Конспект занятия на тему « ОДЕЖДА»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ромашова Галина Александровна

Расширение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_odezhda.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему « ОДЕЖДА»

Цель:  Расширение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Расширение и активизация словаря прилагательных, существительных, глаголов по теме «Одежда».

2.Упражнение в образовании относительных прилагательных.

3.Упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

4.Практическое употребление существительных в косвенных падежах.

5.Практическое употребление в речи  сложносочинённых предложений с союзом», сложноподчинённых предложений с союзом «чтобы».

Коррекционно-развивающие:

1.Развитие фразовой речи.

2.Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук; сенсорных ощущений.

Коррекционно-воспитательные:

1.Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

2.Воспитывать бережное отношение к одежде  и осторожное обращение с острыми предметами.

Оборудование: кусочки ткани из разного материала, карточки  по количеству детей с изображениями одежды с недорисованными деталями, силуэты мужчины, женщины, девочки, мальчика;  мяч;  мнемотаблица  «Одежда», картинки к дидактической игре «Что любит и чего не любит одежда»; карточки к заданию «Соедини  точки», компьютер.

Ход занятия

1.Организационный момент. Развитие  зрительного восприятия, слухового внимания, логического мышления. Логопед показывает детям мнемотаблицу «Одежда».

Логопед. Здесь зашифровано то, о чём мы будем говорить на занятии. Подумайте, какое слово здесь спрятано?

Дети. Одежда.

Логопед. Какой первый звук в слове «одежда»?

Дети. Звук О.

Логопед. О чём мы будем говорить на занятии?

Дети. Об одежде.

(Подробно разбирается содержание мнемотаблицы)

2.Активизация имеющихся у детей знаний.

1) Упражнение в образовании относительных прилагательных.

Логопед. Из чего шьют одежду?

Дети. Из ткани.

( На столе лежат кусочки ткани из разного материала)

Логопед. Внимательно рассмотрите кусочки ткани, потрогайте, пощупайте, погладьте, растяните, сомните. ( Дети выполняют задание)

Игра «Спрошу - ответь»

Логопед. Ткань из шёлка - какая ткань? (из бархата, из трикотажа, из шерсти, из ситца и т. д)

Дети. Шёлковая (бархатная, трикотажная, шерстяная, ситцевая и т. д. )

Логопед. Что можно сшить из шёлка?

Дети. Из шёлка можно сшить платье.

Логопед. Платье из шёлка какое?

Дети. Платье из шёлка – шёлковое. ( и т. д. )

2) Активизация глагольного словаря.

Игра с мячом «Что можно делать с одеждой?»

Логопед предлагает детям вспомнить, что можно делать с одеждой.

Дети. Одежду можно стирать (гладить, шить, покупать, терять, мять, рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, прятать и т.д. )

3) Употребление  существительных в косвенных падежах.

Задание « Дорисуй»

Дети сидят за столами, логопед раздаёт им карточки с изображениями  предметов одежды с недорисованными деталями: платье без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без штанины, сарафан с недорисованным карманом, блузка с недорисованным воротником.

Логопед. Что у тебя?

Ребёнок. Платье.

Логопед. Что не хватает у платья?

Ребёнок. У платья не хватает рукава.

Логопед. Без чего твоё платье?

Ребёнок. Моё платье без рукава. ( И т. д.) (Дети рисуют недостающие детали).

4) Согласование прилагательных с существительными.

Д/ игра « Какай? Какая? Какое?» (с использованием компьютера).

Слайд№1. На слайде картинки: мужчина, женщина, девочка, мальчик. Ниже картинки с изображениями одежды: зелёное платье, синий мужской костюм, красный сарафан, белая блузка, жёлтая рубашка, коричневые шорты.

Логопед. Какую одежду выбирает женщина?

Дети. Женщина выбирает женскую одежду.

Логопед. Что наденет женщина?

Дети. Женщина наденет платье.

Логопед. Какое платье наденет женщина?

Дети. Женщина наденет  зелёное платье. ( И  т. д.).

5) Употребление в речи сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Д/игра «Что любит и чего не любит одежда» (с использованием компьютера).

Слайд № 2. На слайде силуэты  «весёлого» и «грустного» платьев, а вокруг них предметные картинки: утюг, тазик, щётка, грязные пятна, рубашка с оторванной пуговицей, порванные брюки, джинсы, свисающие с сиденья стула на пол.

Примерные ответы детей:

Одежда любит, чтобы её гладили утюгом.

Одежда не любит, чтобы её пачкали.  (И т. д.).

(Дети закрепляют предметные картинки возле соответствующих силуэтов).

3.Физкультминутка.

Игра «Что мы видели – не скажем, а что делали - покажем».

Дети имитируют движения: вдевают нитку в иголку, пришивают пуговицу, отрезают нитку ножницами, втыкают иголку в подушечку

4.Обучение пересказу, умению придумывать конец рассказа. Формирование планирующей функции речи с использованием опорных картинок (с использованием  компьютера).

Слайд№ 3.На слайде опорные картинки к рассказу: мальчик, синие штаны, мальчики,  забор с гвоздями, порванные штаны, сердитая мама.

Логопед. Внимательно послушайте одну историю, которая приключилась с мальчиком  Васей. Запомните её.

Мама купила Васе замечательные синие штаны. Васины брюки нравились всем ребятам. Мальчики завидовали Васе. Однажды Вася полез на забор. Он зацепился за острый гвоздь и порвал свои замечательные штаны. Порванные штаны очень расстроили маму. Сердитая мама отказалась зашивать их.

Вопросы: О ком этот рассказ? Какие штаны были у Васи? Куда полез однажды Вася? Что произошло? Обрадовалась ли мама? (ответы детей)

Логопед. Внимательно рассмотрите картинки, расставьте их по порядку. Они помогут вам пересказать рассказ.

(Дети пересказывают рассказ по цепочке, а потом по одному)

Логопед. Есть ли в этом рассказе конец? Вася так и останется с порванными штанами? Придумайте конец этой истории. Как бы ты закончил этот рассказ?

Примерные ответы детей:

«Вася взял иголку с ниткой и  ножницы. Он отрезал кусочек синей ткани. Потом пришил заплатку на место дырки. Мама  увидела заплатку и улыбнулась. Она похвалила Васю»

«Вася подошёл к старшей сестре и вежливо попросил о помощи. Сестра взяла иголку, синюю нитку, отрезала кусочек ткани и пришила заплатку к штанам. Вася поблагодарил сестру за помощь».

5. Итог

Молодцы! Вы хорошо потрудились, пофантазировали. У вас получились интересные рассказы. А сейчас мы посмотрим  мультфильм «Тётушка Сова и домовёнок Непослуха» (Уроки осторожности: острые предметы).

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по теме одежда "Подиум"

упражнять детей дошкольного возраста с ОНР в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя), по назначению (праздничная, рабочая, спортивная)...

Конспект занятия по теме "Одежда"

Фронтальное занятие по развитию речи и лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение,  интерес к коренным народам....

Конспект занятия по теме "Одежда" по формированию лексико-грамматических категорий

Игровое занятие по формированию лексико-грамматических категорий....

Конспект занятия по теме: Одежда. (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста)

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Одежда" для детей старшего возраста с диагнозом ОНР...

Конспект занятия по теме "Одежда"

Цель:  Закрепление обобщающего понятия «Одежда».Задачи: - развитие мышц артикуляционного аппарата;- развитие мелкой моторики рук;- работа над обобщающим понятием «Одежда»;- употребление ...

Конспект занятия по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»

Конспект занятия по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»...