Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы (с элементами Триз-технологии).
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы.
учитель-логопед С.А. Позднякова
МБДОУ «ДС №375 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_avtorskogo_didakticheskogo_posobiya_v_rabote.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
С.А. Позднякова
МБДОУ «ДС №375 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия.
Использование авторского дидактического пособия в работе
учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы.
В статье рассматривается проблема речевого развития дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений.
В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. У таких детей отсутствует первичное нарушение интеллекта, сохранен слух, но имеются серьезные речевые дефекты: стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока) [2].
Особенности развития детей с ТНР не могут быть преодолены спонтанно. Они требуют проведения целенаправленной коррекционной работы под руководством узко квалифицированных специалистов. Комплексный подход к преодолению нарушений речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической работы, а для этого требуется взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей комбинированных групп. Их правильное, педагогически оправданное взаимодействие в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в детском саду, что способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии [4].
Основа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы – согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей с ТНР при организации различных видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к ним. Поэтому для педагогов комбинированных групп важным является поиск универсальных методов и приемов, отвечающих современным требованиям коррекционно – педагогической работы.
Изучив научную литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что использование дидактических игр и упражнений в педагогической практике является эффективным и необходимым для достижения речевых задач, поставленных перед педагогами комбинированных групп для детей с ТНР. Именно совместное, согласованное использование дидактических игр- упражнений в работе учителя-логопеда и воспитателя будут способствовать развитию у дошкольников речевой деятельности, познавательной активности, а также увеличению объема знаний, умений и навыков [5].
Возникла необходимость создания такого многофункционального пособия, которое позволило бы учителю-логопеду строить свою работу комплексно, учитывая индивидуальные возможности детей, а воспитателю организовывать и закреплять необходимый речевой материал не только в свободное время детей, но и в ходе НОД.
Для решения коррекционно-педагогических задач, нами было создано авторское дидактическое пособие «Карусель», в комплект которого входят дидактические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. Материал данного пособия подобран по календарно – тематическому принципу. В рамках одной лексической темы проводятся все виды коррекционно – логопедических работ.
Использование дидактического пособия дает возможность организовать НОД, свободную деятельность детей интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с ТНР на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.
Модель пособия представлена следующим образом: в верхней части «Карусели» крепятся сменные карточки с различными заданиями. На основных гранях располагается картинный материал по соответствующей лексической теме. На крыше закреплена вертушка для отработки воздушной струи. В игровой форме дети самостоятельно выбирают задание, вращая карусель, либо, бросая кубик, выполняют то задание, цвет части которого соответствует выпавшему цвету на кубике.
Игры могут проводиться детьми:
- самостоятельно;
- в парах;
- индивидуально с ребенком;
- совместно с воспитателем и подгруппой детей.
Пособие «Карусель» содержит в себе неограниченные возможности и обладает рядом преимуществ:
- оно безопасно;
- многофункционально;
- практично;
- компактно (не занимает много места, т.к. весь материал собран в папки);
- предназначено для фронтальных и индивидуальных занятий, как в работе логопеда, так и воспитателя;
- находится в постоянной доступности (с ним можно расположиться в любом месте группы – за столом, на ковре и т.д).
Как показала практика, использование занимательного материала пособия «Карусель» позволяет расширить словарный запас не только количественно, но и качественно, сформировать навыки словообразования и словоизменения, закрепить умение составлять предложения, а также развивать самостоятельную деятельность, инициативность, индивидуальность, нестандартность мышления у детей;
Представленные в пособии дидактические игры и упражнения вызвали большой интерес у детей и помогли добиться значительных успехов в речевом развитии:
- быстрой автоматизации звука в спонтанной речи;
- развитию фонематического слуха;
- совершенствованию слоговой структуры слова;
- коррекции лексико – грамматического строя речи;
- формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов.
Варианты заданий в дидактическом пособии разнообразны: «Живое – не живое», «Слова-признаки», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Составь схему предложения», «Составь схему слова», «Где спрятался звук», «Найди и исправь ошибку», «Составь рассказ по плану», «Подбери родственные слова», «Скажи ласково», «Маленькие слова – предлоги», «Наоборот», «Сосчитай», «Веселый поезд» и др. Карточки с заданиями представлены в виде схем (моделей) легко узнаваемыми детьми, а для детей, умеющих читать, прописаны словами, например, «Найди и исправь ошибку», «Составь рассказ» и др. [1; 3].
Рассмотрим примеры дидактических игр-упражнений:
«Живое или не живое» на развитие словарного запаса.
Цель: закрепление знаний детей об одушевленных и неодушевленных предметах, отвечающих на вопрос «Кто?» и «Что?».
Ход игры: ребенку предлагают найти картинки, к которым можно задать вопрос «Кто?» или вопрос «Что?».
