«Учим детей правильно различать и называть цвет» (мастер-класс)
учебно-методический материал по логопедии на тему

Иванова Светлана Витальевна

Мастер-класс для воспитателей по работе с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_ivanova_s.v.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед МКДОУ № 22 г. Аши

1 квалификационная категория

Иванова С.В.

Мастер-класс по теме: «Учим детей правильно различать и называть цвет»

Раздел: работа с семьей.

Цель: познакомить родителей с  играми и упражнениями, направленными на  развитие цветовосприятия  и цветоразличения  у  детей с тяжелыми нарушениями речи, которые можно организовать в домашних условиях.

План-ход  мастер-класса:

-Уважаемые жюри, коллеги, гости!

(актуальность)

Цвет – явление загадочное. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаём видеть цвета.

В  дошкольном возрасте,  дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и т.п. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Цвет нужно обязательно увидеть.

    В отечественной и зарубежной литературе было проведено много исследований по проблеме восприятия цвета детьми дошкольного возраста Работы Т.С. Комаровой, Е.А. Аркина, И.П. Сакулиной, Е.А. Фрелиной показали, что знакомство с цветом помогает детям многограннее воспринимать явления и предметы

       Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством.  Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.

           У детей с ТНР способность к различению цвета приближена к возрастной норме. Но стоит отметить, что достаточно часто эти дети испытывают некоторые трудности в определении цвета, часто путаются, ошибаются, а в некоторых случаях отказываются (назвать) обозначить словом цвет, а особенно оттенки основных цветов.

              Следовательно, с детьми, страдающими ТНР, необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

Этой работой должны заниматься и логопеды, и воспитатели, и родители, обучая детей правильному называнию цветов, их сравнению и различению.

- Сейчас я покажу мастер-класс по обучению родителей некоторым приемам работы с детьми.

В качестве родителей я приглашаю наших гостей. Прошу 4 участников пройти за столы.

(участники проходят за столы)

- Здравствуйте, уважаемые родители!

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться  и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

        Работа по формированию словаря у детей с ТНР включает знание, различение, называние цвета и оттенков, умения выделять цвета окружающих предметов, умения сравнивать предметы окружающего мира по цвету. Она может осуществляться в разные моменты жизни и деятельности детей, в том числе на занятиях по развитию речи – при работе со сказками, рассказами, стихотворениями. Персонажи, предметы и явления характеризуются как имеющие цвет: «колокольчик голубой», «лебедь белая», «конь златогривый», «серый волк» и т.п. Таким образом, систематическая, планомерная, поэтапная работа по развитию цветовосприятия и цветоразличения способствует развитию и активизации словарного запаса детей, обогащает их речь.

-Я вам сегодня покажу некоторые игровые упражнения при помощи, которых вы можете дома, не покупая дорогих пособий и игрушек поупражнять ваших детей в различении и назывании цвета.

- Для игры вам понадобятся чистый лист бумаги, шаблоны  листьев, цветной картон, простой карандаш, ножницы.

- На листе бумаги рисуем простым карандашом дерево.

- Теперь берем цветной картон, и с помощью шаблонов вырезаем листья разного цвета

 (вариации  могут быть различны: можно листья одного дерева, но разной цветовой гаммы; можно листья разных деревьев и разной цветовой гаммы, и т.д.)

-И, теперь, когда пособие готово к занятию с детьми, вы можете предложить ребенку:

1.Укрась веточку желтыми листьями (нижнюю, верхнюю и т.д.)

( «родители»  выполняют задание)

2.Укрась нижние ветки дерева - желтыми листьями, верхние ветки - красными листьями и т. д.

( «родители»  выполняют задание)

3. Сделай свое дерево «Волшебным и необычным», используя все разноцветные листья и т.д.

( «родители»  выполняют задание)

Вариантов «украшения дерева» может быть  множество, на что хватит вашей фантазии. Это и летнее дерево, и осеннее, и дерево с необычными листьями.

- Для следующей игры вам понадобится цветной картон, ножницы и любые разноцветные предметы – те, которые вы найдете вместе с ребенком у себя дома - киндер-игрушки, мелкие машинки, бусины, пуговицы, крышки и т.д. Главное, чтобы все это было цветным.

- Я для вас уже приготовила заготовки игры.

- Возьмите квадраты и сконструируйте игровое поле перед собой на столе. Например, как у меня.

- Я вам  сегодня для игры предлагаю цветные силуэты разных фигур.

Сейчас я буду проговаривать  игровые задания, которые вы можете предложить своим детям.

 И так, поиграем?

  1. Положите две красных фигуры на красный квадрат.

Две синих фигуры на синий квадрат.

-Это мы соотносили цвет по образцу. Далее…

2. Усложняем задание.

- Положите зеленые фигуры на фиолетовый квадрат, а оранжевые фигуры на желтый квадрат.

3.Чтобы еще усложнить задание, можно  поиграть с детьми в игру «Почтальон»

 - В  коробке  у ведущего (у меня) все предметы разных цветов.

- Вы говорите ребенку:

У меня на почте много разных писем, их необходимо разложить строго по цветам: желтый к желтому, синий к синему и т.д.  

- Я  вам сейчас буду показывать «письма», а вы должны будете быстро сказать  слово «мое» и забрать «письмо», положив его в нужный цветной сектор-квадрат.

- Кто вперед заполнит все сектора, тот победитель в игре - его почтовый ящик полный.

- Поиграем?

(игра с родителями)

- Вот в такие несложные, но полезные игры вы можете поиграть со своими детьми.

-Процесс формирования цветовосприятия у  дошкольников будет эффективным, если:

-работа по этой проблеме будет систематической и целенаправленной;

- будут использоваться различные средства формирования цвета;

-будет осуществляться всеми взрослыми, которые взаимодействуют  с детьми: и в детском саду и в семье.

-Поэтому я призываю вас к  активному и плодотворному сотрудничеству.

Уважаемые родители, у вас есть ко мне вопросы?

Спасибо за внимание.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим детей правильно произносить и различать звуки

У многих детей к 5 годам не сформирована как звуковая, так и смысловая сторона речи. Это отрицательно сказывается на овладении различными навыками и умениями. Наиболее распространенными у детей дошко...

Учите детей правильно произносить и различать звуки

Я ркая консультация для родительского уголка старшей или подготовительной к школе группе....

Консультация для родителей "Как научить детей различать и называть цвета"

Консультация для родителей "Как научить детей различать и называть цвета"...

Консультация для родителей на тему: "Учите детей правильно произносить и различать звуки."

Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые способствуют формированию фонетико-фонематических процессов, предпосылок к овладению навыками чтения и письма (различение оппозиционных звуков, звукоб...

Консультация "Как научить детей различать и называть цвета"

Как научить детей различать и называть цвета...

Статья "Учим ребенка различать и называть цвета"

Методика обучения детей 2-3-х лет различению и называнию основных цветов....