Памятка "Формирование познавательных процессов у старших дошкольников с нарушениями речи"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Милишникова Татьяна Владимировна

В памятке представлены игры и упражнения на развитие познавательных процессов у старших дошкольников с нарушениями речи

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных процессов у старших дошкольников с нарушениями речи

Мир удивителен,

полон тайн и загадок– я хочу их узнать и разгадать.

(Из мыслей маленького человека)

В  федеральном  государственном  стандарте  нового  поколения говориться  о «портрете»  дошкольника,  как  о  любознательной,  активной  и заинтересованно  познающей  мир  личности. Каждый  ребенок  на  занятиях должен  ставиться  в  ситуацию:  «Думай,  рассуждай,  ищи  решения».

Основные характеристики интереса:

•  Положительная эмоция по отношению к деятельности;

•  Наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;

•  Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо о т других мотивов

Основные приёмы и методы развития учебной мотивации дошкольников

а) использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

б) создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности;

в) моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей;

г) широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций.

Психологические особенности детей с нарушениями речи

Речевые нарушения в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка. У таких детей наблюдается:

  • снижение интереса к обучению, повышение утомляемости.
  • Нарушение внимания и памяти;

  • Плохая  переключаемость с одного вида деятельности на другой;

  • Недоразвитие словесно-логического мышления;

  • Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности

Дидактические игры

на развитие внимания дошкольников

I. Развиваем зрительное внимание.

1. «Сделай как у меня»                                                                                                    

Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т.п.

2. «Расставь как было»          

Перед дошкольниками на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».

3. «Дорисуй»                                                                                                                      

Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т.п.

4. «Найди отличия»    

Воспитатель предлагает дошкольникам карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Детям нужно как можно быстрее найти эти отличия.

5. «Кто быстрее»

Взрослый показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соотвествуют определённому цвету. Например: Жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.

6. «Кто спрятался?»                                                                                                  

Взрослый раскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными. После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а он в это время убирает 3 – 4 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие животные спрятались?»      

7. «Срисовывание по клеточкам»  

Дошкольникам даётся лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. «Найди лишнее»                                                                                                          

Детям предлагается карточка с изображением 6 – 7 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. Например: лиса, медведь, волк,воробей, белка, заяц, ёж. (Воробей – птица).                                                                              

II. Развиваем слуховое внимание.

1. «Самые внимательные»

Дети сидят по кругу и выполняют движения в соотвествии со словами: «Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками глаза; «Воздух» – поднять руки вверх.

2. «Что звучало?»                                                                                                               

Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем эти музыкальные  инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют, что звучало.

3. «Повтори за мной»

Дошкольникам  предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому воспитателем, ритмичные удары палочкой по столу.

4. «Слова»

Воспитатель чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности. Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т.п.                                                                                                                                   

III. Развиваем моторно-двигательное внимание.     

1. «Съедобное – несъедобное»

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.

2. «Летает, прыгает, плавает»

Воспитатель показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т.д., а дошкольникам нужно без слов показать какие движения они умеют делать. Например: птичка – дети имитируют движения полёта, заяц – прыгают, жаба – прыгают, а затем плавают (или наоборот) и т.д.

Воспитатель показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

Дидактические игры

на развитие памяти дошкольников

 Что изменилось?

Рассадите несколько игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и измените мизансцену. Попросите сказать, что изменилось. Постепенно усложняйте мизансцену и увеличивайте количество предметов.

 Мемори

Парные картинки выкладываются в произвольном порядке «рубашками» кверху. За один ход игрок открывает на поле две любые картинки. Задача—запомнить расположение парных картинок и открыть их обе в свой ход. Выигрывает тот, кто наберет больше пар. Начинать стоит ч 4-6 пар, постепенно усложняя игру.

Чудесные слова

Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан. Эти слова читаются ребенку 3 раза. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

i?id=27387834&tov=2i?id=3424729&tov=3i?id=10218685&tov=8i?id=64182929&tov=8

МБДОУ «Детский сад № 46 «Северяночка»

г.Гаджиево

Формирование познавательных процессов у старших дошкольников с нарушениями речи

Составила учитель-логопед

Милишникова Татьяна Владимировна

2014 год