Главные вкладки

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    консультация по физкультуре на тему

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ –

    ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

    За последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

    Причиной резкого снижения уровня здоровья детей являются:

    • падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;
    • ухудшение состояние здоровья матерей;
    • стрессы;
    • дефицит двигательной активности;
    • недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности, а порой просто нежелание уделять этим вопросам внимание;
    • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
    • частичное разрушение служб врачебного контроля;
    • неполноценное питание.

    Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей.

    Дошкольный возраст – это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Все это делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию и делает актуальным востребованность в дошкольных образовательных учреждениях применение здоровьесберегающих технологий.

    Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

    • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
    • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
    • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

    Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

    Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

    В нашем ДОУ реализуется здоровьесберегающая работа, задачами которой являются:

    1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

    2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

    3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

    Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

    Медико-профилактическая технология

    Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

    Задачи этой деятельности:

    1. организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
    2. организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
    3. организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
    4. организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов
    5. организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

    Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья» – «Индивидуальный маршрут ребёнка», – чтобы инструктор по физкультуре и каждый воспитатель планировали физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

    Физкультурно-оздоровительная технология

    Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

    Задачи этой деятельности:

    1. развитие физических качеств;
    2. контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
    3. формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
    4. воспитание привычки повседневной физической активности;
    5. оздоровление средствами закаливания.

    Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами – в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.

    Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

    Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В своей деятельности «служба сопровождения» руководствуется Положением о медико-психолого-педагогической службе и ставит своей целью создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

    Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

    На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.

    Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

    Технологии валеологического просвещения родителей

    Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

    Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

    В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система работы, в которую входят:

    1. Консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;
    2. Также ответить на все эти вопросы можно на родительских собраниях;
    3. Оформления папок-передвижек;
    4. Личный пример педагога;
    5. Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;
    6. Анкетирование;
    7. Совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;
    8. Буклеты, памятки из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»;
    9. Дни открытых дверей;
    10. Обучение родителей методам оздоровления детей (практикумы, тренинги);
    11. Выпуск газеты ДОУ и т.д.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии

    Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

    Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

    Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением в деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения.

    В нашем ДОУ мы активно используем не только традиционные, но и новые здоровьесберегающие технологии.

    Например, рефлексивно-игровые технологии, которые направлены на сотрудничество взрослого и ребенка, на диалогичность, формирование у него деятельностно-творческого характера, предоставление свободы для принятия самостоятельных решений. С их помощью, т.е. в процессе выполнения заданий, дети учатся осознавать и анализировать не только двигательную деятельность, но и свое собственное психологическое состояние.

    В группах младшего и среднего дошкольного возраста задачи рефлексивно-игровых технологий направлены на:

    1. формирование адекватного самовосприятия;
    2. обучение умению создавать первоначальный образ двигательного действия;
    3. перенос двигательных навыков в новую двигательно-игровую ситуацию;
    4. самостоятельное выполнение естественных видов движений в помещении и на воздухе, соотнесение их с конкретной ситуацией;
    5. адекватное восприятие успеха и неудачи.

    В группах старшего дошкольного возраста рефлексивно-игровые технологии дают детям возможность раскрыть свое Я. Важная роль здесь отводится методу личностной перспективы, который помогает ребенку поверить в свои силы. Метод этот формирует у детей умение выступать инициатором двигательной деятельности, иметь собственную позицию в ее построении, объяснять и оценивать свои действия, физические возможности (особенности физической подготовленности), самостоятельно находить и исправлять ошибки, стремление получить задуманный результат. На основе самооценки возникает саморегуляция собственной деятельности (контроль над своим поведением).

    Большой интерес для нас представляет технология Николая Николаевича Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников», которую, в данный момент, мы активно изучаем.

    Данная авторская разработка заставляет посмотреть на привычные догмы, существующие в физвоспитании, совершенно по-иному и согласиться с утверждением автора, что «в природе уже давным-давно все есть – необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности». Н.Н. Ефименко видоизменил структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в природе нет ничего лишнего, а предыдущий вид движения предопределяет следующий.

    Итак, забота о здоровье – одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле – самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня – это полноценный трудовой, интеллектуальный, культурный, творческий потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Средства формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

    Презентация выступления на Городской Конференции от 28 марта 2012 года г.о. Самара "Деятельностный подход к организации образовательного процесса в ДОУ"....

    «Валеология как фактор формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

    «Валеология как фактор формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Платонова В.Г., старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детс...

    Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста «Приключения колобка»

    Интегрированное занятие  с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста  «Приключения колобка»...

    Конспект совместной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста. Тема: «Зимующие птицы».

    Конспект совместной образовательной деятельностис использованием здоровьесберегающих технологий  как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста. Тема: «Зи...

    Перспективный план образовательной деятельности с детьми общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет по направлению « Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста»

    Перспективный план образовательной деятельностис детьми общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет по направлению « Использование здоровьесберегающих технологийкак средство формирова...

    ОБОБЩЕНИЕ опыта работы воспитателя Плаховой Н.А. на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста»

    ОБОБЩЕНИЕ опыта работы воспитателя Плаховой Н.А.на тему: «Использование здоровьесберегающих технологийкак средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста»...

    Йога как основа формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

    В статье рассматриваются преимущества йоги для детей дошкольного возраста перед другими физическими упражнениями; структура проведения; результаты воспитанников к концу обучения по программе "Йог...