Пальчиковый театр как средство овладения звуковым анализом и синтезом дошкольниками
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Цыбирганова Юлия Михайловна

Практика логопедической работы показывает  ,что усвоение материла коррекционной программы наиболее эффективно при использовании наглядных моделей. Возникла необходимость в изготовлении пособия «Друзья –звуковички».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovyy_teatr_-statya.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

        Пальчиковый театр как средство овладения звуковым

                  анализом и синтезом дошкольниками.                    

Практика логопедической работы показывает  ,что усвоение материла коррекционной программы наиболее эффективно при использовании наглядных моделей. Возникла необходимость в изготовлении пособия «Друзья –звуковички».Оно представляет собой семью пальчиковых кукол. Работая в группе детей с общим недоразвитием речи II,III уровня ,у которых нарушены все компоненты речевой системы –фонетики ,лексики и грамматики и не развита мелкая моторика пальцев рук ,я убедилась ,что развивая пальчиковую моторику, можно добиться положительных результатов в развитии фонематического слуха, овладении звуковым анализом и синтезом.

Пальчиковый театр- является одним из видов кукольного театра. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук, развивается воображение ,память , мышление и внимание. Пальчиковый театр помогает развивает словарный запас и активизирует речевые функции ,а также формирует творческие способности и артистические умения .Куклы пальчикового театра не требуют больших материальных затрат.

Цель пособия -развитие фонематического слуха, восприятия и навыков звукового  анализа и синтеза ,формирование полноценной звуковой стороны речи ,закрепление правильного звукопроизношения, коррекция слоговой структуры слова ,овладение элементами грамоты

Пособие представлено: наглядный материал -куклы- звуковички . раздаточный -домики, крышечки(фишки)-синего, зелёного ,красного цвета

 Звуковички (красные) -модели гласных звуков

Звуковички (синие) -модели согласных твёрдых глухих звуков

Звуковички (синие +шапочка с колокольчиком) -модели согласных твёрдых звонких звуков

Звуковички (зелёные)- модели согласных мягких глухих звуков

Звуковички (зелёные +шапочка с колокольчиком)-модели согласных мягких  звонких звуков

Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано на всех этапах работы по изучению звуков и овладение элементами грамоты с детьми дошкольного возраста.

                                             Варианты игр:

  1. «Найди звуковичка»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие

Ход игры: педагог называет ряд звуков, ребёнку предлагается, услышав заданный звук, найти модель звуковичка на заданный звук и надеть на пальчик.

  1. «Найди окошко для звука»

 Цель: развивать фонематические представления, внимание

Ход игры :ребёнок, надев на пальчик звуковичка определяет ,в какое окошко домика поместить фишку нужного цвета(1 окошко- начало слова,2 окошко-середина слова,3 окошко-конец слова).

  1. «Подружи звуковичков»

Цель: закрепить навыки звукового анализа и синтеза ,развивать фонематический слух.

Ход игры :педагог предлагает ребёнку выбрать модели звуковичков по заданной «звуковой песенке»(слогу) и надеть на пальчики( пример: АУ,ОМ,ИТЬ)

  1. «Подбери картинку(-и) на заданный звук»

Цель: развивать фонематические представления ,зрительное внимание.

Ход игры :надев на пальчик нужную модель звуковичка ,ребёнок отыскивает картинку на заданный звук.

Вывод: пальчиковый театр стимулирует развитие мелкой моторики; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции, позволяет в короткие сроки овладеть звуковым анализом и синтезом; развивает память. мышление и внимание ;формирует творческие способности и артистические умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков звукового анализа и синтеза дошкольников

Крайне полезная и очень понятная информация для родителей!!!...

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

·        развитие графических  навыков у детей;·        развитие слухового восприятия неречевых звуков;·...

Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников.

Цель работы: разработать и апробировать систему работы воспитателя по использованию пальчикового театра в развитии мелкой моторики кисти  руки детей младшего дошкольного возраста....

«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»

Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем я...

«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»

Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем я...

Дидактические игра как средство формирования фонематических представлений на этапе овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковым анализом и синтезом

Дидактические игры помогают при работе по коррекции фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.Игры можно использовать не только в детском саду, но и дома с родителями. Совместная з...