Педагогический совет № 3 Тема доклада: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста по средствам здоровьесберегающих технологий».
материал

Угроватова Нина Александровна

ЦЕЛЬ: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста».

 

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

 мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы» –                                         

                                                                                       В.А.Сухомлинский.

 

            Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогический совет23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное   дошкольное образовательное  учреждение Девицкий  детский сад  « Улыбка»

Педагогический совет № 3

Тема доклада: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста по средствам здоровьесберегающих технологий».

                                                                              Воспитатель

Угроватова  Нина Александровна

                                                            2023 год  

ЦЕЛЬ: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста».

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

 мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы» –                                          

                                                                                       В.А.Сухомлинский.

            Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий:

- здоровье физическое;

- здоровье психическое;

- здоровье социальное;        

- здоровье нравственное.

Критерии оценки здоровья:      

- уровень работоспособности;

- оценка наличия вредных привычек;

- выявление физических дефектов;

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание и личная гигиена;

- положительные эмоции;

- социальное благополучие.

Принцины здоровьесберегающих технологий:

- принцип «Не навреди!»;

- принцип сознательности и активности;

- непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуальности;

- всестороннего и гармонического развития личности;

- системного чередования нагрузок и отдыха;

- постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

- возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

Формы занятий:

- с использованием профилактических методик;

- с применением функциональной музыки;

- с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

- через оздоровительные мероприятия;

- создания здоровьесберегающей среды.

Средства здоровьесберегающих технологий:

1.Средства двигательной направленности:

- элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);

- физические упражнения;

- физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика,

  самомассаж и др.

2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).

3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня…)

   Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

  Существуют следующие приемы:

1.Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).

2.Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж...)

3.Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).

У детей до семи лет среди заболеваний занимают:

1 место - заболевания органов дыхания;

2 место - инфекционные и паразитарные болезни;

3 место - болезни нервной системы и органов чувств;

4 место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.

С учетом этого здоровьесбережение включает следующие компоненты:

- рациональное питание;

- оптимальная для организма двигательная активность;

- соблюдение режима дня;

- предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек;

- повышение психоэмоциональной устойчивости.

            Проводим диагностику здоровья детей. Диагностика – процесс распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье.

             Цель диагностики здоровья детей – способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют  два направления:

- оценка физического развития;

- оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

- Соблюдайте режим дня!

- Обращайте больше внимания на питание!

- Больше двигайтесь!

- Спите в прохладной комнате!

- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

- Гоните прочь уныние и хандру!

- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

- Желайте себе и окружающим только добра!

       Вопрос, который всегда стоял перед педагогами таков – «Чему научить и зачем?». Здоровьесберегающие технологии добавляют им еще один вопрос – «Как учить?». Главная их цель – правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья.

 Как только ребенок начинает ерзать на месте, часто менять свое положение, зевать, укладывать голову на стол, отвлекаться и отвлекать товарищей, это верный знак того, что он уже устал. Бесполезно ругать его или пытаться заставить собраться. Все равно он уже не будет воспринимать новую информацию, а на вопросы вряд ли ответит правильно. Опытный и внимательный педагог сразу это поймет и отреагирует.

Если же дошколенка увлечь, предоставить ему возможность самостоятельно и активно участвовать в его обучении, тогда и энергия, и интерес к занятиям не иссякнут, и, как результат, такой увлеченный интересным процессом ребенок получит гораздо больше знаний, чем при пассивной и нудной их подаче.

Давно известно, что именно в дошкольный период, у детей закладывается понятие здорового образа жизни и формируется их представление о нем. И если мы, воспитатели гармонично и сбалансировано организуем работу с детьми, то это станет крепким фундаментом в сознании детей на всю жизнь, и впоследствии сослужит их здоровью хорошую службу.

Здоровьесберегающие технологии, это та палочка-выручалочка, которая помогает и малышам, и их воспитателям, чтоб учение было в радость. В основном, для сохранения здоровья детей опытные педагоги прибегают к несложным и веселым методам.

По мере того, как дошколята начинают уставать, мы предлагаем им увлекательную динамическую паузу от 2 до 5 минут, например, «Скульптор и фигура», «Море волнуется».

         Не нужно тщательно подбирать время и место и для проведения такой нужной гимнастики, как гимнастика для глаз. Одной, двух минут для ее проведения будет вполне достаточно («Мотылёк», «Заборчик», «Совёнок»).

