Консультация для педагогов
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Перегородиева Оксана  Ивановна

Виды артикуляционных упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul_peregorodieva.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Консультация для педагогов.    

                                                               Виды артикуляционных упражнений.

Хорошая речь — яркий показатель  всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: — речевой слух, — речевое внимание, — речевое дыхание, — голосовой и речевой аппарат.

Речь не является врожденной способностью, она формирует­ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздей­ствия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с воспитателями и родителями.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуля­ционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Виды артикуляционных упражнений

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные  на удержание определенного  положения губ, языка:  чашечка, трубочка... и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели... — требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упражнений — вырабатывают основные  движения и положения ОАА,

2 группа упражнений — способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа  упражнений — специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных  движений:  подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, в младших группах берутся упражнений на развитие основных движений, в средних — на  их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших — для сонорных звуков.

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5−10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6−8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Бублик).

Организация работы

1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напря­жено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3−4 раза в день по 3−5 минут. Не следует предлагать детям более 2−3 упражнений за раз — разбиваем комплекс  на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления

3. В комплексе должны присутствовать 2−3 упражнения статических и 2−3 упр. динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10−15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

4. На первых занятиях упражнение повторяется 2−3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10−15  раз.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

1. Артикуляционная гимнастика — это

а) гимнастика любых мышц языка;

б) совокупность движений языка и губ;

в) совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуля­ционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

2.Цель артикуляционной гимнастики:

а) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционно­го аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;

б) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционно­го аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для общего развития ребенка.

3.Артикуляционную гимнастику обычно выполняют:

а) лёжа;

б) стоя;

в) сидя.

4. Статические упражнения направлены:

а) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5−10 секунд.

б) на координацию движений органов артикуляции.

5Динамические упражнения направлены

а) на увеличение силы голоса;

б) на подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость.

6.Каждое артикуляционное упражнение на начальном этапе работы необходимо повторять:

а) 2−3 раза;

б) 10−15 раз;

в)  1 раз.

7. Инструкции по выполнению артикуляционного упражнения надо давать:

а) подробно;

б) поэтапно;

в) конкретно.

Организация проведения артикуляционной гимнастики. — Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняется упражнения, помогалочки — шпатели, ложка, шарики)

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? — сластена Карлсон, который любит варенье.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение —

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются гигиенические требования — чистота рук и инвентаря.

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит  ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы — драже, вода, биоэнергопластика — сочетание движений органов речи и рук.

Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка — это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....