Использование элементов программы "Гимнастика мозга" в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.
статья по логопедии на тему

Емельянова Анастасия Николаевна

С каждым годом большинство детей, особенно жители больших городов, все дальше и дальше идут по пути разрыва интегрирующих связей между телом, мышлением и эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_elementov_kineziologii.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов программы «Гимнастика мозга» в коррекционно-развивающем процессе учителя-логопеда»

С каждым годом большинство детей, особенно жители больших городов, все дальше и дальше идут по пути разрыва интегрирующих связей между телом, мышлением и эмоциями. Они проводят большое количество времени, сидя, перед телевизором, компьютером, заполняя свое время видеоиграми. Образ жизни, как детей, так и большинства взрослых вокруг них, включает мало естественных свободных движений и требует специальных постоянных упражнений.

К сожалению, интеллект рассматривается как функция, находящаяся в голове, а тело просто как приставка, которая переносит голову куда надо, в теле видится даже досадная помеха «настоящей» учебе. Часто мы можем услышать: «Не вертись. Сиди спокойно!» А выражение «Дети, не бегайте!» является очень популярным.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

Чтобы быть стройными и красивыми, мы выбираем здоровое питание, занимаемся физкультурой и дополняем все это положительными эмоциями. Не только тело, но и мозг нуждается в постоянных тренировках.

Сегодня я хочу познакомить вас с новым нетрадиционным методом образовательной деятельности.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Основатели образовательной кинезиологии опираются на теорию, что сразу после рождения у маленьких детей оба полушария работают с одинаковой интенсивностью, но потом в процессе развития, обучения и воспитания одно из полушарий становится доминирующим. Т.е. человек привыкает опираться в своей повседневной сознательной деятельности больше на одно из полушарий, пренебрегая вторым. При этом второе «подавленное» полушарие не прекращает свою активную работу, просто сигналы, которые оно подает не проходят фильтр сознания и отсеиваются им как несущественные. Кроме того некоторые дети прилагают слишком много усилий и "отключают" механизм мозговой интеграции, необходимый для нормальной учебы. Обучение с помощью всего мозга в целом стимулируется и облегчается определенными движениями.

Авторы образовательной кинезиологии считают, что одной из причин задержки развития является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. И рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению). В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значимый прогресс в плане способностей к обучению, а также управлению своими эмоциями.

Образовательная кинезиология включает в себя несколько взаимосвязанных направлений, одним из них является "Гимнастика Мозга". Основателем программы «Гимнастика мозга» является Пол Деннисон, который всю свою профессиональную жизнь посвятил сфере образования. Его открытия основаны на понимании взаимосвязи физического становления, речевого развития и учебных достижений личности. Разрабатывалась методика в центре для неуспевающих под названием "Долина", где в течение 20 лет Деннисон помогал детям и взрослым успешно справляться с их трудностями. "Гимнастика Мозга" - это специально подобранные упражнения, в основе которых лежат естественные движения детей в раннем возрасте, а также разработки нейропсихологов.

Гимнастика мозга состоит из 26 упражнений, каждое из которых направлено восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на наши высшие когнитивные способности (способности к обучению).

Все упражнения разделены на 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков, а также соответствуют трем основным видам движения, которым учится человек: равновесие, движение и сенсомоторная координация. Эти три вида движения вносят важный вклад в физические навыки обучения, совместной работы для обеспечения пространственной ориентации обеспечивают подвижность внимания в трех пространственных направлениях: верх-низ, впереди-сзади, слева-справа.

  • Энергетические упражнения: навыки организации и поддержания равновесия в статическом состоянии и в движении: удержание в заданном положении головы, тела в вертикальном положении стоя на ногах, в процессе ходьбы. Также включают в себя направленное движение, изгибы, потягивания, поднимание или перенос, толкание, тягу, поворот, кручение, вращение. Эти навыки являются подготовкой к планированию, организации, и выстраиванию вещей. Координация между верхней и нижней частями тела поможет учащимся найти баланс и ощутить своё тело как точку отчёта для планирования, организации, упорядочивания.

- верх-низ - для центрирования и выравнивания, для планирования, упорядочивания, выстраивания.

  • Углубление положения, направлено на развитие навыков организации и поддержания равновесия в социуме, включающих в себя способности к игре и самоконтролю. Возвращают спокойствие, самоконтроль и связь с окружающим миром. Координация между верхней и нижней частями тела поможет стабилизировать эмоции, привести к гармонии реакции на внешние раздражители.

