Педагогическая гостиная для родителей "На пороге школы"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кристева Наталья Павловна

Консультация для родителей "На пороге школы" Быть готовым к школе уже сегодня,  не значит уметь считать, писать, читать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему  этому научиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_gostinaya_dlya_roditeley_2.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая гостиная для родителей

 «На пороге школы»

Задачи:

1. Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.

2. Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.

3. Анализ диагностики в целом по группе, и каждому из родителей индивидуально даются результаты диагностики своего ребёнка.

4. Анализ стереотипов родительского поведения.

5. Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе.

Уважаемые родители!

Скоро для Вас начнётся трудное, но и интересное время. Ваши дети станут первоклассниками. В их жизни будет много перемен. Многим придётся привыкать к новому режиму дня: раньше ложиться спать, раньше вставать, ограниченное общение с телевизором, компьютером.

Постарайтесь больше времени уделять ребёнку, исключите все назидания и моралечитания, не кричите, старайтесь разговаривать спокойно. Ребёнок привыкает к тому, как с ним общаются дома и такого же общения ждёт в школе.

Каким должен быть первоклассник?

Вопрос о зрелости ребенка волнует родителей задолго до поступления в школу. Это большая ответственность родителей перед собственным чадом. Ведь на кону жизнь ребенка на целые 11 лет. Оценка готовности по уровню интеллекта – одна из самых распространенных ошибок. Помните: Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Объем знаний далеко не главное, чем должен обладать ваш ребенок. Есть и другие факторы, на которые нужно обращать внимание…

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

Ребенку нравится узнавать что-то новое, учиться, он постоянно задает вопросы, внимательно слушает ответ взрослого, пытается догадаться сам, способен доводить начатое дело до конца, легко вступает в контакт с другими детьми, готов сотрудничать.

Что ещё подразумевается под психологической готовностью ребёнка к школе?

1.Не плаксивый! На любые замечания нужно реагировать спокойно. Не плакать!

2.Необходимо научить ребёнка работать по образцу, вырабатывать у него устойчивое внимание. То, что делает учитель на доске не оставлять без внимания, смотреть на учителя, а не на соседа, выполнять команды: подниму руку, беру ручку, карандаш, открываю тетрадь…

Вспомните! Сколько раз Вам приходится говорить: «Убери игрушки! Иди спать!» и т.д. прежде, чем ребёнок сядет за стол или уберёт игрушки на место. То же самое происходит иногда и на уроке.

Каждый ребёнок индивидуальный, и каждый научится жить в коллективе, только Вы должны ему в этом помочь.

От того, с каким настроением ребёнок придёт в школу, будет зависеть очень многое.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.

Это не только умение читать, писать, решать примеры, а умение устанавливать зависимость между причинами и следствием, запоминать и быть внимательным именно тогда, когда просит учитель. При обучении чтению и письму именно внимание под влиянием силы воли заставит заниматься рутинной работой – прописывать крючки или разбирать загадочные иероглифы букв.

Важен не объем знаний, а их качество, гибкость представления. Ребенок должен быть готов делать собственные выводы, рассуждать.

ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ.

Важное условие будущего благополучия. Ребенок сознательно стремится в школу, понимает, что учеба – это труд, а не внешние атрибуты, такие как портфель и форма. Статус школьника, новые друзья, знания - вот что должно привлекать ребенка. Он должен уметь адекватно выражать свои чувства, справляться с переживаниями, легко адаптироваться к новым условиям.

ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА.

Сниженный иммунитет, особые проблемы, связанные с логопедическими проблемами, ослабленным зрением потребуют помощи специалиста. Ослабленным, часто болеющим детям лучше не торопиться.

Принимая решение в выборе школы нужно руководствоваться здравым смыслом и наблюдением за ребенком. Решая этот далеко не праздный вопрос, никогда не руководствуйтесь опытом подруг и друзей, для этого есть специалисты, которые в случае сомнений помогут вам принять верное решение.

Набор вопросов от родителей стабилен каждый год: «Ну, как, готовы мы к школе? А по какой программе нам отдавать ребёнка? А мой ребёнок всё знает или подучить?».

На что должны обратить внимание родители:

1.Звуковая сторона речи. К моменту поступления в школу ребёнок должен правильно произносить звуки речи. Звуки должен на слух дифференцировать. Придумывать слова на заданный звук. Определять количество слов в предложении. Сливать звуки в слово (с-л-о-н --- слон). Называть первый и последний звук в слове, количество звуков, составить предложение с этим словом.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи –язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, значит можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Сегодня мы попробуем сделать несколько упражнений для губ и языка.(показ слайда)

2.Слоговая структура слов. Ребёнок должен уметь воспроизводить слова различной слоговой структуры (скакалка, квартира, художница, аквариум, парикмахерская и т.д.). А также предложения состоящие из этих слов (Милиционер стоит на перекрёстке. Троллейбус остановился около светофора.)

«Дышим правильно- говорим легко»

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Все упражнения на дыхание помогут достичь  плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Следить, чтобы не надувались щеки. (показ слайда)

«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

Развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка, т.к . представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию. (показ слайда).

«Слушай и отгадывай»

Развитие фонематического слуха неотъемлемая часть логопедических занятий.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Цель наших упражнений – научить ребенка слушать и слышать. (показ слайдов).

Упражнения для речевого дыхания

1.    Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
2.    Сдуть бабочку с кончика носа.
3.    Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть,  чтобы не пролить воду.
4.    Надуем шарик, не раздувая щеки.
5.    Вертушка, губы.

