кузнецова - М. : ГНОМ и Д, 2004. – 127 с.
  7. Макарова  Н. Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики [Текст] : учеб. – метод. пособие / Н. Ш. Макарова -  СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 80 с.
  8. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка  младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (от 3 до 4 лет)  [Текст] : 2-е издание, дополненное и переработанное / Н. В. Нищева - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 24 с.
  9. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) ФГОС [Текст] : 2-е издание, дополненное и переработанное / Н. В. Нищева - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 48 с.
  10. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] : методическое пособие / А. В. Семенович – М. : ACADEMA, 2002. – 159 с.
  11. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] :  Учебно-методическое пособие  / Н. М. Трубникова – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 1998. - 51 с.
  12. Шабалина Н. А. Пишем социальный проект [Текст] : сборник материалов / Некоммерч. партнерство «Сибирский центр социальных технологий» ; сост. Н. А. Шабалина ; ред. М. В. Шабалина – Барнаул, 2013. – 53 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.

Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям струк­туры отдельного слога, особенно со стечением согласн...

Буклет "От ритма к слову"

Информационный буклет для родителей и педагогов ДОУ....

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]Большинство исследователей п...

Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.

Цель: развитие  сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....

Пособие Т.Н. Новиковой-Иванцовой "Ритмы. Слоги", "Слова"

Пособие «Ритмы. Слоги» представлено в виде слоговых цепочек. Цель этого метода - учить детей плавно переключатся со слога на слог в слоговых цепочках (рядах) из двух слогов со сменой гласн...

Мастер- класс Тема: «Ритм впереди слова»

Учить воспринимать и воспроизводить ритмические контуры (рисунки) в соответствии с количеством слогов (в слове)Выделять автоматизируемый звук, ударность...

Буклет для педагогов "Звуки, ритмы и слова"

Речевые и ритмические игры для дошкольников...