«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Чумакова Марина Васильевна

Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем языка и средств, с помощью которых передается мысль. Звуки в речи у этих детей могут сливаться друг с другом, путаться, да и сами слова становятся нечеткими, неточными, расплывчатыми.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:  

      ·  пропуски букв и слогов;  

      ·  перестановка букв и (или) слогов;

      ·  недописывание слов;

      ·  написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";

     ·  повторение букв и (или) слогов;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_formirovaniem_zvukobukvennogo_analiza.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация Презентацию подготовила учитель-логопед Чумакова Марина Васильевна Детский сад №56 «Ромашка» 2018 г. «Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»

Слайд 2

Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем языка и средств, с помощью которых передается мысль. Звуки в речи у этих детей могут сливаться друг с другом, путаться, да и сами слова становятся нечеткими, неточными, расплывчатыми.

Слайд 3

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: · пропуски букв и слогов; · перестановка букв и (или) слогов; · недописывание слов; · написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук"; · повторение букв и (или) слогов;

Слайд 4

Игры, способствующие формированию звукового анализа и синтеза 1. Придумать слова на заданный звук . Например «З»- замок, зуб, зубры… 2. Модифицированный прием игры «Города» , когда каждое последующее слово начинается с конечного звука предыдущего. Например «Лет о - о се нь - н еб о - о блак а - а рбу з …».

Слайд 5

3. Усложненный вариант предыдущего задания. В слове должен быть обязательно заданный звук. Например «Б»- б атон- не б о- о б лака- а б ажур… 4. «Заданные параметры». Нужно подобрать слово, которое не только начинается, но и заканчивается на заданный звук. «К__А» Каша, кошка, калитка, кружка, крупа, калоша… Если ребенок затрудняется в подборе слов, то можно дать подсказку: « Так называют одним словом рис, гречку, пшено…». « Крупа».

Слайд 6

5. « Назови лишнее слово». Логопед произносит одно и тоже слово несколько раз, но между ними вставляет созвучное им слово. Например: Гора, гора, гора, кора, гора. (Нора, пора). Коса, коса, роса, коса, коса. (Коза). Голос, голос, голос, волос, голос. (Колос). 6.Вставить в слова пропущенные гласные буквы. … збук …, …стр…, з …п… х , п …л… тк … . «А» …к…л…, …кн…, …стр…в, л… жка . «О». … гла , в… лка , л… цо , л …па. «И». М… шь , м … ло , кам … ш , пол… нь . «Ы».

Слайд 7

7. Сквозная буква». Металлический стержень, которым открывают замок. Комната для занятий в школе. Стальные полозья для катания по льду. Овощ, похожий на огурец. Письменная принадлежность к к к к к .

Слайд 8

8. « Замена». На доске записаны слова: дом, воз, нос, вол, сок, сом и др. Учащиеся должны заменить в этих словах гласную или согласную так, чтобы получилось новое слово 9.« Слово рассыпалось». Из букв, написанных на каждой строчке, нужно составить слова. О,Н,К,О. А,Р,У,К. И,Р,А,Г. К,А,Л,О,Ж. Ш,А,М,И,А,Н. А,Н,К,И,Г.

Слайд 9

10. «Древнерусское письмо» Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные черточкой. При такой записи предложение «Маша ест кашу» будет выглядеть следующим образом: М_ш_ _ст к_ш_ . 11. «Исправь ошибки» Кот плывёт по океану. Кит из блюдца ест сметану. Божья коробка полети на небо. 12. « Добавление недостающего звука» (до-, ро -, самолё -)

Слайд 10

13. «Бухгалтер» Н азывать слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: «Дым, луг – вторая буква». Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: « ы », «у». Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы «м» и «г». Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах – от 3 до 7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.

Слайд 11

14. «Виселица, или Балда » Эта известная старинная игра чрезвычайно азартна и полезна. Напоминаем правила игры: один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Например, слово «апельсин» будет выглядеть так: а _ _ _ _ _ _ н . Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элементы виселицы, либо в буквы слова « балда ». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово « балда ».

Слайд 12

15. «Чем различаются слова?» лук — лак, рис — лис, раб — рад, кот — кт, рад — ряд, мол — моль, душ — туш. 16. Назови, какой звук первый/последний в слове луч, сила, диван… 17 . Назови все звуки по порядку в слове небо, туча, крыша…

Слайд 13

Упражнение «Корректурная правка». Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами « п /т», « п / р », «м/л» (сходство написания); «г/ д », «у/ ю », « д /б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Слайд 14

Игры, способствующие формированию звукового анализа и синтеза

Слайд 15

Подчеркни буквы, которые нужны тебе для составления слов: дом, лук.

Слайд 16

Раскрась квадраты в соответствии со значками: — красный, — синий, — зелёный. Соедини каждую букву в слове с правильной характеристикой звука.

Слайд 17

Чего больше? Чего больше — гласных или согласных? Допиши буквы так, чтобы в каждой строчке гласных и согласных стало поровну.

Слайд 19

Соедини линией букву с той клеточкой, где она должна стоять, чтобы получилось название картинки.

Слайд 20

Напиши букву С (в клетке с точкой), потом — О, в конце—К. Напиши букву О (в клетке с точкой), перед ней — С, после неё — М. Напиши букву Р (в клетке с точкой), перед ней — О, перед О — Б. В слове 4 буквы. Первая — О, последняя — А, перед А — Ц, после О — В.

Слайд 21

На каждом кубике — буквы одного слова, на каждой грани кубика — одна буква. Напиши в клетках внизу те буквы, которые не видны.

Слайд 22

Составь из этих букв два слова: одно из больших, другое из маленьких букв.

Слайд 24

.

Слайд 25

Закрасьте квадратик, соответствующий месту звука [с] в слове МОСТ.

Слайд 26

Закрасьте квадратик, соответствующий месту звука [ й ] в слове – названии картинки.

Слайд 27

Л …..К К …..Т С …..Р С ….М Р …..К Э….У

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

·        развитие графических  навыков у детей;·        развитие слухового восприятия неречевых звуков;·...

«Система работы по формированию звуковой аналитико - синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»

Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Доклад на педагогический совет на тему:" Игровые технологии и средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возрастa"

Рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование э...

«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»

Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем я...

«Здоровьесберегающие технологии, как средство укрепления здоровья и развития речи детей дошкольного возраста» Опыт работы

laquo;Здоровьесберегающие технологии, как средство укрепления здоровья и развития речи детей дошкольного возраста» 1 слайдВ соответствии с Законом “Об образовании” здоровь...