То же можно сказать и о дыхательной гимнастике. Несколько минут контроля правильного дыхания непосед, и они снова бодры, полны сил. Это и развитие дыхательного аппарата, управление дыханием, обогащение организма кислородом, а кроме того, это дополнительная тренировка речи, произношения.

Проводим бодрящую гимнастику после сна. Выполняем упражнения на кроватках, ходим по дорожкам «здоровья».

Проводим закаливание – водные процедуры.

А так же проводим  полоскание горла.

Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребёнка, является состояние его стопы. Чтобы ребёнок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы. Мы предлагаем для профилактики плоскостопия, такие упражнения как, «Мельница», «Художник», «Утюжки» и т.д., а так же дорожки «здоровья», мешочки с орешками, крупами.

       

Прекрасным элементом занятия являются подвижные игры. Конечно, нужно контролировать, чтоб такая игра не превратилась в неудержимый шквал эмоций. Это должна быть игра малой и средней активности. И, конечно, она должна соответствовать возрасту ребенка, его развитию, быть уместной в определенной обстановке (в помещении или на свежем воздухе). Должно быть учтено и время ее проведения (перед сном игра должна быть умиротворяющей, успокаивающей, и наоборот, после дневного сна она может быть направлена на то, чтоб стимулировать активность малышей). «Зайка беленький сидит», «Найди предмет» для малышей. И для старших детей «Ноги от пола» и т.д.

Конечно, детям, как и взрослым, нужно уметь расслабляться. Мы учим их это, делать, ставим им классическую музыку, используем аудиозапись звуков природы. Релаксация.

Самых маленьких могут отвлечь и развлечь пальчиковые игры. Они удобны для педагога тем, что их любят все дети, для их проведения не нужно особое помещение или длительная подготовка. Мы знаем, что простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. В ходе пальчиковых игр активизируется моторика рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Мы предлагаем увлекательные игры «Моя семья», « Пальчик – мальчик»,  «Капустка» и т.д.

Лучше всего обучать детей в гармоничном объединении занятий и игры. Здоровьесберегающее обучение, это, помимо всего вышесказанного, еще и креативность педагога, т.е. его творческие замыслы.

Успокоить и расслабить ребенка можно во время рисования красками с помощью пальчиков. Тут и мелкая моторика работает, и психически маленький человечек раскрепощается, и фантазию с воображением можно выпустить на волю.

Позитивно влияет на состояние детей и работа с пластилином и глиной.

Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.

Занятия ритмопластикой  направлены на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Дети выполняют упражнения, укрепляющие мышечный аппарат и вырабатывающие правильную осанку, а также упражнения на координацию движений. Также ребята выполняют различные виды ходьбы, знакомятся с некоторыми рисунками танца, упражнениями и играми, развивающими гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в пространстве, что подготавливает детей к исполнительской деятельности.  

Помочь обрести ребенку психологический комфорт, успокоить, потренировать память и внимание можно во время разнообразных игр с песком.

Подготовка к школе это не только умение ребенка считать и читать, все гораздо сложнее. Даже бегло читающий и считающий первоклассник может чувствовать себя крайне некомфортно в школе, по сравнению с тем его товарищем, который умеет находить общий язык с новыми знакомыми, легко идет на контакт и имеет свое обоснованное мнение, которому интересно учиться, а также, крепкому физически. Такие уверенные в себе и активные дети и болеют реже. Именно по этой причине дошкольное обучение должно быть гармоничным, комплексным, не ограничиваться счетом и письмом. Следует разнообразить досуг ребенка танцами, физкультурой, творчеством, музыкой и т.д.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из инновационных идей  21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Еще, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

В заключении можем сказать, что по итогам диагностики  прослеживается низкая заболеваемость у наших детей. Дети наши становятся более активными, выносливыми, ловкими, смелыми и обладают всеми возможностями для гармоничного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".

Материал об использовании интегрированных занятий по формированию у дошкольников здорового образа жизни....

формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредствам здоровьесберегающих технологий

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3708027","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"324","width":"480"}}]]...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Выступление с докладом на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с овз" на IV Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки"

В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы....

Доклад из опыта работы « Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих приёмов»

Современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время...

Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

Доклад музыкального руководителя "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий" на основе своег...