3.Словарь и грамматический строй речи. На этом разделе остановимся более подробно. Предлагаю родителям провести игры со своими детьми. Игра «Из чего, из чего, из чего же сделан (состоит) чайник, человек, птица, рубашка, обувь, машина, компьютер». Ребёнок должен перечислить части по предъявлению. (Человек — шея, лоб, ресницы, щёки, ладонь, локоть, плечи, колени, локти, ногти; птица — клюв, крыло, перья, когти, лапы, хвост; рубашка- петли, манжеты, воротничок; чайник — крышка, носик, донышко, ручка; ботинок- язык, каблук, подошва, шнурок).

Семья – ребенок должен рассказать о себе и членах своей семьи, назвать адрес и телефон.

Общий уровень знаний – названия дней недели, месяцев, времен года, частей суток, знать что за чем идет.

Профессии – название, чем занимается, какими инструменты использует.

Электрические бытовые и осветительные приборы – назначение, безопасное использование.

Мужские и женские имена.

Живая природа – знать названия домашних и диких животных, среду обитания, чем питаются, как называют детенышей, как голос подают, как защищаются, характерные особенности.

Птицы - дикие, домашние, хищные. Знать перелетных и оседлых.

Рыбы – названия морских, речных, аквариумных рыб, как живут.

Растения – знать названия деревьев, цветов, трав, грибов - называть их части (корень, стебель и т.д.).

Математические знания – счет до десяти и обратно, состав числа, геометрические фигуры. Уметь сравнивать предметы по величине, форме, цвету.

Ориентация в пространстве – показывать право, лево, верх, низ, ближе, дальше.

Связная речь. Предложения должны быть распространённые и состоять из 5-6 слов. В этом возрасте в речи ребёнка должны быть предложения сложносочинённые и сложноподчинённые. Речь — эмоционально окрашена. При беседе быстро и правильно умеет ли подобрать нужное слово, составить рассказ по картинке, как велик словарный запас, правильно ли ребенок выражает свою мысль.

Логические знания – найти лишний предмет, обязательно объяснить, почему этот, выделить общий признак у предметов.

Внимание – найди различие, что пропало, выполнение заданий из четырех, пяти действий – возьми ручку, нарисуй квадрат, переверни лист, отнеси его на окно.

Ведущим предметом в начальной школе является ЧТЕНИЕ.

Хорошо читающий ученик быстрее развивается, овладевает навыком грамотного письма, легче справляется с решением задач. Необходимо включать в режим дня ежедневное чтение книг, желательно в одно и то же время, с последующим обсуждением, ответами на вопросы, пересказом. Поначалу читать придётся Вам, и если Ваше чтение эмоциональное, выразительное, ребёнку быстрее захочется научиться читать самому, и тогда он уже будет читать для Вас. Используйте комбинированное чтение: 10 мин. – Вы, 5 мин. – он.

Всесторонняя подготовка ребенка к школе - это не одноразовое усилие, а долгая, планомерная работа. Только кропотливый труд поможет ребенку хорошо успевать в начальных классах. Сейчас существует много различных методик по подготовке к школе. Развивающие книжки и пособия делают задания интересными и приятными.

Будьте добры, ласковы, внимательны, терпеливы и у Вас с Вашим ребёнком всё получится!!!

От всей души желаю Вам больших успехов!!!

Рекомендации родителям первоклассника

Ваш ребенок пошел в первый класс, но это не повод для того, чтобы расслабляться, а как раз наоборот. Во многом именно от вас зависит, как будет учиться ребенок, и его отношение к школе. Обратите внимание на следующие моменты.

1. Помните, что ваш ребенок первоклассник, а не десятиклассник, поэтому не требуйте от него больше, чем надо.

2. Уважительно относитесь к самостоятельности ребенка, его новой школьной жизни, теперь у него появились личные дела – отношения с одноклассниками, учителем, школьное расписание, уроки.

3. Не старайтесь полностью контролировать пребывание ребенка в школе, некоторые моменты можно обсудить индивидуально с учителем, но не в присутствии ребенка. Больше обращайте внимание на пребывание ребенка дома, чем он занимается, как и сколько, но опять же ненавязчиво и незаметно для ребенка, чтобы он не подумал, что вы им командуете.

4. Не принижайте, не стыдите ребенка перед его сверстниками. Старайтесь сформировать адекватную самооценку.

5. Спрашивайте, что он нового узнал в школе, чем занимались на уроках, какое было домашнее задание и т. д.

6. Уважайте его самостоятельность и личные вещи. Не копайтесь без его ведома в портфеле, не перекладывайте его вещи в шкафу и т. д.

7. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

8. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

9. Обратите внимание, знает и использует ли, ваш ребенок, «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. д. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет "Ребёнок на пороге школы"

ход педсовета с участием родителей "Ребёнок на пороге школы"...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

План повышения психолого-педагогической культуры родителей «На пороге школы»

План повышения психолого-педагогической культуры родителей «На пороге школы» Цели: содействие формированию психолого-педагогической компетентности родителей детей дошко...

"Педагогическая гостиная "На пороге к школе"

Консультация для родителей....

Мастер-класс: Педагогическая гостинная "На пороге школы"

Всесторонняя подготовка ребенка к школе - это не одноразовое усилие, а долгая, планомерная работа. Только кропотливый труд поможет ребенку хорошо успевать в начальных классах. Сейчас существует много ...

Заседания детско - родительского клуба «Мы вместе», гостиной «У школьного порога». Тема: «Задачи семьи при подготовке ребенка к школе»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "Ушкольного порога" тема заседания "Задачи семьи при подготовке ребенка к школе"...

Заседания детско- родительского клуба «Мы вместе», гостиной «У школьного порога». Тема: «Что такое готовность ребенка к школе - из чего она складывается?»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "У школьного порога" тема заседания "Что такое готовность ребенка к школе - из чего она складывается?"...