- верх-низ - для релаксации, успокоения, физической или эмоциональной стабилизации; для совместных действий, игр, сотрудничества и сенсорной памяти (памяти ощущений).

  • Растягивающие движения: навыки управления движением, включая такие движения как ползанье, ходьба, бег, прыгание, лазание, скаканье, перескакивание, перепрыгивание, отталкивание. Движения, которые являются подготовкой к высокоорганизованной познавательной деятельности, такой как: прогнозирование, понимание, длительное удержание внимания, развивают двигательные навыки, учат управлять сжатием и расслаблением мышц. Они помогают научиться фокусировать внимание и воспринимать информацию внимательно, но без напряжения, учат делать выбор и самовыражаться. Координация передней и задней частей тела позволяет учащимся участвовать или избегать участия в какой-либо ситуации, учит видеть общую картину, не уходя в разглядывание деталей.

- впереди-сзади  для снятия напряжения, которое сдерживает действие; для концентрации, понимания, самовыражения, проявление инициативы.

  • Срединные движения: навыки общения/переработки сенсомоторной координации, включая смотрение, слушание, удерживание и отпускание объектов, использование орудий, рисование, письмо, использование ножниц, использование цифр и букв, бросание, удары, отбивание или ловля мячика. Помогают освоить сенсомоторную координацию, чтобы движения были симметричными. Они подходят для развития координации между движениями рук и глаз, для активации зрительных/ слуховых / тактильных/ кинестетических ощущений, которые следует централизовать, чтобы лучше координировать их. Развитие левой и правой сторон тела и их взаимодействия даёт возможность пересекать срединную линию тела, таким образом, всё тело включается в работу; обе руки, оба глаза, оба уха работают в срединном поле.

- слева-справа - для поддержания сенсомоторной координации; обработка информации для чтения, письма, аудирования и говорения.

Невозможно в оригинальном виде использовать программу (смотри условия). Поэтому использую элементы программы. Разработаны комплексы. Упражнения на мелкую моторику заменяю кинезиологическими упражнениями.

КОМПЛЕКС № 1

  1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
  2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
  3. «Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
  4. «Домик». Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
  5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.».
  6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
  7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
  8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
  9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

КОМПЛЕКС № 2

  1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки – выдох.
  2. «Снеговик». Стоя. Представьте что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.
  3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
  4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
  5. «Рожицы». Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.
  6. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
  7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.
  8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.
  9. Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.
  10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.

КОМПЛЕКС № 3

  1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
  2. «Дерево». Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.
  3. «Внутри-снаружи». Лежа на спине. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д.). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.
  4. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
  5. Делайте движения челюстью в разных направлениях.
  6. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
  7. Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.
  8. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.
  9. Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.
  10. Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.

КОМПЛЕКС № 4

  1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.
  2. «Полет». Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их  в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.
  3. Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.
  4. Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет. Следите за предметом глазами, не двигая головой.
  5. Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистывание. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистывания и т.д.
  6. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
  7. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
  8. Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.
  9. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.
  10. «Клад». В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».

КОМПЛЕКС № 5

  1. Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).
  2. «Яйцо». Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
  3. «Лодочка». Лягте на спину, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе.
  4. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.
  5. Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибания языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку.
  6. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
  7. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.). Другой рукой нарисуйте его на бумаге (промашите в воздухе).
  8. Лежа на полу, коснитесь локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. Выполняйте сначала односторонние, затем перекрестные движения.
  9. Лежа на спине, поднимите вместе ноги и пишите ими в воздухе узоры, цифры, буквы.
  10. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

Дальше про программу Крупенчук, Воробьевой.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов кинезиологической гимнастики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики и элементов су-джок терапии в работе учителя-логопеда.

Данная статья из опыта работы предназначена для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп, а также полезна для родителей. Ведь развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадицион...

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

Методические рекомендации по использованию элементов оборудования сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда

Известным фактом является то, что оборудование сенсорной комнаты обладает мощным здоровьесберегающим потенциалом, благоприятно воздействующим на все органы чувств и невную систему человека. Полифункци...

Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы (с элементами Триз-технологии).

Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы. учитель-логопед С.А. Позднякова МБДОУ &laqu...

«Использование элементов литотерапии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ТНР»

В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в логопедической работе, все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психоло...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми, имеющими ТНР""

Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию новог...

Презентация «Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»

Цель коррекционной работы учителя-логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи  я использую речевые игры и у...