«Один – много» на развитие грамматического строя речи.
Цель: совершенствование знаний детей называть существительные и согласовывать их с числительными в роде, числе и падеже. Развитие мышления и внимания.
Ход игры: предложить ребенку назвать картинку и соотнести ее с количеством предметов.
«Где спрятался звук?» на развитие звуковой стороны речи.
Цель: закрепление умений находить заданный звук в слове. Совершенствование фонематического слуха, внимания.
Ход игры: ребенку предлагают найти картинку, где есть заданный звук.
В предложенных дидактических играх и упражнениях используются технологии: ТРИЗ-технология, технология наглядного моделирования, игровые технологии, личностно-ориентированная технология. Применение педагогических технологий позволяет повысить у воспитанников старшего дошкольного возраста интерес к окружающему миру, к предметам окружения, развить такие важные качества как: целеустремленность, сотрудничество, умение приходить на помощь товарищам, активность.
Содержание, последовательность и объем представленного материала может модифицироваться, усложняться или упрощаться в зависимости от состава группы, уровня речевого и мыслительного развития, а также степени их подготовленности к восприятию материала.
Важная роль авторского дидактического пособия «Карусель» состоит в том, что предложенные игры и упражнения способствуют снятию напряжения и страха у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность. Наша игра создает положительный эмоциональный настрой: дети с удовольствием выполняют упражнения, подобранные педагогами группы, тем самым происходит стимулирование речевого развития и самостоятельной деятельности дошкольников с ТНР.
Представленные в пособии дидактические игры и упражнения будут полезны дефектологам, психологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим по ФГОС для воспитанников с ТНР.
Литература
- Агранович, 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР: учебно-метод. пособие / 3.Е. Агранович. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - 128 с.
- Волкова, Л.С. Логопедия: учебник / Л.С. Волкова. - М.:Просвещение,2009. -528 с.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно: конспекты фронтальных занятий в ст. и подг. к шк. логогр./ О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2017.
- Степанова, О.А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Организация и содержание: учеб. пособие / О.А. Степанова. - М.: Форум, 2019. - 128 c.
- Швайко, Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: учебно-метод. пособие / Т.С. Швайко. - М.: Просвещение, 1983. - 64 с.
1. Agranovich, 3.E. Collection of homework to help speech therapists and parents to overcome lexical and grammatical underdevelopment of speech in preschoolers with ONR: educational method. manual / 3.E. Agranovich. - SPb.: DETSTVO-PRESS, 2003. - 128 p.
2. Volkova, L. S. speech Therapy: textbook / L. S. Volkova. - Moscow: Enlightenment,2009. -528 PP.
3. Gosak O. S. Say it right: summaries of frontal lessons in art and prep. to SHK. logog./ O. S. Gosek. - Moscow: Gnome, 2017.
4. Stepanova, O.A. speech Therapy work in a preschool educational institution. The organization and content of the textbook. manual / O.A. Stepanova. - Moscow: Forum, 2019.-128 c.
5. Shvayko, T. S. Games and game exercises for speech development: an educational method. Handbook / T. S. Shvayko. - Moscow: Enlightenment, 1983. - 64 p.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для второй младшей группы с элементами ТРИЗ - технологии "Составление сказки по каталогу"
Задачи:1.учить детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.2.развивать умение составлять сказочный текст по схеме, в котором присутствуют герой и его помощник.3.Закрепить умение...
Конспект интегрированного занятия в младшей группе с элементами ТРИЗ - технологии по развитию речи и ознакомлении с окружающим миром
Задачи: учить детей через поисковую деятельность определять свойства пластмассы и пластилина на основе мыслительных операций; развивать творческое воображание, активизировать словарный запас; воспитыв...
Взаимодействие учителя -логопеда и воспитателя комбинированной группы
Педагогическое воздействие при преодолении ТНР процесс длительный. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, которая позволит осуществлять взаимосвязь и прее...
Семинар практикум "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя комбинированной группы в МБДОУ №11
Система осуществления преемственности в работе логопеда и воспитателей комбинированных групп, соблюдение единых требований к детям с речевой патологией....
Конспекты НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе с использованием приемов мнемотехники. Для учителей - логопедов и воспитателей коррекционных групп.
Вашему внимаю предоставляются конспекты занятий, разработанные для старшей логопедической группы. В конспектах отображена последовательная работа по использованию приемов мнемотехники на занятиях по р...
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе с элементами ТРИЗ-технологий. Тема: «Путешествие в сказку»
Продолжать знакомство детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»....
Взаимодействие учителя -логопеда и воспитателя комбинированной группы
Педагогическое воздействие при преодолении ТНР процесс длительный. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, которая позволит осуществлять взаимосвязь и прее...